урок обучения грамоте по теме Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука


Обучение грамоте 1 класс

Учебник В.Г. Горецкого и др.

Учитель начальных классов

Иванова Наталья Владимировна МОКУ «ГаленковскаяСОШ»

Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука.

Цели: 1. Учить детей читать слова с мягким знаком, различать согласные

по мягкости – твердости, анализировать схемы слов.

2. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

3. Развивать речь детей, расширять их кругозор, словарный запас.

Оборудование: учебники, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации, звуковые схемы, мультимедийный проектор, презентация, диск «Большая энциклопедия КМ».

Ход урока.

Организационный момент.

— Прозвенел звонок, мы начнем урок. Как называется наш урок вы прочтете сами. Но вот беда, подул ветер и слово рассыпалось. Помогите его собрать, не то урок нам не начать. (карточки на доске)

Т

Е

Ч

И

Н

Е

Итак, какой же у нас урок?

2. Актуализация знаний.Лось схема 1 класс

Мягкий знак Звуковой анализ — Ребята, нам пришла телеграмма от попугая Кеши, помогите ее прочитать.. Отгадайте, что это такое. (слайд 1)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью умирает, весной оживает.

(лес)

— Кеша предлагает нам отправиться с ним на прогулку в лес.

2)– А сколько листьев на земле в лесу, а листья-то непростые, а все с заданиями. (индивидуальная работа -3 чел. работают у доски, остальные — с учителем).

Лось схема 1 классЗапиши слово по картинкеЛось схема 1 класс.

Мягкий знак Звуковой анализСоставь схему слова олень.

Лось схема 1 классЗапиши письменными буквами. Своя земля и в горсти мила.

3) Повторение пройденного.

— Чтобы книги нам читать, Надо буквы повторять.

Буквы сделала рука, а увидят глазки,

Чтоб потом мы без труда прочитали сказки.

— Назовите изученные гласные буквы.

— Какие гласные буквы показывают мягкость согласного звука? Твердость согласного звука?

— Какие гласные буквы мы называем «хитрыми»? Почему?

— Когда буквыЕи Я обозначают два звука?

— Какая еще буква показывает мягкость согласного звука?

— Какой звук обозначает Ь знак?

На какие две группы можно разделить согласные звуки?

-Назовите парные согласные, которые мы изучили.

4) Проверка индивидуальной работы.

А) – Как показали, что в слове письмозвук [с`] мягкий?

Б) – Анализ схемы слова олень.[ал`эн`].

— Так какова тема нашего урока? Чему будете учиться на уроке? Что узнаете?

В) – Прочитать пословицу, объяснить ее смысл. ( из индивидуальной работы)

— Как называется наша страна? Как называли ее в старину? (Русь)

5) Составим схему слова РУСЬ. (самостоятельная работа, 2 чел. на обратной стороне доски, затем проводится самопроверка)

6) Анализ схемы слова РУСЬ. (кол-но).

С какой буквы напишем слово РУСЬ? Почему?

Как показать, что звук [с`] мягкий?

Напечатайте слово РУСЬ в тетради. ( сам – но, 1 чел. на обратной стороне доски, взаимопроверка)

— Сделайте ВЫВОД. На что указывает Ь знак в слове?

3. Физкультминутка.Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела.

С какой буквы напишем слово РУСЬ? Почему?

Как показать, что звук [с`] мягкий?

Напечатайте слово РУСЬ в тетради. ( сам – но, 1 чел. на обратной стороне доски, взаимопроверка)

— Сделайте ВЫВОД. На что указывает Ь знак в слове?

4. Продолжение темы.(слайд 2, лес)

— Наша страна огромна. Она богата своими лесами и животными, которые в них обитают.

Кеша встретил в лесу животное, название которого вы поможете ему отгадать.

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,Лось схема 1 класс

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (лось) (слайд 3)

Составьте схему слова ЛОСЬ. Анализ схемы. Напечатайте слово в тетради.

— Сколько букв в слове ЛОСЬ?

Сколько звуков в слове ЛОСЬ?

— Почему букв больше, чем звуков?

— Сделайте вывод. На что указывает Ь знак?

— Что же это за животные, мы сейчас узнаем. (3 чел. читают со слайдов или карточек).

Эти могучие животные достигают больших размеров, чем лошадь. Широко расставляя ноги, они уверенно движутся по болотам.

Лоси – отличные пловцы, могут они и нырять, оставаясь под водой около минуты.

На суше лоси — выносливые бегуны, которые развивают скорость до 60 км/ч.

— Что вы узнали о лосе?

2) — Лось – хозяин леса. Он разрешает нам с Кешей собрать некоторые растения, но только те, в названии которых есть Ь знак. (слайд 4)

лисички

ольха

ель

кедр

груздь

сосна

тополь

ясень

Работа с учебником. С. 135

– Прочитайте рассказ о лосе. Приготовьте ответ на вопрос: Что любит лось?

Выборочное чтение. Зачем мальчики насыпали соль на пень?

— Почему нужно помогать животным?

5) Прочитайте слова с Ь знаком.

— Сделайте вывод. Что обозначает Ь знак в словах?

5. Физкультминутка. Утром встал гусак на лапки, приготовился к зарядке,

Повернулся влево, вправо, приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух, и скорей за парту плюх.

6. Продолжение темы.

Мягкий знак Звуковой анализПолетел наш Кеша дальше и видит… Кого? Отгадайте.

В яме спит зимою длинной, но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной отправляется… (медведь) (слайд 5)

1) — Напечатайте слово МЕДВЕДЬ в тетрадях и на доске (кол-но).

— Что слышим в конце слова МЕДВЕДЬ?( [т`]) Что напечатаем? Почему?

— ВЫВОД. Как показать, что звук [т`] мягкий?

2) Чтение текста о медведе с карточки (индивидуально 1 чел.)

Медведь – сладкоежка. Он ест мед, малину. Но не по одной ягодке срывает, а весь куст целиком обсасывает – одни голые веточки остаются.

— Что интересного узнали о медведе?

3) Игра «День – ночь»

— Медведь приготовил для нас задание. Он напечатал слова и думает, что мы их не прочитаем. (слайд 6) (угол, мел, ел, брат, стал, шест).

— Но вдруг в лесу стало темно. Ночь. Закрыли глазки. (меняю слайд 7,уголь, мель, ель, брать, сталь, шесть).

-День. Открываем глаза.Что изменилось?

— Прочитайте слова. Сделайте вывод самостоятельно.

4) – Но вдруг из кустов появилась РЫСЬ. (видеофрагмент из «Большой энциклопедии КМ»)

— Что узнали о рыси?

-Сделайте схему слова РЫСЬ. Анализ схемы.

— Кеша испугался рыси, а спрятаться негде. Рысь предлагает нам задания, если мы справимся с ними, она не тронет нашего Кешу.

А) Спрячьте Ь знак в середину слова. (слайд 8, день, зверь, пень, уголь, окунь, огонь.) Прочитайте, что получилось?

ВЫВОД. Как стали звучать слова, после того, как мы спрятали Ь знак? (ласково)

Б) Ответьте на вопрос. Чем кончается осень? (ь знаком)

В) отгадайте ребус.<ьки

-Молодцы, спасли Кешу. Нам пора прощаться с лесом и его обитателями. Каких животных встретил Кеша в лесу?

Что объединяет слова олень, конь, медведь, лось, рысь?

ВЫВОД. Что показывает Ь знак?

7. Итог. Быстро пролетел урок,

Подведем скорей итог!

Чем сегодня занимались?

В чем с охотой упражнялись?

Что узнали и познали,

Почему умней вы стали?

— Чему учились на уроке? Что нового узнали? Что запомнили? Что понравилось в уроке?

В чем испытали затруднения?






See also:
Яндекс.Метрика