урок окружающего мира 2 класс по теме План и карта


Тема :План и карта

Цели:

познакомить ребят с понятиями “план”, “карта”, “масштаб”;

выяснить как можно ориентироваться в пространстве с помощью плана и карты;  показать значимость умений ориентироваться в пространстве с помощью плана и карты;

начать вырабатывать у них навыки применения планов и карт;

развивать умение находить ответы в иллюстрации и тексте,

формировать интерес к предмету,

ОБОРУДОВАНИЕ: разнообразные планы и карты, различные предметы, их рисунки и планы.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Учитель. Утром я обнаружила странный конверт, и адресован он не нам, а Ивану –царевичу. Но самое главное, что тут написано- вскрыть не позднее 10 часов. Мы не успеем найти Ивана, а вдруг там что-то важное. Откроем?

2. Актуализация знаний.

Учитель. На конверте ещё надпись: “ Вскрыть только после ответа на вопрос”. Вопросы напечатаны на конверте. Дети по одному выбегают к доске, читают вопрос и отвечают на него. Если ответили, открывают конверт, а там по принципу матрёшки ещё конверты с вопросами . Если затрудняются с ответом, помогает класс.

— Как изменяются предметы при удалении?

— Как можно ориентироваться по солнцу? .

— Куда тень в полдень показывает ?

— Назовите стороны горизонта.

—С какой стороны восходит солнце? Где садится?

— Представьте, что вы птица , летите и смотрите на землю. Какими кажутся вам все предметы? Почему?

Учитель. Вы правильно ответили на все вопросы и можно вскрывать конверт. ( Из конверта учитель достаёт нарисованный план.

—Что это такое?

Дети делают предположения. Если звучит слово “план”, учитель выставляет это слово на доске.

—По силам ли нам рассказать, как дойти до клада? Дети высказывают свои мысли. Учитель подводит итог детским предположениям:

* мы не можем подробно рассказать, как дойти до клада;

* мы не можем сказать, какое расстояние придётся пройти;

* на плане написано слово “масштаб”, а мы такое слово не знаем.

Формулирование темы урока: 

—Сформулируйте тему урока.

Мы должны узнать, что такое “план”, “масштаб”, научиться читать план.

3. Совместное открытие нового материала.

Введение понятия “рисунок”.

Учитель. Посмотрите на предметы: яблоко, кукла, конфета, чашка. Для каждого предмета найдите пару (учитель открывает на доске рисунки данных предметов, дети без труда к каждому предмету прикрепляют его рисунок)

—Почему вы сделали это легко?

—Что же такое рисунок? (Это изображение предмета таким, каким мы видим его перед собой.)

4. Введение понятия “план”.

Учитель. Предлагаю более сложное задание: подберите к каждому предмету соответствующее изображение ( учитель открывает на доске план данных предметов. Сообща дети к каждому предмету подбирают его изображение сверху).

—Как вы догадались?

Что же такое план? План – это чертёж, на котором все предметы изображены так, как мы их видим сверху.

 Зачем люди чертят планы? Кому они нужны? Прежде чем построить нашу дом, составляли план здания, каждого этажа в отдельности. По плану этажа можно мысленно “ходить”, ведь на нём видно всё: где двери и окна, где коридоры и лестницы.

Так же можно начертить и план города, деревни, окружающей местности. План местности нужен строителям, агрономам, геологам, солдатам, туристам. Планы местности используют при строительстве фабрик и заводов, посёлков и дорог. В городах составляют планы линий электропередач, водопроводов и канализаций. К плану прилагаются условные знаки- подсказки что как изображено. Используя их, давайте попробуем найти путь до замка Кощея.

На доске краткая запись:

План

* чертёж,

вид сверху,

предметы уменьшены,

условные знаки.

Учитель. Мы почти у цели.

— Как же ответить на вопрос, какое расстояние надо пройти? Какие есть предложения? (Если ни один ребёнок не предложит измерить дорогу линейкой, а затем увеличить это расстояние, учитель подводящим диалогом подводит детей к этой идее:

—на что похожа дорога на плане? (это отрезки),

—как мы измеряем длину отрезков? (линейкой),

—сможете измерить? (конечно), сколько сантиметров получилась дорога? ( 9см),

—а что написано внизу плана? ( в 1см – 1м), что это значит? (значит, наш путь 9метров)!

5. Введение понятия “масштаб”.

Масштаб – это число, показывающее, во сколько раз расстояния или размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на плане.

Учитель. Мы нашли Василису ! А у неё в руках красивые пятёрки, но они достанутся только тем, кто сможет ответить на вопросы в конце урока.

6. Закрепление.

Учитель. Что такое план? Начертите план кубика. Что для этого надо сделать? (Приложить кубик к доске или к листку и обвести).

Учитель. Начертим план парты. Как это сделать? (Мы не можем поднять парту и приложить её к доске, чтобы начертить вид сверху). Можно парту измерить и перенести эти размеры на доску.

( Дети измеряют длину и ширину парты. Учитель на доске записывает размеры ). Но такой размер на доске поместится, а на ваших листках нет. Что будем делать дальше? Надо уменьшить изображение.

Уменьшим размеры стола в 10 раз. Длина – 11см, ширина – 7см. Начертите на своих листах план стола. Обязательно укажем масштаб: Масштаб: в 1см -10 см

7. Введение понятия “карта”.

Учитель. На плане все предметы уменьшены, но сохраняют свою форму. Но если нам надо изобразить очень большую территорию сможем ли мы прорисовать каждый предмет? (нет)

— Посмотрите на изображение.( показываю карту)

— Похоже ли оно на план? Чем? Уменьшены размеры, условные знаки, масштаб.

Такое изображение называется картой.

—Чем карта отличается от плана? (Она похожа на план: предметы на ней изображены условными знаками в уменьшенном виде. Только на карте изображена очень большая местность: целая область, страна или даже вся Земля. На карту наносят большие города, крупные реки и озёра, горы.)

Работа с учебником

Условные знаки на карте, стр выполняем задания

5. Применение полученных знаний.

Учитель. Откройте рабочую тетрадь на странице. Выполним задание № 1, 2, 4.

6. Итог.

Учитель. 

Что нового сегодня узнали?

Что такое план и карта?

Как на них обозначены предметы?

Что показывает масштаб?

Зачем нужны план и карта?






See also:
Яндекс.Метрика