Урок обучения грамоте в 1 классе УМК Перспектива


УМК «Перспектива»

Визитная карточка открытого урока

обучения грамоте

1 класс

ГБОУ школа № 454

Колпинского района Санкт-Петербурга

Учитель: Ломотко Ольга Юрьевна

Тема: «Хлеб — всему голова». Упражнение в чтении слов и предложений.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Дидактическая цель урока: развитие навыков сознательного, правильного чтения.

Задачи урока:

Предметные: понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение воспринимать и оценивать содержание, участвовать в обсуждении.

Метапредметные:

познавательные: чтение текста с целью извлечения необходимой информации, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

регулятивные:

Формировать умения: формулировать тему урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать результат деятельности.

коммуникативные: формировать нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами литературы; обогащение учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к окружающему миру.

личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; развивать навыки сотрудничества; формировать самооценку ; корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника

Методы обучения:

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Основные понятия:

Хлеб — как продукт питания и его ценность; хлеб – как растение ( рожь, овёс, просо, гречиха).

Пословица. Загадка.

Многозначность слова хлеб и образование новых слов.

Логика развития урока:

Эмоциональная установка.

Актуализация знаний учащихся.

Создание проблемной ситуации.

Постановка учебной задачи.

Решение поставленной задачи:

Чтение рассказа « Как хлеб пекут?»

— Чтение загадок. Пословиц.

— Работа над значением слова «хлеб» (многозначность, однокоренные слова).

Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

Способы реализации поставленной цели урока:

Учебный диалог.

Фронтальная работа, в парах, индивидуальная.

Самостоятельная работа учащихся .

Оборудование урока:

Л.Ф.Климанова, Азбука: Учебник для 1 класса, часть 2 – М.: «Просвещение» 2011

Интерактивная приставка (слайды 2, 3, 4,5).

Каравай, самовар, стол с хлебобулочными изделиями.

Раздаточный материал: колоски.

иллюстрация – пекарь; опорные слова ( зерно, мука, тесто, хлеб),

Ход урока:

1.Эмоциональная установка.

Традиция встречи гостей «Хлебом и солью».

Под музыку входят в русском национальном костюме дети с караваем в руках и обращаются к ребятам и гостям:

Здравствуйте, добрые молодцы!

Здравствуйте, красные девицы!

Рады вас видеть всех!

Лица открытые, глаза блестящие, улыбки в наличии!

Хлебом –солью всех встречаем.

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том — о сём.

(Дети ставят каравай и самовар на стол со скатертью и угощениями.)

2. Актуализация знаний учащихся.

— Ребята, кто знает, как называется обряд, который вы сейчас увидели? ( Встреча гостей «хлебом и солью») .

Рассказ учителя о традиции встречи гостей «хлебом и солью» .

Слайд «Гости»По древнему русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью —караваем. Этот обычай пришёл из древности. Хлеб символизирует богатство, а соль защищает от злых сил. Угощение хлебом-солью практикуется до сих пор при встрече почетных гостей, которые должны отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.

Слайд «Каравай»

— Как называется хлеб, которым встречают гостей? ( Каравай)

— «Каравай, каравай кого хочешь — выбирай!» Откуда эти слова? ( Из русской народной песенки.)

— Кто помнит слова? Давайте споём куплет этой песни. (Ребята поют куплет и сопровождают движениями рук).

Как на наши именины испекли мы каравай

Вот такой вышины, вот такой нижины.

Вот такой ширины, вот такой ужины.

Каравай, каравай кого хочешь — выбирай?

3.Создание проблемной ситуации.

У: Карава́й — круглый сладкий, украшенный дрожжевой хлеб.

— Кто знает, откуда у нас на столе появляется хлеб? ( ответы детей)

— Что поможет найти ответ на этот вопрос? ( Нам поможет книга).

Откройте учебник стр. 54-55. Рассмотрите страницы. (Дети рассматривают страницы учебника).

— Как вы думаете, о чём сегодня мы будем читать? ( О хлебе).

-На какой вопрос нам надо найти ответ? «Из чего и как пекут хлеб?» ( на доске)

4.Решение поставленной задачи:

1. Чтение рассказа « Как хлеб пекут?»

( Читает один ученик, остальные следят).

— Прочитайте, из чего пекут хлеб? ( Дети читают предложения.).

— Что входит в состав теста? ( Мука, вода, дрожжи).

— В каком порядке начинается путь хлеба к нам на стол? Прочитайте.

( На доске появляются слова: зерно, мука, тесто, хлеб.)

— Как называется профессия человека, выпекающего хлеб? ( Пекарь ). Картинка на доске.

Итак, как хлеб приходит к нам на стол: из зерна делают муку, из муки – тесто, из теста- хлеб.

2. Работа с иллюстрацией и загадкой.

— Расскажите, что вы видите на картинке? ( Комбайн убирает хлеб).

— Как называют человека, управляющего комбайном? (Комбайнёр).

— Давайте прочитаем это слово вместе .КОМ-БАЙ-НЁР

СЛАЙД «Уборка урожая»

Трудная, но очень важная профессия – комбайнёр. Именно с поля начинается путь хлеба к нам на стол. Колоски, когда созреют, становятся большими и тяжёлыми. ( На партах у детей колоски). Посмотрите, каким становится колос, когда созревает.

СЛАЙД «Нива»

-Прочитайте загадку.

Что это? (Нива).

— Что такое нива, объясните. ( Поле, где растут хлебные растения).

— С чем сравнивается нива? ( С морем). Давайте поднимем наши колоски и покачаем ими как в поле на ветру.

Когда их много, то поле похоже на море.

???? Найдите ещё на наших страницах загадки. Отгадайте.

???? — Какие слова описывают предмет?

3. Работа в парах. Чтение пословиц.

-Работаем в паре. Найдите пословицы . Прочитайте .Обсудите значение непонятных слов. Подумайте, что она обозначает. Почему мы так говорим?

— А теперь поиграем «Продолжи пословицу».

— Один ученик начинает читать пословицу, а остальные должны её закончить. ( Читаем по одной пословице и объясняем её смысл и непонятные слова).

1.Лето — припасиха, зима — подбериха. (Припасиха- делаем припасы летом. Зимой все прибираем – съедаем.)

2.Нет плохой земли, есть плохие хозяева.( Если плохой урожай, значит хозяин плохо работает).

3.Красна хата не углами, а пирогами. (Хата- дом, красна – красива. Дом славится не красотой, а гостеприимством.)

4.Хлеб – всему голова. ( На доске)

Почему в пословице хлеб сравнивается с головой? ( Выражается его значимость).

У: Эта пословица отражает важность и значимость хлеба для человека. Отношение к этому продукту у нашего народа особенное. Мы живём в городе, который в годы войны пережил блокаду и голод. Наш народ знает цену хлебу. Давайте вспомним путь хлеба на наш стол. ( Повторяем: вырастить зерно, собрать урожай, зерно перемолоть в муку, испечь хлеб).

4.Хлеб – многозначное слово. Образование однокоренных слов.

-Что мы называем словом «хлеб»? ( Хлебом называем батон, булочки, бублики). На столе!!!! Или СЛАЙД???

Это слово многозначное.

У: Хлеб – 1) Продукт, выпекаемый из муки. 2) Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.). 3) Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий. 4) Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки. 5) Пропитание, пища.

— Прочитайте слова, которые «принесла нам сорока на хвосте» .

— Что интересного заметили? ( Повторяется одинаковая часть – хлеб.)

— Это общая часть. К нему добавляем другие части слова и получаются новые слова.

— Какие слова вам непонятны? Давайте попробуем их объяснить.

Хлеба – это поля, на которых выращивают хлебные растения.

Хлебосол – тот, кто радушно встречает гостей.

Хлебороб – это человек, который выращивает хлеб.

— Эти слова имеют общую часть и значение.

ФИЗМИНУТКА

5 . Хлебные растения.

Перед вами хлебное растение . Рассмотрите его. ( Колос ржи).

— Как оно называется? (Рожь).

Но люди выращивают и другие хлебные растения. Найдите в учебнике задание, в котором мы можем познакомиться с некоторыми из них. Попробуйте их узнать.

Работа в парах. Посоветуйтесь. (Рожь, овёс, просо, гречиха).

— Что можно сделать из ржи? (Ржаную муку). Из овса? ( Овсяные хлопья, печенье). Из проса? (пшено) .Из гречихи? (Гречневую крупу, муку).

6.Рассказ «Хлеб».

Сейчас вы послушаете внимательно рассказ и ответьте на вопрос «Всегда ли люди знали что такое хлеб?»

Чтение рассказа «Хлеб» (вслух учеником, который читает хорошо).

— Что вас удивило? ( Были времена, когда люди не знали хлеба).

Чтение про себя.

Прочитаем рассказ ещё раз, чтобы ответить на вопрос : «Почему с хлеба начинается обед

Работа с текстом. Выборочное чтение.

— Представьте себе ситуацию за столом. Опишите её.

— Как люди питались раньше ? Прочитайте.

— Какие травы оказались самыми вкусными? Прочитайте.

— О чём догадались люди? ( Самим растить хлебные растения).

— С чего начинался рассказ? ( Рассказ начинался со сцены за столом во время обеда).

— Почему рассказ начинается именно с этого? (Без хлеба не начинается обед. )

— Какой пословицей можно завершить наш урок? (Хлеб – всему голова.)

5. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

— Какой вопрос мы поставили в начале урока? ( На доске)

Почему мы должны ценить каждый кусочек хлеба? ( Хлеб самый важный и ценный продукт, который получается ценой труда очень многих людей).

— Давайте определим правила, как надо обращаться с хлебом? ( Не бросай на пол, не выбрасывай не съеденный кусочек, отламывай , сколько съешь).

— Оцените свою работу на уроке. Поднимите смайлики-колобки.

— Что для себя вы интересного сегодня узнали?

— Какие вопросы остались? Где можно найти ответы?

Молодцы. Спасибо за работу.

Гостей мы приглашаем попробовать наш каравай за чаем.






See also:
Яндекс.Метрика