Урок окружающего мира Московский Кремль


Тема урок: Московский Кремль

Цель: познакомить с достопримечательностями Московского Кремля; в доступной форме представить сведения из истории, связанные с Московским Кремлем и его архитектурными памятниками; воспитывать чувство любви к своей стране, гордость за нее.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значение Кремля для жителей России; научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; читать текст учебника и находить в нем нужные сведения.

Оборудование: картинки и фотографии с изображением Кремля и Красной площади.

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

I.Организационный момент

Цель этапа: психологический настрой к уроку

-Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответил ты,

Нас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь.

Включение в деловой ритм.

Готовятся к работе.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

II Этап проверки д/з

Цель этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д\з уч -ся

— Когда была основана Москва? (слайд 2)

— Кто был основателем? (слайд 3)

— Где был заложен город?

— Что такое план города?

— Что изображено на гербе Москвы?(слайд 4.)

-О каких достопримечательностях Москвы вы узнали дома? ( слайды 5 – 10)

( Была основана более 850 лет назад )

( Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий)

(На берегах Москвы- реки)

( План – это чертёж местности)

(На гербе Москвы изображён всадник с копьём, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец.)

(Ответы детей.)

III Проблемное объяснение нового материала.

Цели этапа: анализировать знания учащихся. Создание проблемной ситуации.

Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно.

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

М. Лермонтов

О какой достопримечательности Москвы говорится в стихотворении?

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

Прочитайте тему урока на с. 102 учебника.

Кто уже видел Кремль? Вы будете моими помощниками на уроке.

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

— А что говорит об этом Муравьишка? Прочитайте.с 102

(О Кремле.)

(О Кремле.)

(Московский Кремль.)

( Ответы детей)

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

IVЭтап усвоения новых знаний и способов действий

Цели этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч –ся изучаемого материала

Работа по учебнику

— Что вы знаете о Кремле?

Давным – давно из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы – крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм – место слияния узенькой лесной речушки неглинной и полноводной , чистой , как слеза, Москвой – рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской. Место было тихое, глухое, водное, рыбное, охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором – тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.

Шли годы. Всё чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском появились стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной .

А вот что было дальше с Кремлём, мы узнаем из учебника

— Прочитайте текст на с. 102—103 учебника

Задайте вопросы по тексту.

Работа в паре

— Прочитайте задание 1 на с. 103.

—Что вы можете рассказать об этих достопримечательностях по фотографии?

Сайды 13-19

Резиденция Президента России.

Обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей — Соборной площади Кремля. Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 г. Ее окружают три величавых собора — Успенский, Благовещенский и Архангельский. Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого.

Площадь трех соборов в ее современном виде возникла в конце XV в. при великом московском князе Иване III, смелом, волевом и решительном человеке. У каждого собора свой облик и назначение. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны. По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор — домовая церковь великого князя.

В 1509 г. был закончен и Архангельский собор — самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминает сказочный заморский дворец. Архангельский собор — это усыпальница московских князей и царей.

Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой выси, на боевой площадке, сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны-колокола, поднимала стража мосты надо рвом и наглухо запирала кремлевские ворота. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву.

Спасская башня.

Колокольня Иван Великий.

Успенский собор.

Архангельский собор.

В 1509 г. был закончен и Архангельский собор — самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминает сказочный заморский дворец. Архангельский собор — это усыпальница московских князей и царей.

Рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Куда ни пойдешь по улицам и переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь его золотую шапку. Высок и строен Иван Великий. В былые времена путники видели его за десять верст от Москвы. Бело-золотую кремлевскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».

Большой Кремлёвский дворец.

Троицкая башня.

Арсенал.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

№1,2 (с. 46-47).

(Самостоятельное выполнение.)

(Ответы детей.)

(1.Что называют сердцем Москвы? ( Кремль)

2. Как выглядят стены кремля?(Его древние стены с зубцами, бойницами. Сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы – реки)

3. Чем был Кремль в далёкие времена?

( В далёкие времена Кремль был Крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага)

4. Чем является Московский Кремль для нашей Родины?( Московский Кремль – символ нашей Родины.)

5. Кто работает в кремле?( В Кремле работает Президент Российской Федерации)

6. Что ещё находится в Кремле?( Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится вся Россия)

(Ответы детей.)

Регулятивные: планирование ,прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

VЭтап первичной проверки понимания изученного.

Цель этапа: выявить пробелы первичного осмысления изученного, неверные представления уч-ся.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№1,2 (с. 67-68).

(Самостоятельное выполнение.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование. ЛОГИЧЕСКОЕ – РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ РАССУЖДЕНИЙ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ.

Физкультминутка

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам шлеп!шлеп!

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай,

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой,

Вправо можем,

Влево можем

И крест-накрест руки сложим.

VIЭтап закрепления новых знаний и способов действия

Цели этапа: обеспечение повышения уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания

Работа по учебнику

Учащиеся читают текст на с. 104—106, отвечают на вопросы.

-Кто построил белокаменный Кремль?

-Кто перестроил Кремль 500лет назад и почему?

— Как стал выглядеть Кремль?

Затем рассматривают фотографии на с. 106—107, описывают достопримечательности, изображенные на них.

2. Выполнение задания в рабочей тетради № 3 (с.69).

(Самостоятельное выполнение.)

( Белокаменный Кремль построил Дмитрий донской)

( Перестроил Кремль Иван Третий)

( Зачитывают из учебника с. 105)

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция)

Познавательные:общеучебные – самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества

VII Рефлексия

Цель этапа: осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия.

-Что вы узнали на уроке?

-Почему Московский Кремль является символом нашей Родины?

— Какие достопримечательности можно увидеть в Кремле и на Красной площади?

— Что вам особенно удалось?

(Дают полные ответы на конкретно поставленные вопросы)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование.

VIII Домашнее задание

Цель этапа: обеспечить понимание уч – ся цели, содержания и способов выполнения д\з

1. Учебник: задание 2 (с. 103).

2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 70).

3. Найти и принести фотографии, выполнить рисунки Кремля. Для тех, кто был в Кремле, — подготовить рассказ о своей поездке.

IX Итог урока

Цели этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч – ся.

— Все ли учебные задачи урока мы выполнили?

— Что вам особенно понравилось на уроке?

— О чем еще хочется узнать?

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнёра.

Познавательные:

Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевоевысказывание, рефлексия способов и условий действия.






See also:
Яндекс.Метрика