Урок окружающего мира на тему Семейный бюджет


Урок окружающего мира, проведённый по сингапурской методике в 3 В классе МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» Арского муниципального района Республики Татарстан

Учитель Ахунова Гузель Габделхаевна

Тема: «Семейный бюджет».

Тип урока: изучение новой темы.

Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

– образовательные:

ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом;

формировать представление о структуре семейного бюджета;

повторить изученные экономические понятия “бюджет”, “доход”, “расход” и

познакомить с новыми понятиями “накопление”, “экономия”, «дефицит», “прибыль».

– развивающая

развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;

– воспитательные:

формировать умение работать в группе;

воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

Оборудование: интерактивная доска, смарт-презентация, карточки-«углы», карточки у каждого (проверка д/з , для структуры Quiz- Quiz –Trade), раздаточный материал (список товаров, список состава семьи), тесты.

Примечание: обучающиеся уже изучили понятие «государственный бюджет» на предыдущем уроке.

Домашнее задание: Практическое.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учеников друг друга.

— Поприветствуйте партнёров по плечу, партнёров по лицу и гостей.

2. Проверка домашнего задания. ( Структура QuizQuizTrade) ( з раза)

а) У каждого ученика карточки со скрытыми ответами по теме прошлого урока «Государственный бюджет». Дети встают, поднимают руку , ищут ближайшую пару. Ученик А опрашивает ученика В, благодарит. Затем меняются ролями. Ученик В благодарит ученика А . Ученики меняются карточками и переходят к другим освободившимся. Затем садятся на места.

Вопросы на карточках:

– Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства.)

– Какой предмет можно нарисовать, чтобы изобразить бюджет? (кошелёк)

– Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

– Как называются деньги, которые тратят? (Расходы.)

– Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

— Кто платит налоги государству? (граждане и государство)

— Откуда государство получает доходы? (граждане и государство платят налоги )

— На что тратит государство деньги в образовании? ( зарплата учителям, стипендии студентам, на содержание школ, детских садов, институтов)

— На что государство расходует деньги? (на образование, на здравоохранение, на содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий).

— Прямой обмен одних товаров на другие? (бартер).

— Как называется плата за работу? (заработная плата).

— Деньги, которые откладывают на будущее? (сбережения).

— План доходов и расходов государства? (государственный бюджет).

б) Итоговая проверка д/з учителем по вопросам:

— Что такое и из чего же складывается государственный бюджет? Отвечает стол … №…

— Откуда же государство получает доходы? Отвечает стол … №…

— На что государство расходует деньги? Отвечает стол … №…

3.Постановка проблемы урока.

Подумайте, а может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

Обсудите это с партнёром по плечу.

— Отвечает стол №… №…

Обсудите в группе, как мы назовём тему нашего урока?

— Отвечает стол №… №… СЛАЙД 1

-Вы уже знаете, что такое государственный бюджет и из чего складывается.

-А теперь подумайте и обсудите с партнёром по лицу, что такое семейный бюджет и из чего складывается?

— Отвечает стол №… №…

СЛАЙД 1 ( открываю ответы)

4. Изучение нового материала.

1) Сказка.

— А сейчас мы на некоторое время попадём в сказку, слушайте внимательно.

СЛАЙД 2

Муха, Муха-Цокотуха,Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Вечером собралась вся семья вместе. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы мальчики – мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы. Мальчики – мушата громко спорили о появлении у соседского Жжика нового самоката.

– Так, – сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо. Ты наш будущий ученый, – сказал он старшему сыну, студенту Жужику, – неси калькулятор, посчитаем.

Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором там удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал “Доход”.

– Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, т. е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1 500 денежек, – сообщил отец.

Мальчики посмотрели на него с уважением.

Дедушка и бабушка в стороне не остались.

– Мы тоже получаем денежки, по 300. Раз нас двое, то это 600 денежек.

Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи, 200 денежек.

-Наша малышка тоже получает денежки — пособие на ребенка,- добавила Муха-Цокотуха.

А теперь на калькуляторе №1 посчитайте доход семьи МухиЦокотухи:

СЛАЙД 3

ДОХОД

заработная плата – 1500 денежек

пенсия – 600 денежек

стипендия – 200 денежек

пособие – 200 денежек

ИТОГО: (дети записывают) 2500 денежек

– Ура! Целых 2 тысячи да еще 500 денежек! Можно купить несколько самокатов!

Муха взяла листок и написала “Расход”.

– У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу нужно купить теплые сапожки и варежки. На это я потрачу еще 600 денежек.

Бабушка вмешалась:

– Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.

– За детский сад еще нужно 100 денежек.

Папа и студент Жужжик потребовали 200 денежек, чтобы оплачивать транспорт. А мушата заинтересовались.

– Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? А в кино разве мы не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах.

А еще нужны учебники по защите леса, альбомы по рисованию, карандаши.

Бабушка с дедушкой вспомнили, что они собирались в театр, а Малышке нужно ко дню рождения купить куклу.

– Все высказались? – спросил папа. – Тогда подведем баланс.

Что такое баланс не знал даже студент Жужжик.

СЛАЙД 4

Папа сложил цифры и получил 2 100 денежек. Затем, взял калькулятор и отнял от цифры “Доходы” (2500 денежек) цифру “Расходы” (2100 денежек).

СЛАЙД 5

-Повторите за ним его действия. (Дети вычисляют доход-расход)

– Ура! Осталось еще 400 “самокатных” денежек!

– Это не “самокатные” денежки, а наши накопления.

СЛАЙД 5 – открываю слово НАКОПЛЕНИЯ

Накопления – это то, что останется от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое.

2) Работа по теме урока.

Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план доходов и расходов хотя бы приблизительный. А это и есть бюджет. Если не распределять бюджет, могут произойти разные неприятности (чтение ситуации о распределении своих доходов по учебнику на стр. 77-78 )

5. Работа по учебнику (с. 77–79) Дети вслух читают текст в учебнике.

— Читаем с 3 абзаца

– Запишите у себя на листочках, о каких видах доходов узнали? (Выручка от продажи, прибыль от фирмы, гонорар, процент по вкладу.)

1 листок на стол. Дети по очереди записывают один вид и передают листок следующему.

Отвечают №…

СЛАЙД 6 , открываю слова по мере их озвучивания детьми ( выручка, прибыль , гонорар, процент по вкладу.)

6. Практическая работа.

1) Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов.

 

А) Доходы. (Timed Round Robin-20 секунд ) 6 СЕМЕЙ                                  

                            

– На уроке у нас сегодня шесть групп – шесть семей и состав этих семей будет разный.

-Подумайте, какие доходы могут поступать в ваш семейный бюджет?

1 группа- 4 человека( мама, папа, сын и дочь- школьники)

2 группа- 4 человека ( папа, мама, сын-студент, дочь-школьница)

3 группа- ( мама, дочка-ученица)

4 группа- 6 человек (папа-писатель, мама, бабушка, дедушка,дочь-студентка,1 сын- школьник )

5 группа- 3 человека (мама, бабушка, дочка-ученица)

6 группа- 5 человек ( папа-предприниматель, мама, бабушка, 2 сына- школьника)2 человека

Структура Timed Round Robin ( у каждого карточка с членами семьи в одной графе и названиями доходов в другом, дети их соединяют их карандашом. Каждый по очереди в течении 20 сек. высказывается).

Будут отвечать с каждого стола №…

СЛАЙД 7 ( выводить на экране состав семьи)

Б) Расходы. Обсуждает вся группа, делает выбор. ( У каждой семьи карточка своего цвета)

– Теперь вы одна семья. Дайте своей семье необычную фамилию, подходящую к нашей теме. У вас есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет и в графе ваш выбор поставьте знак «+».

Список товаров и услуг

Товар или услуга

Цена, руб

Ваш выбор

Лекарства

5

Продукты

50

Одежда

10

Обувь

10

Бытовая химия

4

Транспорт

10

Велосипед

15

Музыкальная (спортивная) школа

10

Книги

5

Компьютер

40

Игрушки

5

Платежи и налоги

30

Диски с мультфильмами

6

Посещение цирка

6

Посещение боулинга

7

Туристическая поездка

80

Поход в кино

4

Мороженое, конфеты

5

Фрукты

8

ФОРМУЛА СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА

( >, < , = )

ДОХОД

?

РАСХОД

Бюджет= 100 рублей

?

-Теперь вы подсчитайте расходы.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика