урок обобщение по теме Климат России


Урок обобщающего повторения по теме: «Климат и климатические ресурсы», 8 класс.

Тип урока: обобщение

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Климат России», показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений.

Задачи:

Образовательная: проверить сформированность основных понятий по теме «Климат», закрепить умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи в формировании климата, умения работы с картами.

Развивающая: Развивать логическое мышление, познавательную активность по данной теме, умения применять знания о климате в повседневной жизни.

Воспитательная: формирование ответственности, требовательности к себе и другим, воспитывать умение работы в группах, формирование интереса и положительного отношения к знаниям.

Средства обучения: Физическая карта России, климатическая карта России, карточки – задания, атласы, схемы «Циклон», «Антициклон», «Солнечная радиация», «Атмосферный фронт».

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах.

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Староста назовите отсутствующих. Ребята сегодня у нас урок обобщения знаний по теме «Климат России». Цель нашего урока обобщить и систематизировать знания по данной теме, проверить ваши навыки работы с картами, умение работы в группах. С этой целью мы делим класс на команды по 5-6 человек. Команда придумывает себе название. Назначается капитан команды. Капитан составляет список команды, решает, кто из членов команды будет отвечать, оценивает ответы отвечающих, следит за порядком и дисциплиной.

У нас образовались 4 команды «Синоптики», «Циклон», «Ветер», «Экологи». Определены капитаны команд. По удару гонга начинаем нашу игру-соревнование.

Основная часть урока.

И в качестве разминки я вам предлагаю заслушать насколько отрывков из стихотворений. Ваша задача быстро определить какие атмосферные процессы описаны в стихах А.С.Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер».

Разминка 1. «Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом лежит». (антициклон)

2. «Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутяТо, как зверь она завоет,То заплачет как дитя,То по кровле обветшалойВдруг соломой зашумит,То как путник запоздалыйК нам в окошко застучит». (Циклон)

Учитель: « Команды получают задания № 1 « Все о климате» по жребию »

Задание №1. Все о климате.Каждая команда получает список терминов по теме «Климат». Из имеющихся слов необходимо собрать и объяснить, что входит в понятие « климатообразующие факторы», «солнечная радиация и её составляющие», «циклон», «антициклон».

1. Солнечная радиация

2. Географическая широта

3. Выветривание

4. Рельеф

5. Близость океанов6. Течения7. Высота местности над уровнем моря8. Эрозия почвы9. Антропогенное воздействие10.Характер подстилающей поверхности.11.Характер растительности.

12.Поглощенная радиация

13. рассеянная радиация

14. отраженная радиация.

15.Суммарная радиация.

16.циклон.

17. антициклон.

18. восходящие потоки воздуха.

19. нисходящие потоки воздуха

20. низкое давление в центре.

21. высокое давление в центре.

22. движение воздуха по часовой стрелке.

23. движение воздуха против часовой стрелке.

24. движение воздуха от центра к краям.

25. движение воздуха от краев к центру.

26. ясно, без осадков.

27. облачно, дождь.

28. ккал / см

1. Климатообразующие факторы – солнечная радиация, географическая широта, подстилающая поверхность, высота местности над уровнем моря.

2. солнечная радиация, поглощенная, суммарная, отраженная, рассеянная. Ккал/см

3. циклон, низкое давление в центре, движение воздуха от краев к центру, восходящие потоки воздуха, облачно, дождь. движение воздуха по часовой стрелке

4. антициклон, нисходящие потоки воздуха, высокое давление в центре, движение воздуха против часовой стрелке, движение воздуха от центра к краям, ясно, без осадков.

Задание № 2. Термин – понятие.

Термины команде «Циклон».1. Атмосферная циркуляция2. Холодный фронт3. Гололёд4. Испаряемость5. Погода6. Поглощенная радиация

Термины команде «Ветер»1. Атмосферный фронт2. Засуха3. антициклон4. муссон5. Климат6. Испарение

Термины команде «Синоптики» 1. Тёплый фронт2. Циклон3. Трансформация воздушных масс4. солнечная радиация5. Туман6. Коэффициент увлажнения

Термины команде «Экологи»1. Воздушные массы2. Суховей3. Агроклиматические ресурсы4. Полюс холода5. Пыльные бури6. Изотермы

Задание № 3 (каждая команда называет и отмечает на контурной карте полученное задание)

Где зарегистрированы климатические рекорды России?

1. Самая низкая температура воздуха.

2. Самая высокая температура воздуха.3. Самое влажное лето.

4. Самое сухое лето.

Задание №4

А) Определение типа климата.

Определите тип климата в следующих районах России, используя климатическую карту России:

«Ветер» : .Карелия (умеренно-континентальный).

Москва (умеренно-континентальный).

Сихотэ-Алинь (муссонный),

«Экологи». Алтай (континентальный).

Север Западной Сибири (субарктический).

О.Сахалин (муссонный).

«Циклон». Остров Врангеля (арктический).

Камчатка (муссонный).

Прикаспийская низменность (континентальный).

«Синоптики». Среднесибирское плоскогорье (резко континентальный).

г. Сочи (субтропический)

полуостров Чукотка (субарктический)

Б) Работа по климатической карте.

Карточка №1. определите среднюю температуру января в Москве, Самаре.

Карточка №2. определите количество осадков на полуострове Ямал.

Карточка №3. определите среднюю температуру июля в районе г. Якутска.

Карточка №4. определите амплитуду температур (разница между самой высокой и самой низкой температурой ) в районе Оймякона.

Карточка №5. определите коэффициент увлажнения на острове Сахалин

Карточка № 6 . определите коэффициент увлажнения для Прикаспийской низменности.

Карточка № 7. определите коэффициент увлажнения для севера Западной Сибири.

Карточка № 8. определите коэффициент увлажнения для Самары.

В) Ответы на вопрос.

какое значение для жизни и деятельности человека имеет климат (положительное и отрицательное)? Приведите примеры.

какие климатические явления наиболее неблагоприятны для работы транспорта? (гололед, туман, метель), для сельского хозяйства (заморозки, град, пыльные бури, ураганы.)

почему в городе снег тает быстрее, чем в отдаленных от города районах? (снег в городе грязный, темный, поглощает солнечные лучи).

почему в Сибири очень холодные зимы? (антициклонная погода) и

почему самое холодное место не на самой северной точке России? (в Оймяконе инверсионная температура).

какие климатические условия установились бы в средней полосе Русской равнины, если бы вдоль побережья Северных морей располагались горы? (отсутствие заморозков, т.к. АВМ не проникала бы на юг).

Г) . По контурной карте определи климатические пояса и типы климата России(каждая команда получает карточку с картой России и таблицу вопросов).

Циклоны контурная карта климат России

Запишите их названия. За каждый правильный пояс и тип поставьте по одному баллу.

Климатические пояса и типы

баллы

I

арктический

II

субарктический

III

умеренно — континентальный

IV

континентальный

V

резко — континентальный

VI

муссонный

VII

субтропический

Д). Дополните предложения (если верный ответ, поставьте по одному баллу в правую колонку( каждая команда в течении 1 минуты должна закончить предложения)).

1. Переходные зоны между воздушными массами …

2. Излучение светом солнца и тепла…

3. Атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре …

4. Многолетний режим погоды в данной местности …

5. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре …

6.Отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же период …

7. Самые низкие температуры в России зафиксированы в городе …

8. Длительная сухая погода с высокой температурой и отсутствием осадков…

9.Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство…

10. Понижение температуры воздуха ниже 0° С на почве …

11. Самые высокие температуры в России зафиксированы в городе …

Задание 5. Найди ошибку.

Выполняется по парам в каждой команде, каждой паре дается одно предложение (на выполнение задания дается 3минуты)

1. 1.Резко континентальный и субарктический климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения территория в умеренном поясе, наличие высоких гор, которые свободно пропускают морские воздушные массы с Тихого океана. 2. Здесь круглый год преобладают морские массы воздуха. 3. Из-за этого зима холодная и продолжительная, а лето сравнительно теплое, в южных районах даже жаркое. Годовые амплитуды температур достигают 40-50 градусов и более. 4.Зимой случаются морозы до 60 градусов и ниже. Чем объясняются такие низкие зимние температуры? 5. Зимой здесь поверхность Земли медленно охлаждается. Постепенно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый циклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода.

2. 1.Умеренно континентальный климат господствует в европейской части России. Здесь велико влияние Тихого океана, откуда круглый год приходят влажные морские воздушные массы, очень холодные зимой и прохладные летом. 2.Лето здесь теплое (до +24 градусов), зима очень холодная (от 20 до 30 градусов), с частыми оттепелями. 3. Осадков выпадает 500-800 мм, причем наибольшее количество осадков приходится на восточные районы. 4. В области умеренно континентального климата увлажнение изменяется от недостаточного на севере, северо-западе, до избыточного на востоке, юго-востоке. 5. Это отражается на смене природных зон от таежной до степной.

Задание 6. Климат и человек

Вспомните, какие условия можно считать экстремальными?Командам дан перечень природных явлений, необходимо выбрать из них неблагоприятные климатические явления, дать им определения и указать на те, которые встречаются в нашей местности.Команде № «Ветер»

1.Дождь

2.ТуманКоманде «Синоптики»

1.Засуха2.ГололедКоманде «Экологи»

1.Суховеи

2.Мороз

Команде «Циклон»

1.Ураганы2.Град

III. Заключительный этап урока.

Учитель: «Ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, вспомнили особенности климата России и его характеристики. Мои помощники — капитаны команд помогают подводить итоги Вашей работы и команд, и каждого в частности. А пока закончите предложение:

Самым интересным для меня было…

Мне не понравилось…

Я научился…

Я был бы рад….

Сегодня на уроке я повторил …»

Наш урок окончен. До свидания!!






See also:
Яндекс.Метрика