Урок окружающего мира 1 класс Тема Где зимуют птицы


Урок «Окружающий мир». 1 класс.

Тема:«Где зимуют птицы?».

Цели:

Познакомить учащихся с перелетными птицами и птицами, зимующими в наших краях.

Развивать познавательную активность и любознательность.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: учебник окружающего мира 1 класс (часть 2), рабочая тетрадь к учебнику для первого класса, карточки с изображением птиц перелетных и зимующих у нас.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые зимуют с нами или улетают в теплые края.

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть, и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Есть птицы, которые живут только в пустыне или в горах. А другие – только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Итак, птицы бывают разные… И сегодня мы поговорим о птицах.

Отгадайте загадки, о ком идет речь?

В деревне есть часы такие,

Не мертвые, а живые,

Ходят без завода,

Они птичьего рода. (Петух).3. Красные лапки,

Мальчишка в сером армячишкеДлинная шея,

По дворам шныряет, Щиплет за пятки,

Крохи подбирает, Беги без оглядки. (Гусь).

По полям ночует,

Коноплю ворует. ( Воробей).

-На доске рисунки птиц.

— Ребята, а вам не кажется, что среди них одна лишняя? Какая? (воробей, петух и гусь домашние).

— Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаются в природе – диких птицах.

2. Повторение.

— Скажите, где живут белые медведи?(северный полюс).

— А где живут пингвины?(Антарктида, южный полюс).

— Охотятся ли белые медведи на пингвинов? ( нет, живут в разных краях света).

— Африканский слон живет в Саванне, а где живет Индийский слон? ( в тропических лесах).

3. Новая тема.

А теперь вернемся к птицам!

Трещала с самого утра: 2. В лесу под щебет, звон и свист,

«Пора! Пора!» А что — пора? Стучит лесной телеграфист:

Такая с ней морока, «Здорово, дрозд -приятель!»

Когда трещит… (сорока). И ставит подпись …(дятел).

3.И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (совы).

На доске рисунки этих птиц.

— Что общего у этих птиц?(они никуда не улетают, живут у нас).

-Этих птиц называют оседлыми.(на доске слово).

Каких еще оседлых птиц вы знаете? (работа с выставкой в классе).

А теперь откроем учебник и посмотрим на птиц зимующих у нас. Как называют этих птиц?(оседлые). С.12

Каких птиц вы видели зимой? Закрасьте кружки возле них.

Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, две-три доживают до весны. Чаще птицы погибают не от холода, а от голода.

-Как мы можем им помочь?

Что за весенняя черная птица Угадайте, что за птичка-

Любит за плугом ходить и кормиться? Темненькая, невеличка,

Что за весенняя черная птица Беленькая с живота,

Прямо на трактор чуть не садится? (грач). Хвост раздвинут в два хвоста.(ласточка).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней,

Кто же это? (соловей).

На доске рисунки птиц.

-Что объединяет этих птиц? Они умеют перелетать за тысячи километров, в теплые края на зиму.

Их называют? – перелетные птицы. На доске слово – перелетные.

Посмотрите в учебнике на перелетных птиц. Каких птиц вы встречали в природе? Закрасьте кружки рядом с ними.

Подумайте, почему зимой птицы улетают от нас в теплые края?(с.13 уч-ка).

— Для них нет пищи.

Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

— Как они это сделали? (с.13 уч-ка).

Ученые надевали на лапки кольца, на которых был номер и адрес места, где окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученые узнали, где зимуют птицы.

-На странице 13 учебника находятся карты, которые показывают, где зимуют ласточки и журавли.

Итак, зеленым цветом места, где они проводят лето, желтым – зиму.

Ласточки летом живут практически на всей территории России, а зимуют в Африке. Журавли тоже живут в России, а на зиму улетают в теплые края.

Физминутка.

Совушка – сова, большая голова

На суку сидит, головой вертит.

Крыльями – хлоп-хлоп, Ножками – топ-топ.

Закрепление.

А) Откройте тетрадь на с.32. найдите задание №1.

Читаю сама задание.

Выполняют индивидуально. Проверить коллективно.

Б) Я буду читать описание птицы, а вы должны угадать о какой птице идет речь.

— Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома. Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая верхней половинкой о нижнюю. (Аист).

— Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает она это не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подкладывает их в гнезда других птиц. Эта птица хорошая труженица, она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. ( Кукушка).

На доске рисунки этих птиц.

Самостоятельная работа в парах.

Учащиеся работают в парах. Каждой паре дается тест. После выполнения – коллективная проверка.

Итог урока.

С какими птицами мы сегодня познакомились?

Каких оседлых птиц вы знаете?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Домашнее задание: С.12-13 учебника – устно.






See also:
Яндекс.Метрика