Урок обучения грамоте_4418


Школьное питание психоэмоциональное

состояние младшего школьника.

Российский школьник должен быть здоровым, крепким и развитым. Организм школьника расходует много энергии, а это энергия необходима для деятельности всех внутренних органов, а в школе почти вся работа связана с энергетическими затратами. Здесь и игры, и занятия спортом, трудовые процессы, мыслительная деятельность и т. д. А основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма. В связи с этим встаёт одна из актуальных проблем, какая же пища нужна учащемуся и как он себя будет чувствовать до и после приёма пищи.

Тема исследовательской работы:

Школьное питание и психоэмоциональное состояние младшего школьника

Цель работы: изучить понятие «питание» и влияние школьного питания на психоэмоциональное состояние младшего школьника.

Предположим, что настроение самочувствие зависит от правильного питания.

Допустим, если неправильно питаться, то человек будет слабым.

Жизнь без питания невозможна.

Нарушение питания приводит не только к различным заболеваниям, но и к приобретению хронических заболеваний, а также сопровождается нарушением психоэмоциональной сферой человека

Выясним, что же это такое психоэмоциональная сфера человека.

Эта сфера содержит множество составляющих, которые являются своеобразными звеньями ,а в совокупности они образуют область психоэмоциональной сферы. Звенья психоэмоциональной сферы человека являются ощущения, эмоции, настроение и чувства.

Каждый продукт имеет свой цвет, и из этого можно вывести его полезные свойства и влияние на настроение. Так, например, если в данный момент хочется поднять настроение, то можно скушать что-нибудь яркое, если надо успокоиться – взять продукты нейтральных цветов. Можно скорректировать собственное состояние с помощью еды.

Правильная организация питания младшего школьника может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в период обучения в начальном звене. Важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для всех возрастающих нагрузок в школе.

Полноценные обеды в школьной столовой это один из факторов здоровьесбережения ребенка. Горячий обед в приятной обстановке ждёт ребят в уютной школьной столовой. Наши профессиональные повара стараются учесть пожелания учеников при составлении меню, и витаминизировать пищу в зимний период.

Исходя из цели и задач работы, объектом исследования являются обучающиеся 4 –ых классов – 26 человек.

Использовали методы исследования: анкетирование

1 анкета называлась

«Самочувствие-активность-настроение» (САН).

Цель: выявление уровня соответствующих параметров до и после приема пищи. Оценка самочувствия, активности, настроения оценивалась 3 раза: до школьного завтрака, после завтрака, который проходит во вторую перемену, и спустя 1 час после завтрака.

Результаты анкеты позволили отметить тенденцию к снижению, показателей самочувствия и активности. А настроение после завтрака повышается . Это можно объяснить тем, что после приема пищи активизируются процессы по перевариванию пищи, в то время как ученикам необходимо продолжать обучение. А уже спустя один урок после завтрака показатели психоэмоционального состояния улучшаются.

 Результаты анкеты САН

До

завтрака

После завтрака

Спустя

1 урок после завтрака

Самочувствие

84,6 %

76,9%

65,3%

Активность

88,4%

76,9%

79%

Настроение

66,%

73%

75%

В связи с тем, что показатели в среднем снизились после завтрака, возник вопрос о том, кто же в большей степени подвержен такой тенденции мальчики или девочки. Представленные результаты в таблице 2 наглядно показывают, что в большей степени выражено снижение самочувствия и настроения у девочек, чем у мальчиков. Изначально мальчики оценивают свое самочувствие и активность ниже в сравнении с девочками. Однако, через урок после завтрака все показатели изучаемых параметров восстанавливаются и становятся не значительно, но выше, чем на момент первого обследования.

Самочувствие

Активность

Настроение

Мальчики

14 чел.

До завтрака

78,5%

71,4%

64,2%

После завтрака

85,7%

71,4%

78,5%

Через 1 урок после завтрака

71,4%

71,4%

71,4%

Девочки

12 чел.

До завтрака

83.3%

100%

66,6%

После завтрака

66,6%

75%

66,6%

Через

1 урок после завтрака

50%

75%

66,6%

Для того, чтобы выяснить, что могло привести к снижению самочувствия, активности, настроения после завтрака, была проведена анкета

«Оценка школьного питания».

Какой из видов питания ты предпочитаешь?

Устраивает ли тебя школьное меню?

Какие блюда и изделия из меню нашей столовой ты не любишь?

Манную кашу 54%; кисель 38,4%; компот 30%; суп 23%.

Какие блюда и изделия тебе нравятся из предлагаемого меню?

Гречка 38,4%; пирожок с капустой 50%; булочка с повидлом 42,3%; рожки с котлетой 38,4% с колбасой 30%; булочка с изюмом 30%.

Чтобы ты хотел добавить в меню?

Жареную картошку 15%; сосиска в тесте 30%; борщ 21%; пельмени 20%.

Полученные данные свидетельствуют, что большинство детей выбирают такой вид питания как завтрак (53,84%). Т. е. обучающиеся в большинстве своем готовы к принятию пищи именно в тот временной промежуток, который отводится для завтрака.

Мнения учащихся разделились при ответе на вопрос анкеты. Устраивает ли тебя школьное меню? Так 42,3% обучающихся устраивает и столько же не устраивает школьное меню. Анкета «Оценка школьного питания» показала, что девочки более критично относятся к школьному меню, в то время как мальчиков оно вполне устраивает.

Все данные, полученные в результате анкетирования, позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся в большей степени выбирают такой вид питания как завтрак. Выявлено снижение после школьного завтрака таких показателей психоэмоционального состояния как самочувствие и настроение. Однако спустя 1 час после изучаемые параметры возвращаются к исходным средним значениям. Здесь можно предположить, что снижение уровня самочувствия и настроения после принятия пищи обуславливается необходимостью отдохнуть, а учебная ситуация требует проявления активности и сосредоточенности.

Так какая же пища нужна учащемуся?

Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма, т.е белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода, должна быть в рационе в достаточном количестве и в определенных соотношениях так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушению в развитие организма.

И конечно не обойтись и без режима питания. Школьник напрямую связан с распорядком его дня. Не малую часть времени младший школьник проводит в образовательном учреждении. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым.

Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

В результате исследовательской работы определены рекомендации для учащихся и родителей.

Для учащихся:

Старайся есть разнообразную пищу.

Придерживайся определенного режима питания и тогда ты будешь здоровее и крепче.

Больше двигайся и умей управлять своими эмоциями.

Преимущественно используй растительную пищу (злаки, овощи, фрукты) и молочные продукты (йогурт, творог и т. д ).

Обязательно соблюдай режим питания, бесконечные перекусы способствую нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта, что может быть следствием снижения настроении, самочувствию и активности.

Для родителей:

Необходимо в утреннее время дома легкие завтраки.

Ограничивать употребления кофе, шоколада т.к. они действуют на нервную систему.

Приучить детей к овощным блюдам т.к. лучшей усвояемости белка способствуют овощи.






See also:
Яндекс.Метрика