Урок обучения грамоте_4403


ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ж и Ш. СОЧЕТАНИЯ ЖИ, ШИ.

Цели: закрепить знания учащихся о согласной букве ж;

познакомить с сочетаниями жи и ши;

развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование: учебник, мультимедиа, буквы и слоги.

Ход урока

Мобилизующая часть урока. Сообщение темы и целей урока.

СЛАЙД 1.

Учитель :

— Мы сегодня отправимся в путешествие на поезде Знаний в страну Жи-Ши-Ляндию. Путешествие наше будет увлекательным и познавательным. Мы с вами побываем во многих местах, найдём новых друзей. Некоторым из них окажем помощь. А чтобы наше путешествие прошло гладко, мы должны показать свои знания. Готовы? Тогда, в путь! Путешествие наше начнётся со станции ЖИШИНО. Мы побываем в РОЩИНО, ЗАРЯДКИНО, ЧАЩИНО, на станции ПОЛЕВАЯ, РЕЧНАЯ, ЗАГАДКИНО.

Но к поезду нас ведёт дорога через препятствия, которые мы должны преодолеть.

Закрепление опорных знаний.

СЛАЙД 2.

Разминка.

Игра «Доскажите словечко».

Слова на слайде: Жираф, живот, лужа, животик.

1)

Вяжет мама длинный шарф.

Потому что сын … (жираф).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот).

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по … (лужам).

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по … (животикам).

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные … (шары).

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно… (шишек).

2)Стихотворение – шутка.

Дети из веток построили …(шалаш).

А у меня в кармане синий…(карандаш).

Вдруг по полу быстро пробежала…(мышь).

На болоте вырос стройненький… (камыш).

Чтение слов :

жираф живот лужа животик шары шишка шалаш карандаш мышь камыш

СЛАЙД 3.

.( Звуко-буквенный анализ слова: ЖИВОТИК)

Ученик работает у доски, объясняет обозначение звуков в слове.

Проверка выполненного задания на слайде.

— Вот мы и на перроне. Поезд ждёт пассажиров. А чтобы сесть в вагон, нужен билет.

Игра «Слоговой аукцион».

а) Составляем из слогов слова. а доске прикреплены различные слоги. Дети выходят и составляют из них слова: лыжи, жара, жало, жаба, лужа, шина, машина, мыши.)

СЛАЙД 4.

б) Игра «Буква потерялась».

Какое слово получится, если добавить звуки [ж] [ш]:

Лу а, апка, аба, кола, сне ок, ма на, ивот.

СЛАЙД 5.

Какие буквосочетания мы встретили в словах?

— Что мы должны знать о сочетаниях ЖИ, ШИ?

СЛАЙД 6.

Вывод:

Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

В сочетаниях ЖИ и ШИ звуки (Ж) и (Ш) всегда твёрдые, в произношении сочетаний слышится звук (Ы), но пишется (И).

Учитель:

— Вот мы преодолели препятствия и уже готовы сесть в поезд. Но в наше путешествие мы отправляемся не одни, а друзьями.

СЛАЙД 7.

1.Чтение слов с буквами Ж и Ш.

После чтения слов выясняется, что не все пассажиры прибыли на перрон.

Работа с текстом.

А что случилось с Чижами, узнаем из рассказа Л.Н.Толстого «Чиж» с.151

Первичное чтение хорошо читающими детьми.

Ответы на вопросы к тексту.

— Кто был у Вари?

— Где жил Чиж?

— Что сказала Варя Чижу?

— Что ответил Чиж?

— Что мы посоветуем Варе?

— Почему дадим такой совет?

Учитель:

-Все пассажиры в сборе, можно и в путь отправляться. Пока мы добирались до вагона, сильно устали, пора и отдохнуть.

СЛАЙД 8.

Физминутка:

Приплыли тучи дождевые:

-Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

-Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь до земли,

Пьёт, пьёт, пьёт!

А дождик тёпленький такой

Льёт, льёт, льёт!

СЛАЙД 9. Речная

Наша первая остановка на ст. Речная.

Выполним задание, которое нам предложила проводница.

Чтение слов с сочетаниями ЖИ, ШИ. (Ерши, шалаши, камыши, лужи.)

СЛАЙД 10.

Чтение предложения. (Проезжаем поле ржи, а над ним летят стрижи.)

Словарная работа. Подготовленный ученик делает сообщение о зерновой культуре – рожь.

СЛАЙД 11.

Рожь – это зерновая культура. Из зерен ржи мелят муку. Из ржаной муки пекут хлеб. Такой хлеб называют Ржаным хлебом.

СЛАЙД 12.

Наша вторая остановка ст. Сказочная.

— Героев, какой сказки мы здесь повстречали? (Русской народной сказки)

— А почему сказка называется Русская народная?

1) Чтение сказки Мужик и медведь.

2) Ответы на вопросы к тексту:

— Что посеяли мужик и медведь?

— Что взял мужик?

— Что взял Миша?

— Что произошло через год?

— Что было дальше? (Посоветовать прочитать сказку до конца.)

СЛАЙД 13.

Физминутка.

Стоит в лесу избушка, А в ней живёт Петрушка. К нему идут зверушки

Попрыгать – поиграть.

Олени, Носороги, Медведи из берлоги Приходят друг за дружкой, Попрыгать – поиграть.

СЛАЙД 14.

Учитель:

Наши друзья должны покинуть нас. Ведь дома их ждут. Давайте поможем добраться им до своих домиков. Если вы легко отгадаете загадки, то животные быстро попадут к себе домой.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (ЁЖ)

Это кто там лентой чёрной

К ручейку ползёт проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко.

А на маленькой головке

Пятна жёлтые видны.

Все об этом знать должны. (УЖ)

Колюч, да не ёж.

Кто же это? Это… (ЁРШ)

В подполье и в поле

Живёт она в норке,

Серая малышка

Кто же это? …(МЫШКА)

— Молодцы, ребята! наши друзья уже дома. Нам тоже пора заканчивать наше путешествие.

СЛАЙД 15.

Итог урока:

— На какое правило нам встретились в пути слова?

— Что нового узнали на уроке?

— Какие задания были трудными?

— Что мы должны помнить?

СЛАЙД 16.

Запомни: Лыжи, мыши и ужи с буквой И всегда пиши!

СЛАЙД 17.

Урок окончен. До свидания!

Рожь – это зерновая культура. Из зерен ржи мелят муку.

Из ржаной муки пекут хлеб. Такой хлеб называют Ржаным.






See also:
Яндекс.Метрика