Урок окружающего мира Как Россия у Европы училась


Урок окружающего мира

по теме «Как Россия у Европы училась»

3-й класс

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Формировать у детей целостное представление об эпохе Российской империи как части истории России.

Задачи:

1) овладение картиной мира: познакомиться с культурой России 18–19 в.в., сравнить достижения культуры и науки России и Европы;2) чувственно – эмоциональное отношение к миру: помочь учащимся оценить самобытность русской культуры, рассмотреть влияние реформ Петра 1 на развитие культуры России;3) воспитывать чувство гордости за свою страну и предков;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Настрой на урок:

Я все знаю, умею. У меня все получится. Девиз урока: Дорогу осилит идущий.

3. Повторение ранее изученного.

Лента времени

Слайд 2

– Как называется участок “реки времени”, на котором мы находимся? (Российская империя)

– Что происходит с течением “реки времени”? (делает резкий поворот, а значит многое меняется)

— С чьим именем связан этот период? (правление Петра I)

Слайд 3

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы изменить жизнь целой страны?

(Трудолюбие, требовательность, настойчивость.) 

Слайд 4

– А.С.Пушкин писал о Петре I:

То академик, то герой,То мореплаватель, то плотник –Он всеобъемлющей душойНа троне вечный был работник.

Работа в группах по 4 человека

Слайд 5

Задание “Найди пару”

Причины, по которым Петр 1 начал реформы и следствия этих преобразований.

отсутствие выхода к морю

трудности в ведении торговли и культурном обмене между странами

отсутствие флота

защита границ, изучение новых земель

слабое развитие промышленности

обучение специалистов за границей, распространение образования в России

мало грамотных людей

отставание от более развитых европейских стран

Проверка с объяснением

3. Постановка вопроса урока:

Слайд 6

— Сравните эти памятники культуры, что заметили? (произведения художников и архитекторов России и Европы сильно отличаются)

На доске появляется запись: «До XVIII века культура России и Европы сильно отличалась»

– Какой была культура России в допетровские времена? (учебнике с.74) — самобытной

–Что значит “самобытность”? (Работа со словарем)

Слайд 7

— Сравните памятники русской культуры двух эпох. (резкие отличия, а также сходство с европейской культурой).

— На доске появляется запись: «После XVIII века культура России становится похожа на европейскую».

— Какой вопрос возникает? (Получается, что Россия забыла свою культуру и приняла новую?)

– Какой вопрос возник у мальчика Илюши? (Стр. 74)

Слайд 8

– Давайте и мы постараемся в течение нашего урока выяснить, действительно ли после XVIII века Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?

4. Версии детей, актуализация знаний.

Слайд 9

-Как вы думаете, что произошло с культурой России после 18 века?

3 предположения:

Россия отказалась от своей культуры и переняла европейскую.

Россия не отказалась от своей культур и не приняла европейскую.

Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.

Физкультминутка.

Слайд 10

Звучит звукозапись песни “Дядя Петя” (о Петре I и г. Санкт-Петербурге).

Дети повторяют танцевальные движения.

5. Поиск решения проблемы

Слайд 11

Заполнение схемы-образа «Русская культура» в виде дерева:

— Давайте вспомним, какие корни имела русская культура допетровской эпохи.

– Русь жила по православным законам, соблюдала обычаи и традиции. Издревле люди украшали свои дома, строили храмы и города вокруг них. Развивались ремесла, появилось книгопечатание…

В нижней части дерева, около корней, можно написать «Традиций, обряды, достижения русской культуры».

— Давайте, понаблюдаем, изменилось ли что-либо в культуре России после реформ Петра I

Слайд12

Рассмотрите иллюстрации на стр. 75, что вы можете сказать о жизни людей? (Стали одеваться по – европейски)

-Прочитайте первый абзац фрагмента «Жажда науки», найдите, как деятельность Петра ещё повлияла на развитие отечественной культуры (Россия заимствовала много нового из Европы).

Слайд13

Дополняем рисунок лейки к дереву.

М. В. Ломоносов – гений русской науки.

–Вы сказали, что многие начинающие учёные и художники ездили учиться за границу. И лишь к середине 18 века нашёлся человек, который первым из россиян не уступал европейским учителям.

Слайд14

Это Михаил Васильевич Ломоносов — наш великий учёный, изобретатель, поэт.

– Давайте попробуем создать свой виртуальный музей о жизни великих людей России XVIII века

Задание группам: 

Слайд 15

Пользуясь иллюстрациями в учебнике (с.76) восстановите текст, который лежит у вас в конверте.

Проверка: Один ученик из группы читает восстановленный текст.

Слайд16

Вывод: Ломоносов – гений русской науки. Основанный в 1755г. Ломоносовым университет открыл дорогу к новой культуре многим русским талантам. (на схему — дерева портрет Ломоносова)

“Золотой век русской культуры”.

Слайд17

– Что объединяет этих людей? (Пушкин, Лермонтов, Гоголь) (Это литераторы.)

Слайд 18-21 Сообщения детей

Слайд 22

Звучит музыка П.И. Чайковского.

Релаксационная пауза (2 мин.) Звук становится тише.

Слайд 24-41

“Картинная галерея”.

Слайд-шоу картин Васнецова В.М., Шишкина И.И., Брюллова К.П.

Слайд 22-44

– Картины, которыми мы сейчас любовались, хранятся в Москве в Третьяковской галерее и в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Слайд 45

– Музыку, что мы слышали, написал Петр Ильич Чайковский. Это “ Вступление” из балета “Щелкунчик”.

Слайд46-47

– Балет “Щелкунчик” регулярно идет на главной сцене страны Большого театра. 

Это один из крупнейших в мире театров оперы и балета. Здание горело, менялась старая сцена на новую, но театр жил. Последние 6 лет был закрыт на реконструкцию . 28 октября 2011 года открылся вновь.

Слайд 48

– Не только в искусстве появилось много новых имен. В науке тоже совершалось множество открытий и новых имён. Менделеев Д.И.  Карамзин Н.М. 

Вывод:  талант всех этих людей развивался на богатых русских традициях. Но без хорошего европейского образования это было бы невозможно.

Как вы думаете, какая была наша тема урока? Тема урока “Как Россия у Европы училась?”

6. Выражение решения проблемы, применение новых знаний.

Русские традиции + европейская образованность = расцвет русской культуры, который назвали “Золотой век русской культуры”.

Обращение к кластеру на доске:

Работа в тетради: с. 36, п. 3.

– Обсудите в группе мнение, что “19 век по праву называют “золотым веком русской культуры”.

Запишите свой ответ.

Проверка.

Задают вопросы другим группам по теме урока.

Интерактивный тест на проверку знаний

— Сравни культуру России допетровской эпохи и европейской культуры

(была одинаковой, отличалась)

— Благодаря кому культура России изменилась?

(Екатерина II, Иван Грозный, Пётр I, Борис Годунов)

— Человек, который не уступал европейским учителям

(Пушкин, Ломоносов, Суворов, Пожарский)

— В 1755 году был основан

( Московский университет, г. Санкт-Петербург, Архангельский собор)

— 18 век это

(век незначительных перемен, золотой век русской культуры, век тяжёлых воин)

7. Итог.

Слайд 50-51

– Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? (Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.}

Напротив подтвердившейся версии ставим знак «+».

– Сравним наш вывод с учебником – с. 78.

– Петр I был человеком, конечно же, талантливым. А только талантливый человек может изменить не только свою жизнь, а историю целой страны. Люди, чьи имена сегодня звучали, свои необычайные способности использовали на благо своей родины, их достижения до сих пор поражают своим размахом и неповторимостью.

Преобразования Петра 1 укрепили Россию, заставили уважать нашу страну во всем мире.

8. Домашнее задание: представьте себе, что Петр I попал в наше время. Что бы вы рассказали ему о жизни России после его реформ. Напишите мини-сочинение.

9. Рефлексия:

– Что понравилось на уроке– Что интересного узнали?– Что было трудно.

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение на уроке.

10. Оценивание работы:

– самооценка и взаимооценка работы в группах,– оценивание работы учащихся учителем.

Методика «Дерево»

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 — характеризует установку на преодоление препятствий№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость№ 9 — мотивация на развлечения№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность№ 8 — характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерствоСледует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).






See also:
Яндекс.Метрика