Урок математики_25861


Урок математики во 2 классе на тему: «Окружность»

Цели: формировать представление об окружности и её элементах: центре, радиусе; умение строить окружности с помощью циркуля; тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность; определение содержательных рамок урока.

— Посмотрите на этого забавного человечка. Из какой области математики он к нам попал? ( Геометрии)

— Что в нём необычного? (ОН состоит из одних кругов)

— Именно геометрии, именно кругам мы посвятим сегодняшний урок и узнаем что-то новое о них. Как вы будете узнавать новое? (Мы должны постараться сами понять, что мы ещё не знаем, а потом постараемся самостоятельно «открыть» новое знание)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения

Цели: актуализировать вычислительный навык, понятия «область» и «граница», мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению.

2 в.

56 : 82 в.

56 : 8

8 ∙ 74 ∙ 5

63 : 75 ∙ 9

9 ∙ 848 : 6

8 ∙ 74 ∙ 5

63 : 75 ∙ 9

9 ∙ 848 : 6

1 в.

21 : 7

3 ∙ 89 ∙ 9

64 : 830 : 6

6 ∙ 949 : 7

математический диктант

Найдите и запишите значения выражений на ваших листочках.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Проверим ответы первого варианта.

Учитель открывает на доске карточки кс ответами для первого варианта

24

8

54

3

81

5

7

Проверим ответы второго варианта.

Учитель открывает на доске карточки с ответами для второго варианта

56

9

72

7

20

45

8

Кто из вас ошибся при выполнении задания?

Сделайте вывод. (Нужно закрепить знание таблицы умножения и деления.)

Почему ответы на карточках? (Наверно, в них спрятан какой-то секрет.)

Верно, надо лишь перевернуть карточки.

Учитель переворачивает карточки

О

Б

Л

А

С

Т

Ь

Г

Р

А

Н

И

Ц

А

Прочитайте слова.

Объясните понятия «область» и «граница» с точки зрения геометрии. (Граница – это линия, которая ограничивает фигуру, идёт по её «краю»; область – это часть плоскости, которая находится внутри границы…)

Что вы повторили и узнали? (Мы повторили таблицу умножения и деления, что называется границей и областью, узнали, что такое окружность, потренировались в определении кругов и окружностей на рисунке.)

Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное задание.)

Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Человечек пошёл сажать цветы, а вас просит составить план своего участка.

Переверните на другую сторону листочки с примерами и попробуйте построить окружность.

Что нового в этом задании? (Мы раньше не строили окружности.)

Какую цель вы поставите на данном уроке? (Научиться строить окружности.)

Какая тема урока? (Окружность.)

Попробуйте начертить окружность.

Итак, посмотрим, что у вас получилось.

Кто не выполнил это задание?

Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли построить окружность.)

Кто выполнил задание, прикрепите ваши рисунки на доску.

Ребята, никто из вас не справился с этим заданием. Значит, что вы не смогли сделать? (Мы не смогли нарисовать окружности правильно.)

Что же теперь делать? (Нужно разбираться в затруднении.)

III.Выявление места и причины затруднения

Цель: выявить место и причину затруднения.

— Какое задание мы должны были выполнить?

— Каким способом вы воспользовались? ( от руки, на глаз)

— В чём затруднение? (Окружности получаются неправильными)

— Почему возникло затруднение? ( У нас нет способа построения окружности)

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: согласовать и зафиксировать цель и тему урока; построить план.

— Какую цель вы поставите перед собой? (Открыть способ построения окружности)

— Человечек к вам пришёл не с пустыми руками. Он принёс вам тесьму и план ваших дальнейших действий.

1. Построить модель окружности из учеников.

2. С помощью тесьмы выделить свойства окружности.

3. Сделать вывод.

— Прочитайте план.

— Он вам понятен

— Что теперь вы должны сделать ? ( Выполнить данный план)

V.Реализация построенного проекта

Цель: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать способы записи выражений на эталоне.

Какой первый шаг? (Смоделировать с помощью учеников окружность.)

10 человек выйдите к доске, взявшись за руки, изобразите окружность. Вы – точки окружности.

Ещё один из вас будет «точкой». Я попрошу «точку» встать в центр «окружности». От какой точки «окружности» «центр» будет дальше всего? Ближе всего? (Центр будет находиться на одинаковом расстоянии от всех точек окружности.)

Как доказать это при помощи тесьмы? (Надо взять один конец тесьмы в руки «центру», а другой конец – «точки» окружности по очереди передают друг другу.)

Выполните это.

Итак, вы видите, что расстояние не меняется. На математическом языке говорят, что центр окружности равноудалён от всех её точек. А расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется радиусом.

Если соединить линией две противоположные точки окружности, то такая линия будет проходить через центр окружности. Называется такая линия диаметром окружности.

По ходу объяснения показать это наглядно с помощью тесьмы, дав её в руки стоящим соответственно детям.

Молодцы! Садитесь.

Откройте учебники на странице 48. Проверьте ваши наблюдения по учебнику. Рассмотрите чертёж в рамке.

Что вы видите на чертеже? (Окружность.)

Что отмечено внутри окружности? (Центр О.)

Сколько радиусов проведено? Назовите их. (3 радиуса: ОА, ОВ, ОС.)

Сколько диаметров? Назовите их. (1 диаметр – АС.)

Какими фигурами являются радиус и диаметр окружности? (Отрезками.)

Прочтите, что об этом написано в рамке под чертежом.

Как вы думаете, удобно ли чертить окружность на бумаге с помощью тесьмы? (Нет.)

С помощью, каких предметов можно провести окружность на бумаге? (Можно использовать стакан, тарелку…)

Какой чертёжный инструмент для этого предназначен? (Циркуль.)

Если учащиеся не смогут ответить на вопрос, учитель сам показывает циркуль. Учащиеся достают из пеналов циркули

Рассмотрите его. У циркуля есть две «ножки». На конце одной из них игла, на конце другой – грифель.

Кто из вас знает, как чертить окружность с помощью циркуля? Я возьму большой циркуль для доски, а вы мне помогайте. (Надо раскрыть ножки циркуля на нужное расстояние, отметить точку на бумаге, зафиксировать на ней конец иголки, а второй ножкой-карандашом провести нужную линию, вращая циркуль вокруг центра.)

Попробуйте начертить окружность в тетради.

Учащиеся чертят окружность в тетради с помощью циркуля, учитель помогает им своими комментариями.

Итак, что вы узнали об окружности? (Окружность – это граница круга, все точки окружности удалены от центра на одинаковом расстоянии, которое называется радиусом; если две противоположные точки соединить отрезком, проходящим через центр окружности, то получим диаметр.)

Учитель вывешивает на доску эталон

Что помогает строить окружность? (Круглые предметы и инструмент циркуль.)

Чем удобен циркуль? (Можно построить окружность с нужным радиусом.)

Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

Учитель раздает учащимся эталоны

Что теперь вы можете делать? (Строить окружности.)

Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новые знания.)

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи представление о понятии «окружность»

— фронтальная работа

№ 2 с.48

№4 с.49

— Чему равен радиус АВ?

VII.Самоконтроль с самопроверкой по эталону

Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; проверить представление об окружности.

№ 3 с.48

— Кто из вас ошибся?

— Исправьте ошибку.

Сделайте вывод.

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включить новое знание в систему знаний.

№ 11 с.50

— Прочитайте первую задачу.

— Что требуется узнать в задаче?

— Каким действие можно это узнать?

— Можем ли мы это сразу сделать?

— Как это узнать?

— Запишите решение данной задачи. ( один ученик решает у доски)

— Кто из вас ошибся?

— В чём ошибка?

— Где вы можете поработать над ошибками? ( Дома)

IX.Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание; оценить свою работу и работу класса на уроке.

— Какую цель урока вы ставили?

— Достигли?

— Кто помог открыть способ?

X.Итог

— Понравился ли вам урок?

— Что больше всего понравилось?

— Что показалось трудным?

Д/З: с.50 №11 (одна по выбору),№ 13.






See also:
Яндекс.Метрика