Урок обучения грамоте_4427


Конспект открытого урока по обучению грамоте 1 класс

Учитель: Седина Светлана Александровна,

школа № 120 Выборгского района.

Урок № 83.

Тема: «Алфавит. Обобщение знаний о звуках и буквах».

Цели урока:

Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.

Проверка и систематизация знаний о звуках, умения сопоставлять и характеризовать звуки.

Способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы,

Развитие памяти, внимания, воображения учащихся,

Воспитывать интерес детей к учебной деятельности.

1.Организационный момент

-Прочитайте сначала буквы, которые написаны красным цветом, потом синим и вы узнаете какой урок сейчас будет. (Обучение грамоте)

-Что изучают на уроках обучения грамоте? (буквы, звуки)

2.Постановка учебной задачи.

-Доскажите словечко и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока:

Буквы-значки как бойцы на парад

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

А называется все (АЛФАВИТ)

-Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Первая буква греческого алфавита называется «альфа».

-Откройте страницу № 100. Давайте прочитаем стихотворение в котором живут все буквы русского алфавита.

-Проверьте по алфавиту, о всех ли буквах говориться в стихотворении.

-Как называются две первые буквы русского алфавита?

-Посмотрите, как выглядели и назывались эти буквы раньше.

-Объясните, как появилось слово «азбука»?

-Очень важно называть буквы правильными именами.

Однажды Буква Р услышала как ее неправильно назвали «РЭ».

Буква обиделась и закричала « Я не РЭ, не РЭ, не РЭ, хоть пишусь я во «дворе».

Рокочу я громким громом, и реву звериным ревом,

Вот тигриным, например.

А зовусь я буква «ЭР».

-А вы знаете правильные имена букв?

Доска:

Ф

М

Д

Щ

Д

Х

Ц

Ж

(эф, эм, дэ, ща, ха, жэ, цэ)

-Вы молодцы. Весь год вы усердно трудились, много узнали о звуках и буквах. И сегодня жителям одного сказочного города нужна ваша помощь.

3. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

— Чтобы вы поняли кому мы будем помогать, я расскажу вам сказку о необычном сказочном королевстве.

-Жили -были два брата короля, два родных брата. Они так дружили, что построили себе два дворца и поселились рядом. Один из королей был строгий и стройный, и звали его — Твердыш, а другой –добродушный и толстый, и звали его Мякиш.

-Братья разделили все королевство на две половинки. В королевстве, которым управлял Твердыш, все звуки звучали твердо, а у Мякиша мягко. Даже троны, на которых сидели короли были разными. У Мякиша было мягкое кресло, а у Твердыша – высокий гранитный стул. Братья никогда не ссорились между собой. И жители обоих государств могли спокойно ходить друг к другу в гости. Но попадая в чужое королевство, они подчинялись его законам. Называлось это государство ЗВУКОГРАД. Однажды в государстве произошло наводнение и все буквы смыло водой. И теперь мы мы отправимся в это королевство и поможем звукам выбрать себе правильный домик. Чтобы мы не заблудились, я дам вам карту ЗВУКОГРАДА.

А, скажите мне, друзья,

Что увидеть нам нельзя?

Стук калитки, шум дождя

Разве видим мы друзья?

Если мы ногою топнем, если мы в ладоши хлопнем.

Догадайся, милый друг, значит мы услышим (звук).

На какие две группы мы делим все звуки? (гласные и согласные)

-Какие звуки мы называем гласными?

(Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет. Звук получается гласный)

-Какие звуки называются согласными?

(А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь.)

-Можем ли мы поселить в домики звуки? (нет, так как звуки- невидимки, мы только слышим, но не видим их)

— А при помощи чего мы записываем звуки? (при помощи букв)

-Буква – специальный значок для записи звуков.

Игра : «Третий лишний»

-Какой значок лишний и почему?

Доска: Н + л (+ арифметический знак)

А т ? (?-знак препинания)

Ф Y б (Y- буква не русского алфавита)

-На какие две группы можно разделить все гласные звуки?

(Гласные-указывающие на твердость согласного при произношении поселились в королевстве Твердыша, гласные указывающие на мягкость согласного звука поселились в королевстве Мякиша.)

(дети работают в своих картах Звукограда, учитель на доске)

-Согласные звуки тоже спешат в свои домики.

-Звуки Р,М,Н,Л решили жить вместе. Почему? Что у них общего?

(они звонкие, непарные сонорные)

-Некоторые звуки очень дружны, они даже в произношении похожи, поэтому они решили поселиться парами.

-Как мы называем такие звуки? (парные)

-Чем отличаются парные звуки? (один звонкий, другой глухой)

-Чтобы правильно расселить парные звуки мы поиграем в игру: я буду называть звук звонкий, а вы назовете его пару –глухой )

Б-п в-ф г-к д-т з-с

-Звонкие звуки повесили над своим домиком колокольчик, что бы все знали, кто здесь живет, а глухие рядом со своим домом поселили птичку –глухаря.

Все буквы очень любили ходить друг другу в гости, но отправляясь в соседненее королевство они всегда подчиняются его законам: в королевстве Мякиша все звуки произносятся мягко, а в королевстве Твердыша –твердо. Но есть звуки, которые никогда не покидают своего королевства.

-Какие звуки всегда произносятся твердо? (Ж,Ш,Ц)

-Какие звуки всегда произносятся мягко? (Й,Ч,Щ)

-У каждого из королей есть своя волшебная палочка – у Твердыша –Ъ. а у Мякиша-Ь.(на доске две карточки со знаками)

-Что это за значки? (это твердый и мягкий знаки)

-Чем необычны эти буквы? ( не обозначают звуков)

-Какую роль выполняют в русском языке? (разделяют гласные и согласные звуки, при этом Ъ указывает на твердость согласного звука, а Ь на мягкость согласного).

Игра: «Камень (Ъ) – вата (Ь)»

Определить в каких словах есть «Ъ», а в каких «Ь».

Доска:

Л_дина пал_то раз_езд в_езд сем_я скам_я об_явление

-Мы с вами поселили все буквы в их домики.

4.Самостоятельная работа.

Вы все хорошо потрудились. А теперь мы должны на компьютере пройти испытание—тест которое приготовили вам два брата-короля.

(выполнение теста учащимися)

5. Рефлексия деятельности.

-Что было интересно на уроке?

-Что запомнилось?

-Какое задание понравилось выполнять больше всего?






See also:
Яндекс.Метрика