Урок на тему Природные зоны Африки


Конспект урока географии по теме «Природные зоны Африки». 7-й класс

Учителя географии: Нестеровой Ольги Александровны

Цели:

Образовательные: закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;

Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.

Планируемые результаты:

а) Личностные:

1.  Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и делать выводы на основе полученной информации. 2.  Коммуникативные навыки — владение основными навыками работы в группе. 3.  Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

б) Метапредметные:

1.  Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования. 2.  Коммуникативные действия — обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, слушать и принимать во внимание мнение других, дискутировать, выступать публично. 3.  Закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.

в) Предметные:

1. Освоение знаний о природных зонах Африки, их зависимости от климата, разнообразии растительного  и животного мира. 2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей. 3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, учебник, карты атласа, схемы, таблицы), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  мультимедийный проектор, листы заданий и бланки для групп, жетоны, атласы, карты природных зон мира и  Африки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Настроить учащихся на работу.

– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок  позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач.

– Ребята, мы продолжаем изучать во всем величии и красоте волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом.

II. Деление на группы

– Для работы на сегодняшнем уроке вы объединились в небольшие группы-экспедиции, взяв листочки разного цвета. К этим листочкам мы с вами еще вернемся. Сегодня у нас еще есть одна причина считать урок необычным. Мы сегодня совершим увлекательное путешествие по материку … АФРИКА.– Давайте вспомним, что нам известно об этом уникальном материке?

III. Проверка домашнего задания

Группы выбирают себе карточку, после минутного обсуждения, выходят к доске и выполняют задание. Задания на карточках:

1. Подпишите на климатической карте названия климатических поясов (ЭКП, СЭКП, ТКП, СТКП)2. Нарисуйте облако в тех климатических поясах, где много дождей. (ЭКП)3. Подпишите ВМ в тех поясах, где их господствует только одна. (ЭВМ, ТВМ)

Дополнительное задание:

1. Сколько на территории Африки переходных климатических поясов? Назовите (2, СЭКП, СТКП)2. Почему их назвали переходные? (Воздушные массы переходят летом и зимой)3. Подпишите ВМ в переходных поясах.4. Кто сможет нарисовать облачко, указав сезон года наиболее влажный в этом климатическом поясе.

Вывод:

Климатические особенности этого материка однообразны или разнообразны? О чем это свидетельствует? (О разнообразии растительного и животного мира)

Раздаются карточки с кроссвордами

– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы должны разгадать кроссворд, показав знание теоретического материала. Команды по очереди выходят к доске и заполняют кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Недалеко от этого города, который является столицей государства Ливия, была зарегистрирована самая  высокая температура + 58 градусов. (Триполи)2. Благодаря тому, что материк расположен между Северным и Южный тропиков, он считается самым … (жарким)3. Этот замечательный исследователь уехал в Африку в качестве врача и миссионера, и провел в непрерывных экспедициях почти 30 лет. (Ливингстон)4. Раздел географии, который посвящен описанию различных видов водоемов: рек, озер, болот, водохранилищ.5. Самая полноводная река мира? (Конго)6. Единственный крупный остров у берегов Африки. (Мадагаскар)7. Американский журналист, в честь которого был назван водопад на реке Конго. (Стэнли)8. Один из очень распространенных видов хозяйственной деятельности многих водных районов материка. (Рыболовство)9. Именно в этом поясе находится полюс жары, а также самая большая пустыня мира. (Тропический)10. Островки зелени в негостеприимном пустынном краю. (Оазисы)11. Один из самых красивых водопадов планеты, открытый и названный Ливингстоном в честь тогдашней королевы Великобритании. (Виктория)12. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро)13. Постоянные ветры, господствующие над большей территорией Африки, дующие от тропиков на экватор. (Пассаты)

– Итак, тема сегодняшнего урока – «Природные зоны Африки».– А какие природные зоны вы знаете?– Посмотрите на листочки, которые вы брали при делении на группы. Догадаетесь ли по цвету, с какой природной зоной вы будете работать? Почему?

Зеленый – вечнозеленые влажные экваториальные леса

Желтый – пустыни

Желто-зеленый – саванны и редколесья.

– Как вы думаете, в каком климатическом поясе могут располагаться ваши природные зоны?– Обратите внимание, у вас на столах находятся листы самооценки. Оцените себя в разделе «Домашнее задание», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.

IV. Определение целей урока

– Определив тему урока, попробуйте сформулировать, что сегодня на уроке мы должны будем узнать?

Какие природные зоны есть на материке Африка;

Постараться понять существующие закономерности между климатическими поясами и природными зонами;

Определить, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны;

Определить тип почв и разновидности растительного и животного мира природных зон;

Приспособленность растений и животных к различным условиям;

Использование природных зон человеком.

Внимание экспедициям!

– Сейчас вы приступаете к изучению вашей природной зоны. Каждая экспедиция выбрала для изучения природную зону. После изучения дополнительного материала, карт атласа, вы заполняете опорный конспект. Итогом вашей работы будет выступление. На ваших  столах лежит карточка с названием должности эксперта  в этой экспедиции: капитан, климатологи, почвоведы, ботаники и зоологи.  Выбирайте выступающего, того, кто будет представлять отчёт о проделанной работе.

V. Работа в группах .

Время для групповой работы ограничено – 10 минут.На рабочем столе найдите папку «Природные зоны Африки. 7 класс»В этой папке файлы:

Опорный конспект;

Справочные материалы;

Карты Африки.

– Можно использовать раздаточные материалы у вас на столе. Не забудьте о распределении обязанностей, чтобы все успеть. 2-3 минуты ищите материал, выделяете, подчеркиваете, затем заполняете конспект.

Пока ребята ищут информацию. Ответственный за заполнение открывает опорный конспект.

– Мы с вами уже определили, в каком климатическом поясе расположена природная зона. Заполняйте!

VI. Защита своего проекта (2 минуты на каждую группу.)

– Итак, что же мы узнали с вами о трех природных зонах Африки?

3. Работа с доской.

Установите соответствие:

Характеристика

1. Стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом.2. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы.3. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. 4. Здесь ветер – великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть. 5. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго… 6. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди. 7. Ясно выражены два сезона года: влажный и сухой.8. Большие суточные, годовые амплитуды температур вызывают сильное выветривание.9. Эти леса, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветут и плодоносят круглый год.

Природная зона

1. Влажные экваториальные леса2. Саванны и редколесья3. Пустыни

– Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в разделе «Первичное закрепление», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.– Обратите внимание, как много нового мы узнали о природных зонах.

– Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в разделе «Заполнение опорного конспекта», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.

VII. Первичное закрепление

1. По фрагментам определить природную зону.

2. По фотографиям определите, в какой природной зоне живут эти животные и растения.

VIII. Рефлексия– Как вы считаете, что у нас на уроке сегодня получилось?– Что было для вас самым интересным?– Что было для вас сложным?

IX. Домашнее задание:

– Когда будете уходить, возьмите ваши опорные конспекты, чтобы учить дома.Творческое задание

составить опорный конспект по другой природной зоне

X. Итог урока. Выставление оценок






See also:
Яндекс.Метрика