Урок окружающего мира Наши подземные богатства Нефть


Урок окружающего мира в 4 классе

Тема. Наши подземные богатства. Нефть.

Цель. Познакомить учащихся со свойствами нефти, её применением.

Задачи. 1.Уточнить представления учащихся о полезных ископаемых нашего края,

познакомить со свойствами нефти, дать представление о её применении.

2.Формировать умение работать с картой.

3.Развивать познавательную активность учащихся, внимание, умение рассуждать, делать выводы, обогащать словарный запас.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Дидактические моменты.

Организационный

Урок окружающего мира

Слайд

Родной наш край

Суровый и безбрежный,

Чарующий и нежный,

Тебя, наш край любимый,

Придумал фантазер.

Сегодня мы совершим путешествие по нашей Югорской земле, и поговорить о богатствах, которые хранит эта земля.

II. Проверка домашнего задания.

1.Фронтальный опрос.

-Давайте вспомним, что такое полезное ископаемое?

(То, что люди добывают из глубины земли или ее поверхности.)

— В каком состоянии находятся полезные ископаемые?

( Твердые, газообразные, жидкими.)

Какие п. ископаемые относятся к твердым? Расскажите о торфе, покажите на карте залежи торфа.

Какие полезные ископаемые относятся к газообразным? Расскажите о газе и покажите на карте месторождения?

2. А сейчас вы проверите свои знания по этой теме, выполнив тест и разгадав кроссворд.

1 группа возьмите тест и приступите к его выполнению,2группа возьмите кроссворд и начните с ним работать.

( Учащиеся работают с тестом и кроссвордом.)

Проверим тест с ответами теста на доске. У кого выполнен тест правильно получает 5, одна ошибка -4.

Кто выполнил работу на 5?

Кто на 4?

Слайд Кроссворд

Проверим кроссворд? Почитайте 1 загадку. Какое это п.и.?

Вывод. Какие полезные ископаемые повторили?

Какое слово получилось по диагонали? ( нефть)

Слайд с природой

III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Сегодня мы познакомимся со свойствами нефти и узнаем, как эти свойства используются человеком.

Наша с вами Родина – древняя Югорская земля. Находится в центре Сибири. Земли Ханты-Мансийского округа лежат в самом центре страны.

IV. Усвоение новых знаний.

(учащиеся читают стихотворения)

1.Здесь песок и тайга, здесь метель и пурга

Здесь морозы за сорок бывают.

Здесь и в дождь и мороз черно-бурую нефть

Из сибирских глубин добывают.

Хранит природа с нефтью кладовые,

От глаз людских укрыв со всех сторон,

Но зашагали вышки буровые

В Нефтеюганск, Сургут и Мегион.

2.Югра – древняя, суровая и щедрая земля за Уралом. Сегодня она известна, прежде всего, запасами нефти и газа. В середине XX века их открыли мужественные и преданные своему делу люди. Благодаря им нефть стала основным источником богатств для округа и России.

Слайд

Ученые полагают, что нефть образуется из крохотных морских организмов, которые падают на морское дно, и их погребает слой ила. Постепенно ил затвердевает и превращается в горную породу, а остатки замурованных в ней организмов становятся маленькими капельками нефти. Этот процесс занимает миллионы лет.

3. А сейчас мы пройдем в лабораторию, где познакомимся со свойствами нефти и узнаем, как человек использует ее в своей жизни.

— Что такое лаборатория? (Заранее готовит ученик)

Лаборант?

— Прежде чем приступить к работе, ознакомьтесь с техникой безопасности.

Слайд

1.Вещества нельзя брать руками и проверять на вкус.

2.При выяснении запаха вещества, нельзя подносить сосуд близко к лицу. Нужно ладонью сделать движения от отверстия сосуда к носу.

3.Без указаний лаборанта не смешивать вещества.

И так какие 3 правила нужно соблюдать?

— В природе очень много веществ, и все они обладают разными свойствами. Проведя исследования, мы выявим свойства нефти по плану.

Слайд

Состояние.

Цвет.

Запах.

Маслянистость.

Плотность.

Растворимость.

Горючесть.

-Определим первое свойство нефти.

Возьмите стакан с нефтью. В каком состоянии находится нефть.

( жидкое)

— Какого цвета?

Цвет нефти варьирует от светло – коричневого до темно – коричневого, но чаще всего, это жидкость тёмного цвета?

( тёмное)

— Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе любого вещества? Необходимо вещество понюхать. Вспомните технику безопасности. Посмотрите, как это сделаю я.

— теперь аккуратно понюхайте нефть сами. Что можно сказать о запахе нефти?

( резкий запах)

– Определим следующее свойство нефти, проделаем опыт. Поставьте перед собой нефть. Возьмите палочку и аккуратно, не спеша опустите в стаканчик с нефтью. Приподнимите палочку, дайте стечь нефти, а теперь прикоснитесь к листу бумаги. Посмотрите, какой след остался на бумаге. Блестит бумага. И это не случайно. Нефть — маслянистое вещество.

(маслянистое)

— Какое следующее свойство нефти мы должны определить? Проделаем опыт.

— У жидкостей плотность определяется относительно воды. Легче или тяжелее воды. В стакан с водой аккуратно капните нефть.

— Что произошло с нефтью? (растеклась по поверхности)

— Нефть легче или тяжелее воды? Какой вывод можно сделать?

(легче воды)

— Посмотрите, какое следующее свойство мы должны выяснить. (растворимость)

— Посмотрите на стакан, в который вылили нефть.

— Что вы можете сказать о нефти? Растворилась ли нефть?

(нерастворимое)

— Чтобы узнать следующее свойство посмотрите внимательно, что произойдёт с нефтью

Учитель поджигает нефть

Нефть горит

(горит)

Вывод: Какие свойства нефти вы узнали? (повторить все)

Откройте дневники юного исследователя и запишите свойства.

Физкультминутка

На карте залежи нефти обозначаются вот таким условным обозначением.

Слайд

Месторождения нефти сосредоточены в основном между Уралом и Обско-Енисейским водоразделом.

А какие районы самые богатые нефтью?

Самые крупные из них находятся в Нижневартовском, Нефтеюганском, Сургутском районах. (показать на карте)

С этими районами связано 278 месторождений.

Слайд

По последним данным в пределах Сургутского района наиболее крупными месторождениями является Федоровское, Лянторское, Нижнее – Сортымское, Сургутское, Быстринское.

Слайд

Богата Югорская земля нефтью уже добыто 9 мил. тонн нефти и произошло это 2 июня 2008г.

Поскольку работали все нефтяники непрерывно, свою тонну внесла каждая буровая.

1.- У кого родители работают в нефтяной отросли? (ответы нескольких детей)

— Расскажите о работе своих родителей.

А как добывают нефть?

Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть поднимается сначала сама из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого её выкачивают мощными насосами. Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия – один из самых крупных в мире экспортеров нефти (экспорт – это вывоз товара за границу для продажи).

— С помощью чего добывают нефть? Станок — качалка.

2. Что делают из нефти?

( заранее подготовленные дети читают сообщение)

Слайд (Станок – качалка и вокруг игрушки, одежда, обувь, моющие, свеча тд.)

Вывод. Говорят: «Нефть – черное золото».

Почему нефть сравнивают с золотом?

А почему черное золото?

V.Закрепление новых знаний

А сейчас проверим как вы усвоили тему урока. Откройте дневники юного исследователя.

Соедините условные обозначения со свойствами полезных ископаемых.

VI. Итог урока

-Какими полезными ископаемыми богата Югорская земля?

— С какими свойствами нефти познакомились?

— Что получают из нефти?

VII. Домашняя работа.

Вы много узнали о нефти, дополнительно прочитаете в учебнике на странице 165-166 и напишите сообщение «Нефть – богатство Югры.»

Рефлексия. Тот, кто с удовольствием работал, и было интересно, поднимите факел красного цвета.

Оценки






See also:
Яндекс.Метрика