Урок обучения грамоте_4426


Урок обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа 2100»

Тема: Упражнения в чтении и письме.

Корень. Однокоренные слова.

Тип урока: изучения нового материала.

Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

образовательные:  совершенствование каллиграфических и читательских умений,

развивающие: развитие логических операций, развитие умения мыслить, формирование умения анализировать текст

воспитательные: воспитание культуры общения (умения слушать и слышать других).

I. Повторение.

-С какой буквой мы познакомились вчера на уроке? (С буквой В)

-Оденьте схему-человечка в костюм. (Один ученик выходит к доске и характеризуя звуки выбирает из размещенных на доске «ботиночек» и «шапочек» подходящие и «одевает» звуковичка.)

-На доске вы видите рисунки (Ведро, вишня, волк, вилы, ваза.) Что изображено, назовите.

-Что общего?

-Подумайте, как можно разделить эти рисунки на две группы.

II. Работа над родственными словами.

-Посмотрите на доску. Там выросло волшебное дерево и на нем вместо листьев растут слова (На ветвях записаны слова: водяной, подводник, в его «корнях» написан корень вод).

— Прочитайте слова про себя.

— Прочитайте вслух (Несколько ребят читают по 1 слову.).

— Кто может объяснить значение слова «подводник»?

— Давайте обратимся к словарю и проверим наши предположения (чтение значения слова по толковому словарю).

— Что интересного заметили в словах? (Общая часть.)

— Какая? Как она называется? (Корень.)

— Посмотрите как я выделяю корень в этих словах.

— Как называются такие слова? (Однокоренные слова или родственные.)

— Кто сможет придумать ещё однокоренные слова с корнем –вод-?

— Я тоже придумала слово и хочу его написать его на наше дерево – вичка. Но вот беда, у меня возникло затруднение при написании, помогите мне выбрать правильную букву.

— Что необходимо сделать? (Подобрать проверочное слово или посмотреть в словаре.)

— Как пишутся корни родственных слов?

Вывод: Корни родственных слов пишутся одинаково под ударением и без ударением.

— А теперь отгадайте загадку:

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем (сова).

-Как узнали, что это сова? (На доску вывешивается картинка с изображением совы.)

Физ. минутка «Совушка».

— Как ласково можно назвать сову? (Совушка.)

-Что делает слово ласковым? (Суффикс –ушк.)

-Как называют птенца совы? (Совенок.)

(На доске появляются напечатанные однокоренные слова.)

Задание: Списать слова, поставить ударение, выделить корень.

(Один ученик работает на индивидуальной доске.)

Проверка: Назовите слова с безударной гласной в корне слова.

Назовите проверочное слово. Почему оно является проверочным? Как называются эти слова? Почему?

Задание: Выполним звуко-буквенный анализ слова «совушка».

(Один ученик объясняет на доске; два ученика работают по карточкам, на которых несколько слов; четыре ученика работают в парах «сильный-слабый».

Проверка: Проанализируйте работу в парах. Какие замечания?

Домашнее задание: В «Азбуке» слова второго и третьего столбика прочитайте и выделите корень.

— О каких словах мы говорили на уроке?

— Пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в дальнейшем?

Физ. Минутка.

III. Работа с текстом.

1) Работа с текстом до чтения.

— Прочитайте название текста.

— Что такое «выставка»? (Обращение к словарю.)

-О чем может пойти речь в рассказе с таким названием?

— Посмотрите на иллюстрацию к тексту. Можете ли вы дополнить свои предположения, о чем будем читать?

— Оправдаются ли наши предположения? Это мы узнаем, когда прочитаем рассказ.

2) Работа с текстом во время чтения.

Самостоятельное чтение текста.

— Так о чем вы прочитали? Правы мы были или нет?

Прочитайте 1-2 предложение:

— Какое незнакомое слово встретилось?

— Что такое «водопад»?

— Кто нарисовал водопад?

— Как напечатаны слова «Виктор» и «Владик»? Почему?

Прочитайте 3 предложение:

— Прочитайте, кто вышивал вигвам?

— Есть ли ко мне вопросы по этому предложению? (Объяснение лексического значения слова «вигвам» и показ картинки.)

Прочитайте 4-5 предложение:

— Кто приготовил пироги и торт?

— Чья красивая полка висит на стене?

Прочитайте 6 предложение:

— Что сделал Павлик?

— Ему кто-нибудь помогал? (нет, он все делал сам.)

— Какой знак стоит в конце этого предложения? Что он обозначает?

— Прочитайте предложение с выражением.

— Закройте глазки и представьте выставку ребят, о которой мы сейчас прочитали. Понравилась вам она?

— Хотели ли вы подружиться с этими ребятами? Почему?

— У нас в классе тоже выставка книжек-малышек. Вы сами сочинили сказки и сами проиллюстрировали их.

Прочитайте 7 предложение:

— Кто еще участвовал в выставке?

— Что он принес?

— Он сам вырастил цветы? Докажите.

— Почему он так сделал?

— Расскажите о своем отношении к Вове. Что бы вы посоветовали ему?

Прочитайте 8 предложение:

— Кто пришел в класс смотреть выставку?

— Останутся ли довольны папы и мамы ребят тем, что увидят на выставке?

— А родители Вовы?

— В конце предложения ставится точка, а здесь что за интересный знак увидели?

— В русском языке такой знак называется многоточием и показывает, что мысль незакончена. Автор задумался. Что же будет дальше?

IV. Домашнее задание:

1) Прочитайте еще раз рассказ и придумайте продолжение этого рассказа.

2) Для более слабых детей: в тексте подчеркните слова, написанные с большой буквы и объясните их написание.

V. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

Если все было понятно, если со всеми заданиями справились уверенно – свой жетон разместите на верхней ступеньке.

Если вы затруднялись, чувствовали себя неуверенно – свой жетон разместите на этой ступеньке.

Если на уроке было трудно, с заданием не справлялись – жетон разместите ниже.






See also:
Яндекс.Метрика