Урок музыки в 4 классе Сравнение музыки оперы МИ Глинки и балета ПИ Чайковского


Дата: 16 февраля 2012 года

Предмет: музыка

Класс: 4 «В»

Тема: Сравнение музыки оперы М.И. Глинки и балета П.И. Чайковского.

Цель: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, на примере

произведений русских композиторов.

Задачи:

Образовательные:— выявить характерные особенности оперы и балета;

направить учащихся на осмысление музыкальных образов сказочных героев;

— через музыкальный материал урока продолжить формирование знаний о том,

что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры.

Развивающие: — развитие навыка слушания и сравнения музыки через различные формы и

методы;

— развитие музыкально-двигательных, ритмических навыков, коммуникативных

умений.

— развитие навыков импровизации и творчества.

Воспитательные: — воспитывать интерес и любовь к музыке;

пробудить желание к постоянному общению с музыкой, как одной из

составляющих духовной культуры человечества;

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Мотивационные: — развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Здоровьесберегающие: — соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку;

— проведение физминутки;

предупреждение переутомления.

Учащиеся должны знать: отличительные особенности оперного и балетного спектакля, краткую

биографию композиторов, основную музыкальную терминологию;

уметь: слушать, сравнивать, анализировать музыкальные произведения,

импровизировать с детскими музыкальными инструментами.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета.

Методы:

Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; репродуктивный.

Стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности: ситуация занимательности;

словесное рисование; сравнение, анализ обобщение.

По источнику информации и характеру деятельности: словесный; наглядный; практический;

аудиовизуальный; инструментальная импровизация; игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, психолого-педагогические, элементарное

музицирование, рефлексия.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, МР3 проигрыватель, детские музыкальные инструменты (колокольчики, синтезатор)

Музыкальный материал: «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; «Марш Черномора»

из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.

Ход урока.

Этапы урока

Основное содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Организ. момент

Здравствуйте ребята. Меня зовут Альбина Владимировна. Урок музыки сегодня проведу у вас я. Начнем мы наш урок с музыкального приветствия. Давайте прочистим наши горлышкии подготовимся к пению. Положительный эмоциональный настрой «Птенец».

Попевка: — Здравствуйте дети!

— Здравствуйте!

— Здравствуйте мальчики!

— Здравствуйте!

— Здравствуйте девочки!

— Здравствуйте!

Выполнение дыхательногоупражнения «Птенец»

Исполнение попевки «Здравствуйте»

II.

Актуализ. опорных знаний

— Кто из вас был в театре?

— Какие бывают театры? (кукольный, драматический, ТЮЗ, музыкальный и др.).

— Чем музыкальный театр отличается от драматического?

Отвечают на вопросы

III. Введение новых знаний

а) вступит. беседа

б) рассказ о творчестве композитора

в) краткое содержание балета

г) слушание и анализ

д) слушание с пластическим интонированием

е) игра «найди инструмент»

ж) физминутка

з) рассказ о творчестве композитора

и) слушание и анализ

к) слушание с исполнением

л) работа по карточкам

н) беседа

Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка. Вот в этот удивительный мир мы и отправимся путешествовать сегодня.

— Какие спектакли мы можем увидеть в музыкальном театре? (оперы и балеты)

— Чем балетный спектакль отличается от оперного? (В опере артисты поют, а в балете – танцуют).

Обратите внимание на тему нашего урока и скажите, какова наша цель?

Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.

Вы уже знаете о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.

В Москве, например, это известный во всём мире Большой театр. Он был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

(На доске появляется иллюстрация Большого театра Москвы.)

— Что нужно для того, чтобы попасть на спектакль? (билеты)

Их роль сегодня выполнят карточки с заданиями, лежащие на ваших столах.

Итак, мы в театре. А давайте, заглянем в зрительный зал, где начинается волшебство. Яркие фанфары привлекают наше внимание и начинается сказка.

Сказки любят все. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок сочинил немецкий писатель Эрнст Гофман. А русский композитор Пётр Ильич Чайковский по этой сказке написал музыку и получился прекрасный балет «Щелкунчик».

Со дня рождения Чайковского прошло 172 года. Родители Петра Ильича очень любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела. П.И. Чайковский написал очень много различных произведений. Это оперы, симфонические произведения, балеты.

Вся музыка Чайковского восхищает разнообразием красок и тонким мастерством, для которого композитор находит богатые и точные выразительные средства.

Мы с вами послушаем отрывок из балета «Щелкунчик», в котором все герои делятся на реальных и вымышленных. Маша, её брат, их родители, гости, приглашенные на праздник, старый фокусник – всё это реальные персонажи балета. Но когда праздник заканчивается и Маша засыпает, то во сне она видит настоящие чудеса…

Но давайте обо всем по порядку. Итак, представьте себе, снежные хлопья летят за окнами, а в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно танцуют вокруг украшенной елки.

Вслушайтесь внимательно, и вы сумеете определить, какой музыкальный жанр выбрал композитор, чтобы передать настроение детей.

— Что вам хотелось делать под эту музыку?

— Какой жанр выбрал композитор?

— Как вы догадались, что это марш? (слышен четкий и ровный ритм)

— Охарактеризуйте мелодию марша. (музыка лёгкая, сказочная, танцевальная).

— По музыке мы можем определить, когда танцуют мальчики, а когда девочки?

— Какая музыка характеризует мальчиков? (Музыка, характеризующая мальчиков написана в ритме настоящего, хотя и детского, марша).

— А музыка девочек? (изящная, стремительная).

— Кто начинает марш: девочки или мальчики? Почему мальчики?

Верно, музыка в начале очень четкая, бодрая, энергичная.

— Представьте, что мы находимся с вами у новогодней елки.

И сейчас мы исполним небольшой фрагмент этого марша. Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют? (В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют).

Наши мальчики будут исполнять его стоя: легко, задорно, весело (на носочках).

— А девочки маршируют так же четко, энергично, бодро, как мальчики?.. (нет, очень легко, воздушно, полётно, изящно). Они не маршируют, а танцуют. (Танцуют девочки: подушечками пальцев по столу).

— Какие музыкальные инструменты вы услышали?

— Перед вами на столах лежат карточки, в которых все инструменты перепутались, попробуйте назвать музыкальные инструменты, изображенные на картинке.

ФИЗМИНУТКА «Два веселых гуся»

— Обратите внимание на тему нашего урока, скажите, с какой еще музыкой мы должны познакомиться? (опера)

Я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Его автором является М.И. Глинка. Великий русский композитор родился 208 лет назад, в селе Новоспасском, в имении отца. Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой. Свое детство композитор провел в глубине России, на Смоленщине. Начальное образование получил дома. Смоленщина богата народным искусством. Обрядовые песни крестьян, церковные хоры, музыка крепостных оркестров, лирические романсы – все это жадно впитывал чуткий слух юного Миши, а впоследствии нашло отклик в его творчестве.

— С какими произведениями Глинки вы уже знакомились?

Я предлагаю вам прослушать фрагмент оперы «Руслан и Людмила» и определить, в каком музыкальном жанре написан этот фрагмент.

— Как вы думаете, кого из героев оперы Глинка представил этим маршем? (Черномора)

— Как можно описать музыку? (музыка этого марша необычная, сказочная, волшебная. Под нее важно шествует злой волшебник, карлик с длинной бородой – Черномор).

Музыка марша как бы рисует нам картину этого шествия.

— Меняется ли звучание музыки? (Да, то тихо, то громко; то резко, то плавно).

Обратите внимание: громкие, отрывистые звуки с резкими ударениями в начале марша рисует нам портрет злого страшного волшебника. В средней части мелодию исполняют колокольчики. Они звучат высоко, прозрачно, звеняще и создают впечатление волшебной сказочной музыки. Затем опять повторяется первая часть с резким, громким звучанием всего оркестра.

Давайте попробуем представить себя музыкантами. Для этого возьмем в руки колокольчики и послушаем марш еще раз. Как только вы услышите в марше звучание колокольчиков, то тихонько подыграйте на своих инструментах. Музыку слушайте внимательно, потому что после прослушивания вам нужно будет составить характеристику Черномора. Представим себе, что мы находимся с вами в волшебной сказке.

Постарайтесь дать красочную описательную характеристику музыкального образа Черномора. Для этого вам даны карточки-помощники, в которые вы должны вписать недостающие слова.

Злой волшебник Черномор – существо фантастическое, и музыка, характеризующая его в опере, необычна. В отличие от других действующих лиц, которых Глинка наделяет вокальными партиями, ариями, Черномор нигде не поет.

— Как вы думаете, почему? (Роль карлика в спектакле играет не певец, а артист, который лишь внешне изображает волшебника в движениях, жестах, мимике. Портрет Черномора мы видим в яркой музыке Глинки. Композитор наделяет своего героя оркестровой темой).

— Нам с вами удобно маршировать под такую музыку. Почему?

(нет, марш рассчитан на маленький шаг).

— Как Глинка относится к своему герою? (смеется над ним, шутит).

участие в беседе

запись темы в тетрадь

слушают и отвечают на вопросы

работают по карточкам

выполняют движения под музыку

физминутка

слушают и анализируют

слушание и подыгрывание

работа по карточкам

участвуют в беседе

III.

Закрепление

Итак, мы прослушали с вами два музыкальных фрагмента.

— Что их объединяет? (марш)

— Что общего в маршах Глинки и Чайковского? (являются фрагментами крупных произведений: оперы и балета; сказочные; звучат в исполнении симфонического оркестра)

— Чем они различаются? (характер музыки различный, один добрый, другой зловещий).

— Как вы думаете, почему композиторы обратились именно к маршу в своих произведениях? (Музыка всех маршей передает шаг идущего человека, его движения. Поэтому марш появляется всюду, где есть человек, где о человеке рассказывается).

участвуют в беседе

IV. Итог урока

Анализ деятельности учащихся на уроке.

Д/з нарисовать иллюстрации к понравившемуся маршу.

Рефлексия «Музыкальная шкатулка».

Подарки «Музыкальная раскраска»






See also:
Яндекс.Метрика