Урок музыки во II классе Тема урока Отражение мира чувств человека в искусстве


II класс. Тема урока: Отражение мира чувств человека в искусстве.

Тип урока: урок-обучение.

Цель: Сосредоточить внимание учеников на взаимосвязи разных видов искусства.

Задачи:

Развитие творческих способностей.

Формирование «продуктивного воображения» /Кант/.

Приобретение опыта встреч с произведениями разных видов искусства.

Оборудование:

Д.Кабалевский – «Весёлая. Грустная».

Слайд с репродукцией картины В.М.Васнецова – «Алёнушка».

Карточки для фланелеграфа (см. ниже)

Ход урока.

Учитель начинает урок с чтения стихотворения О.Гаджикасимова «Музыка».

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в зареве рассвета над землёй…

Но разве может жить она без нас,

Без наших дум и радостей земных,

Без мелочей смешных и несмешных?..

Мы ей за всё «Спасибо!» говорим

И, веря в торжество её, — творим!

Учитель: С чего бы вы хотели начать наш урок?

Дети говорят, например, «С песни» и выбирают одну из ранее разученных.

Вокально-хоровая работа.

Вспомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Ученики. Познакомились с музыкальными ладами – мажором и минором; слово «лад» произошло от слова «ладить», с помощью лада звуки согласовываются, «дружат» между собой.

Учитель. Молодцы. А теперь взгляните на фланелеграф. На нём вы видите словосочетания. Давайте вместе прочитаем их вслух. (Учитель с учениками читают вслух записи схемы).

мажор

минор

Пушистый зайчик

Боевая жизнь

Опавшие листья

Васильки на лугу

Дождь моросит

Солнечное утро

Хмурый день

Учитель. Обратите внимание на то, что все словосочетания разные по смыслу. Как вы думаете, какие словосочетания мы можем поместить в графу «мажор», а какие – «минор»?

(Выходит группа ребят и распределяют словосочетания в нужную на их взгляд графу)

Объясните, почему вы сделали такой выбор?

(Комментарии детей по поводу выбора). Без предварительных вопросов звучит пьеса «Весёлая. Грустная».

Учитель. Можете ли вы рассказать, о чём нам поведала прозвучавшая только что музыка?

(Ответы ребят)

Учитель. Интересно, только ли музыка может выражать настроение, или это возможно и в других видах искусства – литературе, живописи?.. (Ответы ребят)

Учитель. Многие произведения искусства помогают человеку стать лучше, добрее…

Всмотритесь в иллюстрацию картины русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка», прислушайтесь к ней. Что вы слышите в картине?

Ученики. Вокруг тишина…

Учитель. Обратите внимание на фигуру девочки, её глаза. Она сидит, опустив голову. У неё босые ноги, растрёпанные волосы. Что мы можем сказать о героине картины? Слушает ли Алёнушка тишину?

Ученики. Алёнушка погружена в глубокую печаль, прислушивается, надеется, что отзовётся её братец Иванушка. Тишина здесь грустная, угнетающая.

Учитель. Чтобы показать усталость Алёнушки, её тревогу, художник изобразил героиню в вечернее время суток – ведь скоро ночь, а братца всё нет. Какое из прозвучавших на уроке произведений созвучно с картиной Васнецова? Объясните, пожалуйста, почему вы так думаете? (Ответы детей)

Домашнее задание: С помощью родителей постарайтесь подобрать стихи, созвучные картине В.Васнецова «Алёнушка».

Человек пишет музыку, создаёт великолепные картины, пишет прекрасные стихи, но в них он всегда старается рассказать о своих мыслях, чувствах… О том, как изменяются эти чувства и переживания, т.е. как они развиваются.

Всё ли вам понятно было на уроке? Чем бы вы хотели заняться на следующем уроке: отправиться в музыкальное путешествие или познакомиться со сказочными героями в музыке? (Ответы детей). Вокально-хоровая работа. Исполнение песни по выбору учеников.






See also:
Яндекс.Метрика