урок окружающего мира Культурные растения моего края УМК ПНШ


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9.

Урок

окружающего мира.

2-ая четверть 2-го класса.

«Культурные растения нашего края»

Подготовлен и проведён

учителем начальных классов

Козыревой Н.А.

СТ. СТАРОМИНСКАЯ. 2008 год.

Задачи урока:

1. Назвать признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных. Познакомить учащихся с растениями разных групп. Расширить их знания о растениях Краснодарского края.

2. Продолжить знакомство учащихся со структурными компонентами сообщения на уроке окружающего мира, развивая монологическую речь детей, умения сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к природе.

Ход урока.

КАДР №1.

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы, целей урока.

а) Сегодня на уроке мы проведём 4-е заседание клуба. Оно открывает главу учебника «Культурные растения. Продолжительность жизни растений».

— Найдите по Содержанию учебника первый урок главы. Откройте нужную страницу (стр.87).

КАДР №2.

-Прочитайте тему заседания. Оно будет длиться два урока. Сегодня мы начнём заседание, а завершим на следующем уроке.

КАДР №3.

б) — Обратите внимание на задание всем присутствующим.

Чтобы подготовить такое сообщение, каждый должен понять: о каких растениях и в каком порядке он должен сказать.

— Отложите учебники.

3. Повторение.

КАДР №4.

а) Работа в тетради.

— Прочитайте задание №50. Выполните его.

Сообщение на тему культурные растения

-Выполним проверку цепочкой. Дикорастущие растения вы отметили знаком …, культурные растения вы отметили знаком …

Начинаем проверять. Называйте растение, и цвет галочки. Если будут замечания, поднимайте руку.

— Итак, кто нашёл в своей работе ошибки? Почему вы их допустили?

-Закройте тетради.

КАДР №5.

б) Проверка домашнего задания.

-Дома вы прочитали текст о мхе сфагнуме, подготовили рассказ.

Послушаем, что вы узнали об этом растении.

— Кто желает отвечать?

4. Новый материал.

а) Работа с учебником.

Чтение текста на стр.87-88 учителем.

б) Выполнение задания на стр.88. (читает учитель)

— Что ты ответишь Мише? Почему?

— Какие культурные растения ты видишь на рисунке? (роза, клубника, яблоня, ромашка)

— Какие дикорастущие растения ты видишь на рисунке? (одуванчик, подорожник, берёза – за изгородью)

— Кто посадил их в саду? Как же они появились во дворе?

КАДР №6.

в) Работа с таблицей.

— Рассмотрите таблицу.

— Как вы понимаете слова «приспособились», «распространение»?

(«каким способом», «странствуют» )

— Подберите слово-синоним к слову «странствуют». (путешествуют)

Как рябина приспособилась к распространению семян?

(Семена находятся в ягодах красного цвета. Этот цвет привлекает внимание птиц, хорошо заметен. Птички расклёвывают ягоды, семена выпадают.)

Какое приспособление есть у клёна?

(на семенах – словно крылышки, поэтому их легко переносит ветер)

Какие растения приспособились к распространению семян с помощью ветра? Как?

( *у одуванчика семечко прикреплено к парашютику;

*семена берёзы, после созревания на берёзовой серёжке – бруньке, легко планируют на своеобразной юбочке

*джузгун имеет форму шара и легко перекатывается по земле, роняя по пути семена)

Как путешествуют семена прицепника?

(прицепник имеет колючки и легко цепляется за шерсть животных, которые переносят их)

г) Выполнение задания на стр.88.

-Так чем же отличаются культурные растения от дикорастущих?

( культурные — высаживает человек )

— А ещё? Какие условия нужны культурному растению, чтобы оно хорошо росло, давало красивые цветы или богатый урожай?

(нужно поливать…. ухаживать)

д) Работа с текстом на стр.88-90.

-Прочитайте статью.

— Выскажите предположение (чтение вопроса на стр.90).

(Дети называют группы растений, определённые Мишей.)

КАДРЫ7-8.

-А сейчас ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА.

Назовите растение, группу. Приведите примеры растений каждой группы, которые выращивают в нашем крае.

ШЕЛКОВИЦА -для питания людей.

-Верно. И всё же шелковицу люди выращивают ещё и для других целей.

***Послушайте рассказ о шелковице.

Шелковицей называют тутовое дерево, хотя на самом деле это крупный кустарник. Она растёт в Азии, Африке, Америке, у нас в России.

Некоторые виды шелковицы выращивают ради съедобных плодов. Кто не любит полакомиться тютиной, как называют эту ягоду на Кубани?

И всё же чаще всего тутовое дерево растят ради листьев. Нет, нет, люди листьями не лакомятся. Листья эти нужны для питания необыкновенной гусеницы – тутового шелкопряда.

Гусеница тутового шелкопряда, появившись на свет, сразу же начинает поедать листья белой шелковицы (тутовника). Она непрерывно ест в течение недели, а потом образует кокон. Из специальных желез гусеницы выделяется белое вещество, которое она «наматывает» вокруг себя. Вещество застывает на воздухе и через несколько часов образуется плотный кокон овальной формы. Люди собирают коконы и помещают под горячий пар. После обработки паром кокон легко разматывают, получая нить длиной около трех километров. Из этих нитей и делают шелковую ткань.

-Зачем же выращивают шелковицу?

БАКЛАЖАНЫ — для питания людей.

ТЮЛЬПАНЫ – для красоты.

КЛЕВЕР – для питания животных ( для сбора нектара).

(ячмень, свёкла, кукуруза, овёс;

травы – показать на плакате)

— НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЛ МИША, определяя группы культурных растений?

е) Работа с учебником, стр. 91.

(чтение текста учителем)

— Познакомьтесь со схемой Маши.

КАДР №9.

Дополни схему Маши своими примерами.

ОВОЩНЫЕ.

ПЛОДОВЫЕ.

БОБОВЫЕ (фасоль, чечевица, соя).

ЗЕРНОВЫЕ (пшеница, овёс, ячмень).

-Кто догадался, как получились названия этих групп растений?

(от названия плодов и семян)

-Дети, я не смогла определить, к какой группе можно отнести клубнику? Как называется её плод?

Клубнику можно отнести к ЯГОДНЫМ.

ДЕКОРАТИВНЫЕ.

-Послушайте значение этого слова в словаре Сергея Ивановича Ожегова (читает ученик).

-Какие же декоративные растения высаживают на Кубани?

(нарциссы, тюльпаны, жасмин;

комнатные показать на плакате)

-Выскажи предположение (чтение задания на стр.91)

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ.

***Послушайте рассказ о лекарственных растениях Краснодарского края.

Издавна люди применяют растения как лекарство.

В гербарии «Лекарственные растения» я нашла много растений, которые встречаются в Краснодарском крае.

Во дворах, вдоль дорог, у заборов, на полях, растут: одуванчик, пижма, крапива, горец птичий, чистотел, ромашка аптечная, подорожник.

На лугах, в сырых местах любит обитать мята.

В лесополосах, в садах, на склонах гор можно встретить малину, шиповник, шалфей.

Среди растений я выделила те, которые бывают не только дикорастущими, но и культурными. Люди специально выращивают: шалфей, малину, шиповник, ромашку, мяту, чтобы делать из них лекарства.

ЛЁН.

— Зачем люди выращивают лён?

Из чего делают ткань? (вспомните, что вы видите, когда обтреплется краешек ткани)

Вспомните, как раньше деревенские женщины получали нити из шерсти. Как называлось приспособление для получения нити?

Всякую нить получают на прядильных станках. А растения для получения тканей называют ПРЯДИЛЬНЫМИ.

— Без какого растения, выращиваемого в нашем крае, невозможно сделать шёлковую ткань?

-Кто догадался, как получились названия этих групп растений?

(как использует их человек)

— НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЛА МАША, определяя группы культурных растений?

5.Закрепление.

а) Составление сообщений.

-Напомните задание для всех присутствовавших на заседании клуба.

КАДР №10.

-Сообщение – это рассказ. Какие части должны быть в рассказе?

(вступление, основная часть, заключение)

— Попробуйте составить вступление, используя опорные слова: житница России, много полей и садов, труженики выращивают.

— То, о чём вы расскажете в основной части, будет зависеть оттого, на какой вопрос вы будете отвечать: вопрос Миши или вопрос Маши.

— А теперь, составим заключение. Перед вами снова выражения, которые пригодятся для заключения.

— Кому нравится рассказ по плану Миши?

-Кто считает, что рассказать о культурных растениях лучше по плану Маши?

-Я предлагаю вам, ребята, подготовить такие рассказы, используя муляжи растений, гербарии, плакаты и таблички – названия групп растений. Через несколько минут мы послушаем ваши сообщения. Идите к своим столам.

КАДР №11.

На этом кадре – рисунки растений, загадки о которых я предлагаю вам разгадать.

№1.

На огороде тётушка –

Тяжела, ногой в землю ушла.

Юбка — тёмная, бардовая.

Кофта – пышная, зелёная. (СВЁКЛА)

№2.

Посадили зёрнышко –

Вырастили солнышко. (ПОДСОЛНУХ)

№3.

На грядке – телятки, в земле зарыты.

Выкопай, поджарь их – и все будут сыты. (КАРТОФЕЛЬ)

№4.Не разбив горшочка,

Не съешь и кашки. (ОРЕХ)

№5.

К предлогу две ноты добавьте,

Согласную букву прибавьте.

А целое, скажем мы точно,

И мягко, и красно, и сочно. (ПО-МИ-ДО-Р)

№6.

Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт,

Всяк поклон отдаёт. (ЗЕМЛЯНИКА)

№7.

Сто одёжек,

И все без застёжек. (КАПУСТА)

№8.

Он зелен, полосат.

И всё же…

Большая ягода он тоже. (АРБУЗ)

№9.

Этот дед в сто шуб одет.

Он ребятам друг – спасёт от семи недуг. (ЛУК)

-Молодцы, хорошо отгадываете загадки!

-Снова трудный вопрос: «Какое растение на этом кадре «лишнее»? Почему?» (земляника – дикорастущее растение)

КАДР №12.

— Сейчас послушаем сообщения. Будьте внимательны, чтобы понять, правильно ли составлено сообщение.

-Для отвечающих, на экране — план ответа и опорные слова.

ПРОСЛУШИВАНИЕ первого рассказа.

-Каково ваше мнение о прослушанном сообщении?

ПРОСЛУШИВАНИЕ второго рассказа.

— Что можете сказать об этом сообщении?

_ Спасибо, садитесь. Вы – молодцы!

-Хочу предложить вам СДЕЛАТЬ ОТКРЫТИЕ: ПОЧЕМУ у детей ПОЛУЧИЛИСЬ РАЗНЫЕ РАССКАЗЫ, ведь они рассказывали об одних и тех же растениях?

(Это зависит от того, на какой вопрос отвечать при составлении сообщения)

-Рада, что вы смогли увидеть достоинства рассказов, что сделали замечания. Это говорит о том, что каждый из вас понял, как составить сообщение на заданную тему. Это и будет вашим домашним заданием.

-На что вы сможете опереться, при составлении своего сообщения? (на рассказ Миши, на схему Маши, на знания полученные на уроке, можно расспросить взрослых, прочитать в энциклопедии)

— А в классе рассмотрите на стендах гербарии и плакаты, я их оставлю там до следующего урока.

6. Итог урока.

КАДР №11.

Рассмотрите ещё раз растения, о которых мы отгадывали загадки.

-Как можно назвать эти растения? (культурные)

-Для чего их выращивает человек? (для питания)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика