Урок обучения грамоте


Урок учителя начальных классов

МОУ СОШ №12

Михеевой Лилии Ивановны

Тема: Звуки [д], [д’] и буква Д, д

Цель: познакомиться со звуками [д], [д1] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [д], [д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой, узнать много нового о профессии водолаза.

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Формулирование учащимися темы и цели урока

-Начнем наш урок со следующего задания. Замените произнесенное мной сочетание слов на противоположное по смыслу. Выявите, с каких звуков начинаются слова в новом словосочетании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Произношу сочетание слов: короткая ночь.

(Сочетанию слов короткая ночь противоположно сочетание длинный день. Первое слово в нем начинается со звука [д], второе — со звука [д’]. Значит, тема сегодняшнего урока — «Звуки [д], [д’] и буква, которая их обозначает»)

-Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока, для этого вам помогут опорные слова на доске: Познакомимся

Научимся отличать…

Учиться читать…

— Итак, цель урока — познакомиться со звуками [д], [д1] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [д], [д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.

3.Знакомство с новыми звуками

Учитель показывает детям две картинки. На одной изображен водолаз — рабочий, на другой водолаз — собака.

-Ребята, внимательно посмотрите на предметы, изображенные на картинках. Скажите, можно ли их назвать одним и тем же словом? Если можно, то, каким?

(На первой картинке изображен водолаз. Это человек, который работает под водой в специальном костюме. На второй картинке изображена собака. Это порода собак, которые хорошо плавают. Их используют для спасения утопающих. Это собакаводолаз. Два разных предмета названы одним и тем же словом водолаз.)

-Произнесите слово водолаз. Определите, сколько в нем слогов. (Дети произносят.)

-Произнесите слово водолаз, выделяя первый звук во втором слоге.

-Назовите выделенный звук.

-Произнесите звук [д] еще раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, и сделайте необходимые выводы.

(При произнесении звука [д] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Он произносится твердо. Значит, звук [д] твердый.)

-Дайте короткую характеристику звука [д].

Звук [д] согласный, звонкий, твердый.

-Профессия водолаза интересная, но трудная и опасная. В воде его могут подстерегать разные опасности. Например, в водах одной из жарких стран нашему водолазу встретилось крупное хищное животное, в названии которого три слога и восемь звуков, из них два одинаковых согласных звука. Какое это животное?

(Это крокодил. В слове крокодил три слога, восемь звуков, из них два одинаковых согласных звука [к].)

Произнесите слово крокодил, выделяя в нем первый звук третьего слога. (крокод-д-д-ил)

— Назовите этот звук.

-Произнесите звук [д’] еще раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, какой звук следует после него, и сделайте необходимые выводы.

(При произнесении звука [д’] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. За ним следует звук [и]. Значит, он мягкий.)

Дайте короткую характеристику звука [д’]. (Звук [д’] согласный, твердый, мягкий.)

-Сделайте вывод, с какими звуками мы сегодня познакомились, и охарактеризуйте их.

(Мы познакомились со звуками [д] и [д’]. Звук [д] согласный, звонкий, твердый. Звук [д’] согласный, звонкий, мягкий.)

Выберите условные обозначения для звуков [д] и [д’]. (Дети выбирают и прикрепляют на доску.)

-Давайте представим себе, как выполняет свою работу водолаз, и составим об этом коллективный рассказ. В каждом предложении рассказа должна соблюдаться последовательность действий водолаза и должно быть хотя бы одно слово с новым звуком. Скажите в первом предложении, что делает водолаз перед началом работы?

(Перед началом работы водолаз проверяет свое оборудование, надевает специальную одежду и акваланг.)

-Кто продолжит рассказ? Что делает водолаз после этого?

(После этого с берега, лодки или корабля он постепенно спускается в водоем.)

(На дне водоема или просто в воде водолаз выполняет работу.)

(Затем водолаз поднимается наверх.)

-Хороший получился рассказ. Кто сможет повторить его полностью?

4. Физкультминутка

-На физкультминутке мы тоже освоим с вами движение погружения в воду и выхода на поверхность. Если в произнесенном мною слове есть звук [д] или [д’], вы погружаетесь в воду и поднимаетесь наверх. Но делать это надо очень медленно, чтобы организм постепенно привыкал к давлению воды. Если в слове нет новых звуков, то вы делаете движение головой вправо-влево, изображая разминку водолаза на берегу.

Спуск, медленно, вода, водоем, дно, рыбы, рачки, подплыл, поднял, подъем.

5.Знакомство с новой буквой

-Перед вами сейчас будут проплывать рыбки из того водоема, куда спускался наш водолаз. На боку у каждой рыбки напечатано по одной букве. Если мы эту букву прошли, то хлопаете один раз, если нет— два раза.

-Кто знает, как называется новая буква?

— На что похожа буква Д?

( на крышу домика, на печную трубу, на колокольчик)

-Изобразите букву Д с помощью счетных палочек.

-В какой квадратик мы поместим букву Д на ленте букв?

(Мы поместим букву Д в синий квадратик, так как она согласная.)

6.Чтение слогов, слов и текста с новой буквой

МР

-На доске записаны слова. Давайте их прочитаем:

вода труд

водолаз трудна

водные

подводные

-Прочитаем 1 столбик.

-Что заметили интересного? (связь с водой, общая часть)

-Это, ребята, родственные слова. Найдите ещё родственные слова.

-Кто вспомнит пословицу о труде. (Землю красит солнце, а человека труд)

-Обратите внимание на слово водолаз. Оно состоит из 2-х частей. Каких?

— Водолаз-это человек, который работает под водой. Сегодня мы прочитаем рассказ об этой профессии.

-с.109.Чтение учителем.

-Где работают водолазы?

Чтение по 1 предложению сильными детьми.

-Кем работали папы у Нади и Димы?

-Чем занимаются водолазы?

-Почему эта работа очень трудная?

-Чем они занимались на дне реки?

-Для чего они это делали?

Выразительное чтение детьми

Пересказ

-Много интересного видят водолазы под водой. Крошечная часть подводного мира отражена в этой записи. Внимательно посмотрите на нее и составьте к ней свое задание.

(Надо прочитать то, что написано в одинаковых фигурах.)

-Назовите первое слово, которое вы прочитали, и обоснуйте свой ответ.

(Первое слово медуза. Его слоги напечатаны в ромбиках.)

-Какое еще слово вы прочитали?

(Слово бельдюга. Его слоги напечатаны в кружочках.)

-Назовите оставшиеся слова.

(Мидия, дюгонь)

— Что в них есть общее?

(Все слова обозначают названия животных, которые живут в море или океане.Во всех словах есть буква Д.)

-Найдите признаки, с помощью которых три слова из данных четырех можно объединить, а одно — исключить.

(В словах бельдюга, медуза, дюгонь буква Д обозначает мягкий звук [д’], а в слове медуза — твердый.

Слова бельдюга, мидия, медуза имеют по три слога, а слово дюгонь — два.

В словах бельдюга, медуза, дюгонь ударение падает на второй слог, а в слове мидия — на первый.)

-На какие две группы можно разделить эти слова?

( Бельдюга и дюгонь — это рыбы. Мидия и медуза — это не рыбы.)

Иллюстрации обязательны!

7. Итог урока

-Что нового мы узнали сегодня на уроке?

(Мы узнали много нового о профессии водолаза. Познакомились с новыми звуками и буквой.)

-Охарактеризуйте новые звуки.

(Звук [д] согласный, звонкий, твердый. Звук [д’] согласный, звонкий, мягкий.)

-Какой буквой обозначаются эти звуки?

(Звуки [д] и [д’] обозначаются буквой Д.)

Если останется время, то учитель читает текст.

Водолаз — мастер на все руки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком. Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод без водолаза не обойтись. Водолаз задевает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль.

-Озаглавьте данный текст, используя для этого одно из имеющихся в нем предложений. (Текст можно озаглавить так: «Водолаз — мастер на все руки».)

-Как вы понимаете выражение мастер на все руки? (Так говорят про человека, который умеет многое делать сам и делает это хорошо.)

Урок письма.

Тема: Строчная буква д

Ход урока.

Организационный момент

Краткое повторение изученного на уроке чтения

-С какими новыми звуками познакомились на уроке чтения? Произнесите их.

-Найдите в алфавите, какими буквами мы можем обозначать этот звук на письме?

3. Формулировка темы урока.

-Чему может быть посвящён наш урок письма?

-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке письма?

-Для чего это необходимо?

-Давайте сравним печатные и письменные буквы. Чем они отличаются?

(состоят из разных элементов, печатная — без наклона)

Физкультминутка для рук.

Анализ готового образца буквы.

-Из каких элементов состоит строчная буква д? (овал и линия с петелькой)

— Обведите элементы. (показ на доске)

-Потренируемся писать узоры. Посмотрите внимательно, почему именно такие узоры мы будем писать? (они похожи на второй элемент)

Письмо.

-Рассмотрите элементы, которые даны на доске. Выберите те, из которых можно составить букву д. Составьте.( в рабочей строчке)

Анализ.

-Где расположен овал? (в рабочей строчке)

-Где петелька? (в строчке – помощнице)

4. Образец письма с комментированием.

5.Пробное письмо:

-в воздухе

-обратной стороной ручки на ладошке

-3 человека кисточкой у доски

-Обведите

-Напишите столько раз сколько слогов в слове карандаши

6. Анализ ошибок.

-Допишите столько раз сколько у нас в классе колонок.

-Возьмите красный карандаш. Найдите и подчеркните самую правильно написанную вашу букву. (самооценивание)

7.Письмо соединений.

-Что написано на второй строчке?

-Прочитайте первый слог. Какое соединение использовано? Почему?

-Прочитайте второй слог. Какое соединение использовано? Почему?

-Прочитайте третий слог. Какое соединение использовано? Почему?

-Прочитайте четвёртый слог. Какое соединение использовано? Почему?

— Напишите самостоятельно в тетради.

Обмен тетрадями.

-Поставьте красную точку под самым правильным и аккуратно написанным соединением.

Физкультминутка

8. Письмо слов.

-Прочитайте слово написанное на следующей строчке.

-Рассмотрите схему. Что заметили? Почему не подходит?

-Измените слово так, чтобы оно подходило к схеме.

Запись в тетради и с комментированием у доски.

-Что необходимо добавить в схему? (самостоятельно)

-Прочитайте следующее слово.

-Рассмотрите схему. Что заметили? Почему не подходит?

-Измените слово так, чтобы оно подходило к схеме.

Запись в тетради и с комментированием у доски.

-Что необходимо добавить в схему? (самостоятельно)

9.Письмо предложений.

-Прочитайте начало предложения.

— Выберите слово, которое подходит к этому предложению. Докажите.

— Запишите.

— Прочитайте. Докажите, что мы с вами записали предложение.

— Сколько слов в этом предложении.

-Как нужно писать предложение.

— Запишите это предложение самостоятельно на следующей строчке. (1 человек у доски)

10. Итог урока.

— Чему новому мы научились на уроке?

11. Рефлексия.

-Поднимите красную карточку те ребята, которые хорошо научились писать букву. Зелёную – ещё надо потренироваться. Синюю- ещё не получается.






See also:
Яндекс.Метрика