Урок музыки в 1 классе Повторение понятий песня марш и танец


Повторение понятий «песня», «марш» и «танец».

Урок в 1 классе

Цели: повторить правила певческой посадки, понятия «высокие и низкие»,

«громкие и тихие звуки»; закрепить знания о разных характерах танцев.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся выделять характерные особенности жанров музыки: песни, танца, марша; определять характер музыкального произведения; узнавать на слух музыкальные произведения.

Музыкальное сопровождение: обучающиеся входят в кабинет музыки и выходят из него после урока под «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

Ход урока

Музыкальная разминка – дыхательная игра

Как всегда урок музыки мы начинаем с музыкальной разминки. Давайте сначала просто правильно подышим: сделайте носом активный вдох и медленно выдыхайте воздух гутами, собранными в трубочку. При этом вспомните, какие движения вы делали: на вдох – два хлопка в ладоши, на выдох – два удара пальцами друг о друга. Чтобы выдох получился более длинным, удары пальцами выполняйте не спеша.

( упражнение повторяется два — три раза)

Теперь удлиним ваши вдохи и выдохи: во время них будем делать по четыре хлопка и удара пальцами. (Повторить 2-3 раза)

Музыкальная разминка — вокальные упражнения, понятие о движении мелодии.

Выполним упражнения для горлышка. Я вам подскажу: начну петь первое упражнение, а вы закончите – допоёте хором: «Ши-ши-ши, ши–ши-ши, у нас песни …» (Хороши)

Спойте это упражнение самостоятельно.

Обратите внимание: это упражнение вы поёте на одной ноте. Спойте его ещё раз и ладонью покажите ступеньку – как будто вы поёте, всё время оставаясь на одной и той же ступеньке. (Поют фразу от разных звуков)

— Вспомните второе упражнение, закончите его.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Музыкальная …(игра).

Ру-ру-ру,ру-ру-ру,

Очень любим мы…( игру).

А это упражнение споём с разной силой звука. Первую фразу – громко, а вторую – тихо. Оно также построено на одном звуке – покажем «ступеньку».

— Третье упражнение – «Куры, гуси да индюшки». Вы помните слова этой народной песенки? Кто может их напомнить?

В этой фразе звуки постепенно опускаются вниз. Покажите это движение ладонью.

— Как двигалась мелодия в этой песенке? (Сверху вниз.)

— Есть ли у этой песенки композитор? (Нет)

— А кто является автором? (Народ)

— Как называется музыка, которую сочинил народ? (Русская народная.)

Повторение. Многообразие маршей.

— Какая музыка называется маршем? (Та, под которую можно шагать, маршировать.)

Какие марши вы знаете? (Военный, футбольный, кукольный, цирковой.)

— Кто помнит, какой по характеру военный марш? (Тяжёлый, грозный, быстрый.)

— Этот марш громкий или тихий? (Громкий)

— Он высокий или низкий? (Низкий)

— А «Марш деревянных солдатиков», какой по характеру?

(Быстрый, игрушечный, шуточный, кукольный.)

— Он тихий или громкий? (Тихий)

— Высокий или низкий? (Высокий)

« Марш деревянных солдатиков»- дальнейшее разучивание

Вы не только маршировали под «Марш деревянных солдатиков», но и начали разучивать слова к нему. Кто напомнит эти слова?

Послушайте, какой ритм у этого марша. (Учитель показывает, хлопками в ладоши отбивая ритмический рисунок.)

(дети отхлопывают ритм и проговаривают слова)

Теперь споём начальный отрывок.

Послушайте, какие слова будут звучать дальше.

Мы сильны, отважны,

Нам никто не страшен,

В ногу нам так радостно шагать.

На балу нам нужно

Станцевать вальс дружно,

Но лишь можем мы маршировать.

(Ученики разучивают и повторяют.)

Послушайте и запомните мелодию второй части. Соединим первую и вторую части марша.

Обратите внимание — сначала этот марш звучит громко, а во второй части – тихо. Давайте споём эти две части так, как написал композитор: сначала громче, потом тише.

Повторение основных музыкальных жанров

В прошлой четверти вы встречались с основными музыкальными жанрами.

— Назовите основные музыкальные жанры. (Песня, марш, танец)

— Какие марши вы знаете? (Военный, футбольный, кукольный, цирковой.)

— Какие песни вы знаете?

— Какие танцы вы знаете?

— Какой характер у вальса? (Плавный, неторопливый, мелодичный.)

— Какой характер у польки? (Бойкий, весёлый, скачущий.)

Танец вальс – повторение характера; метроритмические движения

Сейчас вы будете слушать музыкальное произведение, но сначала я прошу вас послушать, как «звучит тишина». В этом вам поможет условный знак.

(Приложив палец к сомкнутым губам.)

Тише,тише, тишина,

Только музыка слышна.

Прослушайте знакомое вам произведение композитора П.И. Чайковского и вспомните название пьесы.

Слушайте музыку внимательно, а затем ответьте на мои вопросы.

Под музыку вместе со мной выполните несколько движений. Прошу вас встать. Только движения придётся выполнять не сразу, потому что музыка начнётся с инструментального вступления.

(Дети слушают «Вальс» из балета «Спящая красавица» и выполняют танцевально- ритмические движения руками.)

— Вам понравилась музыка?

— Какой это был музыкальный жанр? (Танец)

-Почему вы решили, что это танец? (Под неё можно танцевать)

— Кто помнит название этого танца? (Вальс)

_ Кто помнит название музыкального произведения? («Вальс»)

— Какой характер у «Вальса»? (Плавный, неторопливый, мелодичный.)

— Кто исполнял «Вальс»? (Оркестр)

— Какой композитор написал «Вальс»? (П.И. Чайковский.)

— Какую ещё музыку П.И. Чайковского вы знаете? («Марш деревянных солдатиков»)

Танец полька – повторение; музыкальная игра

Прослушайте ещё один танец, вспомните его название и определите характер. (Исполняются учителем на пианино начальные такты «Итальянской польки» С.В. Рахманинова)

Под музыку польки выполняются движения знакомые детям с прошлой четверти. (кивок головой, потом хлопок в ладоши, после чего встать со своих мест и сделать те же движения, а в конце игры сесть на место.) вспомним эту игру. (Проводится игра)

«Во поле берёза стояла» — повторение, завершение разучивания

В пошлой четверти вы разучили пять куплетов песни «Во поле берёза стояла»

— Кто помнит, какая это песня? (Русская народная)

Вспомните 4 куплет (Повторение куплета и выполнение движений)

Вспомните 5 куплет. (Дети повторяют куплет и выполняют движения)

Осталось разучить шестой и седьмой куплеты. Если в пятом куплете вы показываете, как выглядит балалайка, то теперь будете учиться играть на ней.

— Кто может показать, как играют на балалайке?

(Имитируют игру на балалайке)

Верно, одной рукой её держат, а другой ударяют по струнам. Запомните: инструменты, на которых играют с помощью натянутых на них струн, называются струнными. Повторите это название хором.

(Далее следует разучивание шестого и седьмого куплетов песни, после чего дети исполняют, сопровождая указанными движениями)

Повторение понятия о высоте звука

Я задам вам вопрос, который поможет определить, как вы усвоили понятие «высокие и низкие звуки». Для этого перенесёмся в известную сказку под названием «Волк и семеро козлят». Помните, там злой волк хотел утащить козлят. Он пришёл к их дому и спел песенку, которую козлятам обычно пела им мама-коза.

_ Кто напомнит начало этой песенки?

— Как, по-вашему, почему козлята узнали, что это была не их мама-коза, а серый волк?

(Потому что у козы голос высокий, тонкий, ласковы. А у волка – низкий, грубый)

Я хочу проверить, все ли вы правильно поняли. Перед вами два рисунка.

(Первый рисунок – марширующие на параде солдаты)

— Как, по-вашему, низкие или высокие музыкальные звуки в музыке, которая сопровождает военный парад? (Низкая)

Верно, давайте послушаем начало «Военного марша», а вы опустите руки вниз, показывая низкий звук.

— Второй рисунок. Что на нём изображено? (Игрушечные солдатики, кукольный парад.).

— Во время этого парада также будет звучать музыка. Какой она будет – низкой или высокой? (Высокой)

-Почему такая музыка будет высокой? (Чтобы передать, как маршируют игрушки, а не настоящие солдаты)

Давайте споём две части «Марша деревянных солдатиков»,

Которые вы уже выучили, и вы сами убедитесь, что музыка здесь высокая, звонкая, как ваши голоса.

Рефлексия

Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на уроке.

— Какие песни вы повторяли и разучивали сегодня?

— Под какую музыку выполняли ритмические движения?

— Какой композитор сочинил «Марш деревянных солдатиков» и « Вальс»?

— Есть ли композитор у песни «Во поле берёза стояла»?

— Как называется музыка, у которой нет композитора?

— Какие инструменты называются струнными?

— Какой струнный инструмент вы знаете?

— На что похожа балалайка по соей форме?

— Как на ней играют?

Выход из класса под музыку






See also:
Яндекс.Метрика