Урок окружающего мира 4 класс Мир глазами географа Географическая карта Глобус


Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус», 4 класс

Сечко Ольга Михайловна

учитель начальных классов

МКУОШИ «Мыскаменская школа-интернат

Среднего (полного) общего образования»

Раздел и номер урока в разделе: «Земля и человечество», 4 урок.

Цель урока: познакомить учащихся с наукой географией, сформировать представление о глобусе и географической карте.

Задачи урока:

Образовательные:

— способствовать формированию понятий: «глобус-модель Земли», «географическая карта», «география»;

— познакомить с новыми понятиями: «параллель», «меридиана», «экватор», «масштаб»;

— формировать умение работать с глобусом и картой полушарий;

Развивающие:

— формировать коммуникативную компетенцию, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

— развивать творческие способности;

Воспитательные:

— воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к планете Земля.

Планируемые результаты

Предметные:

— должны знать, что география изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность; глобус – модель Земли; карта – плоское изображение с использованием условных обозначений; «Главный пояс Земли» — это экватор, горизонтальные линии называют параллелями, вертикальные линии называют меридианами.

— уметь показывать на глобусе и карте полушарий материки, океаны, свою малую родину.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

— доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

— слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

— договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

— учиться уважительно относиться к позиции другого.

Регулятивные УУД

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, практическая работа, работа на нетбуках

Учебник: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир», 4 класс, часть 1, М, Просвещение, 2010 г.

Необходимое техническое оборудование: глобусы, карта полушарий, компьютер, проектор, интерактивная доска, нетбуки, презентация к уроку, ЭУП «Природа. Человек. Общество»

Структура и ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация, актуализация знаний.

III. Самоопределение к учебной деятельности.

IV. Работа над новой темой.

V. Физкультминутка

VI. Осмысление и закрепление полученных знаний.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

VIII. Самооценка

IX. Домашнее задание.

Ход урока

I.Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на урок

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»

II. Мотивация, актуализация знаний

На прошлых уроках мы с вами смотрели на мир глазами астрономов. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал.

Интерактивная игра «Расположи планеты по своим орбитам»

Перевоплотитесь в астрономов (дети надевают на голову черные колпаки) и помогите планетам попасть на свои орбиты. (1 ученик выполняет задание на интерактивной доске, остальные на нетбуках).

Вернитесь на свои места и поставьте себе оценку в «лист самооценки» за выполнение первого задания.

Тест «Звёздное небо»

Внимание на доску. Ответы фиксируйте на листочках. Обменяйтесь листочками, проверьте правильность выполнения теста (на слайде). Не забудьте поставить себе оценку.

III. Самоопределение к учебной деятельности.

Я вижу, что вы хорошо усвоили материал, и предлагаю вам снять колпаки для того, чтобы взглянуть на мир с точки зрения географа (дети снимают колпаки). А тема нашего урока звучит так: «Мир глазами географа. Глобус и географическая карта». Подумайте и скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

(Ученики высказывают предположения.)

Верно, сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география, что она изучает.

IV. Работа над новой темой

— Что такое «география»? Что изучает наука «география»? Кто может ответить? (Ответы детей)

— Более точный ответы нам поможет найти учебник. Первая группа открывает с. 22 и ищет ответ на вопрос «Что такое география?». 2 группа на стр. 22-23 ищет информацию о том, что же изучает география.

(Один ученик от группы отвечает.)

— Послушайте внимательно загадки. Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете.

Шар не велик.

Лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажет целый свет. (Глобус.)

Моря есть — плавать нельзя,

дороги есть — ехать нельзя,

земля есть — пахать нельзя.

Что это? (Географическая карта)

— Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой. Рассмотрите внимательно глобус. Перечислите всё, что изображено на глобусе. (Дети перечисляют).

Посмотрите внимательно на слайд-схему с изображением глобуса. Каждая линия на глобусе имеет свое название. Как же называются горизонтальные линии? (дети отвечают, если знают) Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.

— Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами. «Главный пояс Земли» — это экватор, его еще называют «самая длинная параллель».

— Как вы думаете, глобус всегда был таким, как сейчас?

— Послушайте сообщение о первом глобусе.

(Сообщение заранее подготовленного ученика)

— Кто же был создателем первого глобуса? Когда это было? (Немецкий географ Мартин Бехайм создал первый глобус в 1492 году.)

Как назвал он свое изобретение? («земное яблоко»)

Чем глобус Бехайма отличается от современного? (На нем не было Северной и Южной Америки, так как они еще не были открыты.)

— В нашей стране находятся два любопытных глобуса. Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, и оба принадлежали Петру Первому. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Чтобы перевести первый глобус пришлось впрягать 14 лошадей. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.

V. Физкультминутка

(Звучит песня «О дружбе», дети подпевают и выполняют движения)

Ребята, я предлагаю каждому выбрать на глобусе ту точку, куда бы вы хотели отправиться в путешествие. Для этого вам надо всего лишь раскрутить глобус и с закрытыми глазами остановить его. (Дети называют выбранные места).

— Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

(Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.)

Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)

А что же такое «географическая карта»? (Ответы детей)

— Географическая карта — это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

— С какими видами географических карт вы уже знакомы?

— Сегодня мы будем работать с картой полушарий.

(Демонстрация карты полушарий.)

Послушайте сообщение о первой географической карте России. (Выступление заранее подготовленного ученика)

Практическая работа

Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте. (Одна группа показывает материки на карте полушарий, другая – океаны)

— Найдите и обозначьте флагом Ямальского района на глобусе нашу маленькую родину – полуостров Ямал. Отметьте флагом Ямальского района Ямал на карте полушарий.

VI. Осмысление и закрепление полученных знаний.

Проверим, как вы усвоили новый материал.

Игра «Заполните пропуски».

(Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают подходящие по смыслу слова)

Модель Земли называют ….

А условное обозначение поверхности земли на плоскости называют … .

На физической карте синим цветом обозначена …, коричневым, желтым, зеленым — …, белым — …

«Главный пояс Земли» — это

Горизонтальные линии называют

Вертикальные линии называют ….

Творческая работа

2.1. Оформление стенгазеты «Глобус и карта» (Из заранее подготовленных листов)(4 человека).

2.2. Написание синквейна (1 группа – на тему «Глобус», 2 группа на тему «Карта»)

Дети зачитывают синквейны, вывешивают газету на доску.

Как вы думаете, куда можно повесить полученную стенгазету и для чего?

(В коридоре начальной школы, чтобы поделиться приобретёнными знаниями с учащимися).

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового узнали на уроке?

Какое задание было для вас самым интересным?

Что показалось сложным?

Учитель. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь! Недаром 2013 год президент России В. В. Путин объявил годом охраны окружающей среды. Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

Ребята, представьте, что глобус – наша планета Земля, пообещайте беречь её.

VIII . Самооценка работы

Дети выставляют оценки в «листы самооценки» за все задания и выводят общую оценку за урок.

Лист самооценки

оценка

1

«Расположи планеты» (интерактивная игра)

2

Тест «Звёздное небо»

3

Поиск информации «Что такое география? Что изучает география?»

4

Работа в группах

5

Ответы на вопросы в течение урока

6

Сообщение о первом глобусе, картах

7

Творческая работа

Оценка за урок

IX. Домашнее задание

выполнить задания в рабочей тетради стр.8-9  (обязательно для всех)           

по выбору:

написать мини-сочинение «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус»

вылепить глобус из пластилина

Учитель. Мне было очень приятно работать с вами и поэтому я говорю вам большое спасибо за урок! В память об этом уроке получите магнитики.

Использованная литература и источники информации

Мир вокруг нас 4 класс поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова I полугодие Автор-составитель Н. В. Лободина.

http://www.allonall12ou44scholl.siteedit.ru/page17

http://www.goodclipart.ru/index.php?clipart_id=93751

http://www.chelsi.ru/municipality/34457-pedagog-iz-snezhinska-stal-pobeditelem-vserossijskogo-konkursa.html

http://www.goodclipart.ru/index.php?clipart_id=96791



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика