урок обучения грамоте Тема Звуки д д буква Д д


Тема урока: «Звуки [д], [д’], буква Д, д».

Вид урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: познакомить детей со звуками [д], [д’] и буквой д;

учить выделять новые звуки в словах, читать слоги,

слова и предложения с новой буквой; способствовать

развитию фонематического слуха, речи, логического

мышления, памяти; расширять кругозор,

воспитывать любознательность.

Учебник: «Русская азбука», учебник для 1 класса, авторы

В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько,

В.Д.Берестов.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, загадки,

картинки Деда Мороза.

Литература: 1. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие

младших школьников на уроках обучения грамоте».

2. В.В.Волина «Занимательное азбуковедение».

Ход урока:

Орг. момент. (Слайд 1 – заставочный, дети его не видят).

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Детям нужно ровно встать,

Выше головы поднять!

Постановка темы и целей урока.

1. Вступительная беседа.

— Ребята, какое время года сейчас?

— А какой самый красивый, чудесный и

волшебный праздник бывает зимой? (Слайд 2).

Чтение стихотворения хором за учителем:

Новый год! Новый год!

У дверей, у ворот!

Он пришёл к тебе, ко мне

И ко всей большой стране!

— Отгадайте новогоднюю загадку:

Он в колодец заглянул –

Льдом колодец затянул.

А на речку поглядел –

В ледяной тулуп одел.

Он с седою бородой,

Шуба, посох со звездой,

Он подарки нам принёс –

Добрый ………. (Дедушка Мороз). (Слайд 3).

2.Введение в тему урока.

Какие новые звуки услышали в начале и в середине слова-отгадки?

(Звуки [д], [д’]).

— Какие слова с этими звуками вы услышали и запомнили в самой загадке?

(Колодец, льдом, поглядел, ледяной, одел, седою, бородой, звездой, подарки, добрый.)

— Сформулируйте тему урока. (Слайд 4).

Тема: Звуки [д], [д’], буква Д, д.

Цели урока: познакомиться со звуками [д], [д’] и буквой, которая их обозначает; учиться выделять новые звуки в словах; читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Работа над новым материалом.

Работа со звуками [д],[д’].

— Ребята, наш добрый Дедушка Мороз очень хочет попасть на праздник к нам в школу. Но его волшебный замок находится очень далеко. (Слайд 5). Из своего снежного замка он прислал вам телеграмму. (Слайд 6). Прочитаем её (хоровое чтение за учителем): «Дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Я очень хочу побывать у вас на ёлке, но боюсь, что не успею. Помогите мне, пожалуйста. До встречи. Дедушка Мороз.

— Ну что, ребята, хотите видеть Дедушку Мороза у себя на празднике? Поможете ему преодолеть трудности в таком дальнем путешествии? Тогда вперёд!

— Какие слова со звуками [д], [д’] вы услышали в тексте телеграммы?

(Дорогие, девчонки, добраться, до встречи, Дедушка).

Дайте характеристику звуку [д].

(Звук [д] – согласный, т.к. при его произнесении во рту встречаются преграды. Он звонкий, потому что произносится с голосом и шумом).

— Охарактеризуйте звук [д’].

— Сделайте общий вывод: с какими звуками мы познакомились и охарактеризуйте их.

2.Игра «Собери подарки». (Слайд 7).

— Ребята, Дед Мороз не может приехать к вам без подарков, но не знает, какие подарки положить в синий мешок, а какие – в зелёный.

— Кто уже догадался, как разложить подарки, и поможет Дедушке Морозу?

Отвечающий называет место звука в слове и характеризует его по твёрдости – мягкости.

— Молодцы, ребята! Наконец-то Дед Мороз отправляется в долгое путешествие, а мы продолжаем помогать ему.

3.Знакомство с новой буквой.

Ребята, как вы думаете, как «зовут» букву, которая обозначает [д], [д’]? (Слайд 8).

(Буква Д. Она бывает печатная и прописная, заглавная и строчная).

— Назовите предметы, которые напоминают букву Д.

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

4.Физминутка.

Дед Мороз взял не только подарки, но и прихватил своих внучек – снежинок. (Слайд 9). Им очень весело лететь за дедушкой, они играют, кружатся. Давайте и мы с ними поиграем.

Мы снежинки, мы снежинки,

Порезвиться мы не прочь.

Мы снежинки — балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы летаем и кружимся,

Очень весело живём.

А как сядем мы на землю,

То растаем, пропадём.

5.Чтение слогов-слияний.

— Эти снежинки волшебные. Они умеют не только танцевать. Сегодня они будут учить вас читать.

— С какой согласной будете читать

слоги? Чтение слогов-слияний.

— Найдите слова, которые образовались с помощью данных букв.

(Еда, иду, еду, ода, удод).

6.Знакомство с новыми словами.

— А где же наш Дед Мороз? (Слайд 10).

— Ой, ребята, посмотрите! Огромное море преградило путь нашему гостю. Не может он перебраться через него, сидит на берегу, призадумался. Вдруг слышит: кто-то его зовёт. Оглянулся кругом – никого нет. Присмотрелся, а из воды зовёт его …. (золотая рыбка).

Рыбка согласилась помочь Деду Морозу, но с условием. Нужно перечислить известных морских жителей, в названиях которых есть новые звуки. Давайте поможем Дедушке.

(Дельфин, медуза, морская звезда).

Со словами «барракуда» и «морской идол» знакомит учитель.

А ещё, в глубине моря Дедушка Мороз встретил человека. (Слайд 11).

— Как вы думаете, кто это?

Это водолаз.

— Кто такой «водолаз»? Прочитайте определение из «Толкового словаря». Чтение определения хором с доски.

7. Работа по учебнику.

— Подробнее о людях этой профессии вы узнаете, прочитав тексты на с.109.

1. Чтение слов.

2. Чтение текста 1.

— Где ведут работы водолазы?

— Какая у них работа?

3. Чтение текста 2.

— Чьи папы работают водолазами?

— Чем занимаются водолазы на дне реки?

Читающие дети в это время знакомятся с дополнительным текстом, затем читают его вслух.

«Водолаз – мастер на все руки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком.

Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод – без водолаза не обойтись. Водолаз заделает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль».

8.Работа над многозначностью слова.

Знакомство с собакой-водолазом. (Слайд 12).

— Ребята, кто это? (Собака).

Это служебная собака породы «водолаз».

— Для чего люди разводят таких собак?

— Прочитайте определение из «Толкового словаря». Чтение определения хором.

— Что вы можете сказать о слове «водолаз»? (Оно многозначное, т.к. имеет два значения).

9. Игра «Укрась ёлку».

— Мы помогли Дедушке Морозу, и рыбка перенесла его через море. Скоро он доберётся до нас. А нам нужно быстро украсить ёлку. (Слайд 13).

— Чтобы ёлка получилась нарядная, вы должны отгадать загадки и правильно собрать из слогов слова-отгадки.

1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец-то, ты, пришла,

К нам волшебница…… (Зима).

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз.

(Мороз).

Пятиконечный предмет, которым

украшают макушку ёлки. (Звезда).

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. (Санки).

Белая звёздочка с неба упала.

Мне на ладошку легла – и пропала.

(Снежинка).

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька).

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (Коньки).

Что любят получать дети и взрослые в Новый Год? (Подарки).

— Спасибо, ребята! Замечательная ёлочка у нас получилась!

Обобщение.

— Пока мы украшали ёлку, Дед Мороз наконец-то, добрался до нас. (Слайд 14).

— Расскажите ему, пожалуйста, что нового вы узнали на уроке?

— Чему учились на уроке?

Итог урока.

— Дед Мороз благодарит вас за помощь и говорит: «Молодцы!»

— А ещё, он хочет вас поздравить. А с чем, вы узнаете, если прочитаете ребус. (Слайд 15).

Дети отгадывают ребус и читают поздравление: «С Новым Годом!»

На память дети получают картинки Деда Мороза.






See also:
Яндекс.Метрика