Урок окружающего мира Кто такие мы


Окружающий мир. 1 класс.

Тема урока «Кто такие мы».

Цель урока: создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять о месте, назначении человека на Земле; выяснить, какие причины влияют на эволюцию жизни общества.

Предметные задачи урока: формировать у учащихся представления о человеке как части окружающего мира, природы, страны, семьи; о зависимости человека от окружающего мира и желании человека улучшить условия своей жизни, о меняющихся условиях жизни человека.

Метапредметные задачи урока:

Личностные: создать условия для развития интереса к учебному материалу, этических чувств на основе изучаемого материала

Регулятивные: формировать умения: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать коллективно результаты своих действий, адекватно принимать оценки своей работы

Познавательные: найти нужную информацию при рассматривании рисунка и чтении текста, сравнивать изучаемые объекты; определять элементарные причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные: использовать адекватные речевые средства для взаимодействия на уроке, формирования своего мнения

Оборудование урока: рисунки «Деревня», «Город», напечатанное словосочетание «каменный мешок», картинки, отражающие разные этапы развития человеческого общества: очень давно, давно, сейчас; три фигурки человека: первобытный, рыцарь, современный человек, аудиозапись «Песни друзей» из м/ф«Бременские музыканты»; учебник «Окружающий мир» 1 класс ч.2 (авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков).

Ход урока.

Включение в урок.

Игра.

У.- Как живешь?

Д.- Вот так! (Показывают поднятый вверх большой палец)

У.- А идешь?

Д.- Вот так! (Имитируют ходьбу)

У.- А бежишь?

Д.- Вот так! (Имитируют бег на месте)

У.- Ну, а спишь?

Д.- Вот так! (Складывают руки под щекой)

У.- А за партою в школе сидишь?

Д.- Вот так! (Показывают)

У.- Какой урок нам с вами предстоит прожить?

Д.- Окружающий мир.

У.- Я уверена, что все вы будете работать внимательно, а думать самостоятельно.

2. Введение в тему урока.

У. – В нашей школе много детей учится?

Д.- Да, много.

У.- А в городе много жителей?

Д. – Да много.

У.- А вы знаете, сколько людей живет во всем мире?

На доске запись: 6 000 000 000.

У. – Во всем мире живет 6 миллиардов человек. А где живут эти люди?

Д.- В городах и деревнях.

У.- А как должны жить люди, чтобы не уничтожить друг друга?

Дети рассказывают, дополняют ответы друг друга, исправляют неточности.

У.- Поясните пословицы:

Не имей сто рублей , а имей сто друзей.

Один в поле не воин.

Согласному саду волк не страшен.

Дети читают стихи о дружбе.

Шире круг, шире круг,

Музыка зовет.

Всех друзей, всех подруг

В дружный хоровод

Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине,

Дружат с небом океан,

Дружат дети разных стран.

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли.

3.Исследования места человека в окружающем мире.

У.- А какую песню поют друзья? О чем она?

Д.- О дружбе.

У.- Посмотрите на рисунок. (Работа по учебнику с. 26- 27) Что вы видите?

Д.- Медведя, зайца, елку, детей, крокодила, избушку.

У.- Это природа. И не только природа, это окружающий мир.

У.- Кто нас окружает каждый день?

Д.- Друзья, родственники, соседи.

У.- Значит, мы можем сделать вывод, что человек живет в природе, и в обществе, его всегда окружают люди.

— Миллионы лет назад муравьи строили муравейник, там они поддерживали определенный порядок. Рабочие ухаживали за царицей, выращивали потомство, муравьи- солдаты охраняли муравейник. Так было, и так живут муравьи сейчас.

-А жизнь человека всегда была такая, как сейчас?

— Как жили наши предки?

— Как мы сейчас живем?

— Давайте вместе поищем ответы на вопросы (на доске):

1.Кто в природе живет обществом?

2.Как жил древний человек? Как менялась его жизнь?

Физкультминутка под музыку из м/ф «Бременские музыканты».

У.- Мы живем в городе. А кто был в деревне из вас?

Ответы детей. На доске картина с изображением деревни.

У.- Посмотрите и назовите то , что вы еще не называли.

У.- Отличается ли, окружающий мир деревни и города?

Д.- Да. В деревне дома маленькие, построены из бревен, а в городе – большие, каменные.

— В деревне нет асфальта, есть речка, где можно загорать купаться.

— Можно ходить в лес, он близко от деревни.

— Есть коровы, свиньи, куры, и другие домашние животные.

У.- В деревне вам понравилось.

-А наш город вам нравится?

У.- Все ли в города одинаковые?

Д.- Нет. Города бывают большие и маленькие.

Вывешивается картинка с изображением большого города.

У. –Рассмотрите картинку. Что вы видите.

Д. – Город.

У. – Бытует мнение, что горожане всю свою жизнь проводят в «каменном мешке». (Над картинкой помещается словосочетание «каменный мешок»)

— Объясните, как вы это понимаете?

Д. – Мы живем в каменных домах, работаем и учимся в каменных зданиях.

У.- Обходятся ли горожане без природы?

Д. – Да. Нет.

У.- Докажите свое мнение.

Д. – Мы не можем прожить без природы.

Вода – это природа.

Овощи, фрукты нам дает природа.

Деревья, цветы — природа.

Воздух — тоже природ.

У. – Если мы не можем прожить без природы, то как мы должны относится к ней?

Д.- Нужно беречь ее.

У. – Мы любим природу, она делает нас добрее, успокаивает. Богатства природы мы должны и приумножать. Высадим на наших городских клумбах композиции из разнообразных цветов, разобьем березовые аллеи. Если каждый человек посадит цветок, дерево, кустарник, то наша планета будет благоухать красотой.

Отгадайте:

— Без еды человек может прожить 30 дней, без воды 7 дней, а без чего не более 5 минут. (Воздух)

— Доброе , хорошее на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит. (Солнце)

-Что дает Солнце людям?

-Без рук, без ног по свету рыщет,

Поет, да свищет. (Ветер)

— Все мы любим, чтобы в летнюю жару подул прохладный ветерок.

4.Сравнительный анализ условий жизни древнего и современного человека.

У.- Итак, мы отправляемся дальше в путешествие, перенесемся на много-много лет назад.

Из трех фигур дети выбирают фигуру человека, у которого вместо одежды шкура и копье в руках.

У. – Только ли человек живет обществом? Можно ли сказать, что осы живут обществом?

— Посмотрите на с.27: отличается ли осиное гнездо прошлых лет то настоящего времени?

Д. – Они живут в одном доме. Этот дом они построили вместе. Защищают дом от врагов тоже вместе.

У. – Изменилась жизнь у них за миллион лет?

Д.- Нет. Не изменилась.

У. – А теперь посмотрим, всегда ли человек жил так, как живет сейчас?

На доске перепутаны изображения. Дети исправляют ошибки.

У.- Расскажите, как жил древний человек?

Дети по рисунку с первобытными людьми рассказывают об условиях жизни, занятиях, питании.

У. – Зависела ли жизнь человека от окружающего мира?

Д. – Да. Нет.

У.- Да, зависела. Он должен был приспосабливаться к этому.

У. – С кем дальше отправляемся путешествовать?

Дети выбирают фигурку в рыцарских доспехах.

У. – Что изменилось по сравнению с первобытным человеком?

Дети рассказывают.

У. – Какой вывод можно сделать?

Д.- Человек стал жить лучше. Научился стоить замки, делать железное оружие, ездить верхом на лошади.

У. – Как живет человек сейчас?

— Изменился ли окружающий мир современного человека?

Дети рассматривают картинку с фрагментами жизни современного человека на которую прикрепляют оставшуюся фигурку человека.

Дети сравнивают и рассказывают.

У.- Посмотрите теперь на все картинки и скажите, чему должен был научиться человек, чтобы проживать в теплых домах и уютных квартирах, сменить шкуры на удобную одежду и обувь?

Д.- Научился строить дома, шить одежду. Научился всему…… почти.

5.Итог урока.

У.- Сделаем вывод.

Всегда ли человек жил так, как сейчас?

Д.- Не всегда. Он изменял окружающий его мир.

У.- Можем ли мы жить в одиночку и без природы?

Д. – Мы – часть окружающего мира

У. –А могли бы мы чему-либо научиться у древних людей? (Их гармонии с окружающей природой?)

У.- Как люди должны жить, чтобы еще долго быть на Земле?

-Что нового вы открыли на уроке?

Д.–Мы — часть окружающего мира.






See also:
Яндекс.Метрика