урок обучения грамоте по теме знакомство с буквой е


Знакомство с буквой е

Цели:

Познакомить с новой буквой и звуками.

Сформировать четкое представление о том, что буква «Е» в начале слова обозначает два звука (И) и (Э), после согласных обозначает мягкость согласного и имеет звук «Э».

Формировать навык орфоэпически правильного, слогового, сознательного, выразительного чтения слогов, предложений с изученными буквами.

Продолжить работу над пониманием прочитанного текста.

У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня отправляемся в сказочное путешествие. Нас ждут много интересных открытий. Готовы?

А на чем же мы отправимся в наше путешествие? Нам нужен сказочный транспорт. Полетим на ковре-самолете. Ковер у нас тоже сказочный. Пока летим, будем разгадывать его секреты.

Игра «Дополни предложение»: -фронтально

1) Звуки бывают; …

2) Звуки слышим, буквы…

3)  После твердых согласных пишутся гласные…

5) После мягких согласных пишутся гласные…

– Как отличить согласный звук от гласного?

К

Р

Г

П

Т

Н

С

Л

М

Ш

Д

В

Назовите буквы.

Какие звуки они обозначают? Что общего у этих звуков?

На партах карточки с заданием.

Давайте выполним еще одно задание. Наидите на карточке и обведите:

Какие буквы обозначают глухие согласные звуки?( к, п, т, с, ш )

Найдите на карточках звуки .которые стоят в парах.

Какие звуки парные по глухости- звонкости? (к-г, д-т)

Какая буква обозначает согласный всегда твердый звук? (Ш)

Оденьте этот звук.

Были ли среди заданий незнакомые? Нет.

Знания о каких буквах и звуках мы повторили?

Около заданий вы видите кружки, если вам было легко отвечать на вопросы и у вас все получилось правильно, то закрасьте кружок зеленым цветом, если были затруднения, то красным.

Итак, мы разгадали все секреты ковра-самолета и вот наша первая остановка.

Куда мы пришли? (в ле-е-е-ес). Давайте сделаем анализ этого слова.

-Какой гласный звук выделили голосом

-После какого согласного слышится э? (после мягкого)

Кто догадался, какой буквой обозначим звук э?

Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать.?

— Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Е.

Обозначение звука [э] буквой Ее.

2)Упражнение «На что похожа буква?»

(Дети читают стихи.)

***

Ева гребнем причесалась

В нем три зубчика осталось.

***

Е на грядке пригодилась-

Вместо грабель потрудилась.

***

На дворе такая жалость

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква е зато осталась.

3)Составление буквы.

На месте:у вас конвертики с геометр. Фигурами, составьте из них строчную букву е

.

Посмотрите как пишется буква Е.

Давайте пропишем эту букву в тетрадях по обучению грамоте. Самостоятельная работа

Физминутка.

По дороге мы идем,

Путь далек, далек наш дом

Жаркий день,

Сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим,

Полежим, отдохнем,

А потом опять пойдем.

Выделение звука [э] в словах.

В Нашем волшебном лесу можно встретить очень много разных животных

А) Звуковой анализ слова «ЛЕВ»

Царь зверей раскатисто рычит,Всех зверей собрать спешит,На камень грациозно сев,Скажите, кто же это — … дети печатают слова и делают анализ слов на карточках

Б) Звуковой анализ слова «БЕЛКА»

— Отгадайте загадку :

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет.

Звуковой анализ слова «БЕЛКА»

— Какой гласный звук в этих словах одинаковый? После какого согласного звука стоит звук [э]?

Проверка: два ученика выполняют разбор слов белка, лес у доски, остальные проверяют

Если после согласного, то обозначает 1 звук э и смягчает согласный. Кому понятно, какой звук обозначает буква Е, если она стоит после согласного?

5) Работа в парах. . Игра «Словоизменение»

-Белка предлагает нам поиграть, но для этого необходимо составить схему слова.

-Какую букву белка предлагает поставить? (а) Что получится?

-А какое слово получится, если вместо а поставить у?

Упражнения в словообразовании:

— Подумайте, какое слово может получиться, если изменить вторую букву?

ПРОВЕРКА: состави ть у доски схему из кубиков, образовать новые слова

у

е

а

— Почему в слове балка первая фишка поменяла цвет? Кто знает, что такое балка?

Показ рисунка «Балка» Балка

это горизонтальная часть конструкции продольного вида, выполняющая несущую функцию. Балки имеют опору как минимум в двух точках и применяются в строительстве зданий и сооружений.

Работа в парах

выполняют упражнение «Догадайся, где какое слово написано»

ВЫВОД: Озвучьте схему: после мягких согласных звук [э] обозначаем

Проверка: коллективная

А нам пора идти дальше, что это за дерево?

Что это за дерево? ( ель)

Сколько звуков в этом слове? Составление схемы.

Первые два звука на письме обозначаются буквой е.

Вот такая интересная буква, которая может обозначать один или два звука.

Вывод:

Если встречается в начале слова, то обозначает 2 звука.

ИТАК ЧТО мы узнали о букве Е? кАк будет выглядеть схема звука е.Нарисовать схему звука е.

— Скоро в ваших домах появятся такие же красавицы ёлочки. Ведь скоро праздник Новый год

— Скажите, а можно ли рубить ёлочки в лесу?

(Беседа о поведении в лесу, о том, как мы можем беречь лес.)

Давайте оденем нашу новогоднюю елочку

чтение слогов коллективно

— У каждого растения, как и у человека, есть душа. Об этом нам расскажет текст Г. Сапгира «Душа природы». С.103.

Чтение текста.

— Какова главная мысль текста? (В каждом цветке автор увидел свою особенную красоту, свою душу.)

— О каждом растении автор рассказал как о человеке. Он их одушевил, наделил своим характером, сравнил их. Согласны ли вы с автором?

— Видно ли в тексте отношение автора к природе?

— Мы с вами тоже должны любить природу, беречь и охранять её.

В нашем волшебном лесу пошел волшебный снежок. Давайте из его снежинок составим слова.

   СА   РЕ   КА  Е   ЛИ

Наше путешествие подошло к концу.

Скажем на прощанье лесу «До свиданья!»

Ты расти на радость людям,

Охранять тебя мы будем.

Сегодня на уроке

я узнал (а),..

я понял (а)…

я научился (ась)…

мне было интересно…






See also:
Яндекс.Метрика