Урок математикиТрехзначное число как сумма разрядных слагаемых


Конспект урока по математике.

Класс: 2 класс «Б».

Учитель: Бухтеева И.М.

Тема: Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых.

Задачи урока:

— дальнейшее изучение разрядного (позиционного) принципа нумерации трехзначных чисел;

— процедура разложения числа на разрядные слагаемые (сумма разрядных слагаемых трехзначного числа);

— распознание разрядного состава числа по его краткой десятичной записи;

— формирование УУД: самопроверка по образцу, коммуникативные УУД (парная работа).

Пропедевтика: сложение и вычитание трехзначных чисел.

Повторение: «круглые» числа, разрядные слагаемые.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: объяснение нового материала по заданиям и иллюстрациям учебника с поэтапным включением учащихся в самостоятельную деятельность; устный счет.

Учебно-дидактическое обеспечение: У-2, Т-2, З., модели числа 100, цветные и простые карандаши, указка.

Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие учителя. Подготовка рабочих мест. Включение в деловой ритм урока.

Актуализация знаний учащихся.

Повторяем по цепочке шестой столбик ТУ.

Сообщение темы урока. Постановка целей.

Предлагаем открыть учебник на с. 15, прочитать тему урока («Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых») и назвать любое трехзначное число.

Чему мы научимся на уроке?

Постановка учебной задачи.

Задание №1 (У-2, с. 15)

*Просим учащихся рассмотреть рисунок трех моделей числа 100 и ответить на вопросы: сколько клеточек закрашено красным цветом? (200) Синим цветом? (50) Желтым цветом? (8)

Объясняем, одновременно записывая на доске.

Закрашено :

200+50+8 клеточек, что равно числу 258.

200+50+8 – сумма разрядных слагаемых числа 258, т.к. это 2 сот. +5 дес. + 8 ед. (разряд сотен, разряд десятков и разряд единиц).

•После того как все числа будут записаны в виде суммы разрядных слагаемых, проверяем решения, записывая на доске под диктовку детей:

258 — 200 + 50 + 81 65 = 100 + 60 + 5

319 = 300 +10 + 9 689 = 600 + 80 + 9 940 = 900 + 40 + 0

208 = 200 + 0 + 8208 = 200 + 0 + 8 = 200 + 8

Обращаем внимание детей на разрядные слагаемые — 940 = 900 + 40 + 0 и 208 = 200 + 0 + 8 — и объясняем, что эти суммы разрядных слагаемых можно записывать по-другому: 940 — 900 + 40; 208 = 200 + 8, опуская цифру 0 в разрядных слагаемых.

Выполняем вторую часть задания. Называем разрядные слагаемые каждого из чисел, начиная с разряда сотен, например:

разрядные слагаемые числа 258. Разряд сотен — 2 сот., разряд десятков — 5 лес, разряд единиц — 8;

разрядные слагаемые числа 208. Разряд сотен — 2 сот., разряд десятков — 0 дес, разряд единиц — 8.

Первичное закрепление.

Задание № 3 (У-2, с. 16)

Учащиеся самостоятельно читают задание и устно называют числа, которые пропустила Маша (141, 146).

Особое внимание обращаем на формулировку «не более 9 единиц», поясняя, что в числе 149 — 1 сотня, 4 десятка и 9 единиц. Число единиц здесь равно 9, то есть не более 9.

Просим детей записать в тетради все числа по порядку, в которых 3 сот., 5 дес. и не более 7 ед.

Даем время на выполнение задания, после чего проводим устную проверку (350, 351,352… 357).

Задание № 4 (У-2, с. 16)

Дети устно выполняют задание.

Учащиеся, как правило, не называют число 340. Целесообразно пояснить, что неопределенность в разряде единиц («несколько единиц») позволяет указать и число 340, где число единиц записано цифрой 0: 340 — это 3 сотни и еще 4 десятка, и еще несколько единиц, которые равны 0.

Задание № 5 (У-2, с. 16) имеет комбинаторный характер и относится к заданиям повышенной трудности

Предлагаем учащимся самостоятельно прочитать задание и составить трехзначные числа из таких разрядных слагаемых, как 500 и 800, 40 и 70, 3 и 9.

Даем время на самостоятельный поиск, а затем предлагаем алгоритм решения, основанный на фиксировании разрядного слагаемого старшего разряда и манипуляции с разрядными слагаемыми младших разрядов:

543, 549, 843, 849 (обучающиеся дописывают недостающие числа — 573, 579, 873, 879).

Задание № 6 (У-2, с. 16)

Даем обучающимся время на самостоятельное выполнение задания и спрашиваем: почему равенство 437 = 400 + 37 нельзя назвать суммой разрядных слагаемых? (Не выделены разряд десятков и разряд единиц.)

•Предлагаем преобразовать это равенство в сумму разрядных слагаемых и ваем на доске:

437 = 400 + 30 + 7

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Задание № 1 (Т-2, с. 7)

Учащиеся самостоятельно читают и выполняют задание,

Просим детей по образцу, записанному на доске, проверить, обменявши тетрадями, правильность выполнения задания:

643 = 600 + 40 + 3 999 = 900 + 90 + 9 207 = 200+ 7910 = 900 4 10 207 = 200 + 7909 = 900 + 9

•Выявляем наличие ошибок, разбираем каждую из них.

Как правило, ошибки встречаются в тех случаях, где разрядные слагаемые записать цифрой 0: 910 = 900 + 10:

207 = 200 + 7: 909 = 900 + 9.

•Поясняем, что записи: 910 = 900 + 10 и 910 = 900 +10 + 0, 207 = 207 = 200 + 0 + 7, 909 = 900 + 9 и 909 = 900 + 0 + 9 равноправны.

Разрядное слагаемое, которые обозначается цифрой 0, математики не записываются. Но если и записать разряд цифрой 0, показывая, что в разряде десятков — 0 десятков или в разряде единиц — 0 единиц, то ошибки не будет.

Задание № 2 (Т-2, с. 7)

Учащиеся самостоятельно читают и выполняют задание.

Задание № 3 (Т-2, с. 7) Задача 1

Учащиеся самостоятельно читают задачу. Просим красным карандаше подчеркнуть ключевые слова условия («вывезли 500 ц», «осталось на 200 ц меньше»), а синим — ключевые слова требования («Сколько центнеров», «осталось»).

Читаем вслух ключевые слова условия и отвечаем на требование задачи — ищем величину, которая меньше 500 центнеров на 200 центнеров:

500 ц — 200 ц = 300 цОтвет: 300 ц осталось.

Спрашиваем: можно ли узнать, сколько центнеров овощей было на складе?

Пишем краткое условие новой задачи на доске, просим самостоятельно решить и записать ответ.

Вывезли 500 ц

Осталось 300 ц 500 ц + 300 ц = 800 цОтвет: 800 ц было.

Задание на дом: повторить седьмой столбик Таблицы умножения; № 3, задача 2 и № 4 (Т-2, с. 7); из листа чистой бумаги вырезать прямоугольник (13 см * 8 см). Задания, которые не были выполнены на уроке.

Рефлексия деятельности.






See also:
Яндекс.Метрика