Урок математики Замкнутые и незамкнутые линии


Математика

Замкнутые и незамкнутые линии, 1 класс

(учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)

Предметные результаты

Знакомство с понятиями «замкнутая линия» и «незамкнутая линия». Распознавание замкнутых и незамкнутых линий на чертежах.

Овладение умением прибавлять числа с помощью натурального ряда чисел. Выполнение классификации по разным основаниям.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

-иметь общее представление о моральных нормах поведения;

-осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

кодировать информацию в знаковосимволической форме в простейших случаях (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);

на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;

строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме (2-3 предложения);

осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);

— проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);

под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

самостоятельно проводить сериацию объектов;

под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

-понимать задаваемые вопросы;

выражать свою точку зрения;

адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы обучения: проблемные, частично-поисковые.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Оборудование:

Для учителя: карточки с цифрами от 1 до 9, предметные картинки с изображением животных (медведя, белки, ежа, лисицы, зайца, коровы, волка), аудиозапись для физкультминутки, электронная физминутка «Цыплёнок», компьютерное приложение «Проверь себя»

Для учащихся: счётные палочки, линейки, цветные карандаши, простой карандаш, игра «Геометрик», наждачная бумага, нитки.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Организационный момент.

Звучит музыка (Гимн Занковцев)

— Всем известно, что у нас самый лучший в школе класс!

— Мальчики здесь?

— Здесь!

— Девочки здесь?

— Здесь!

— Готовы к путешествию по стране Геометрии?

— Да

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

а) Задание на логику. Работа с предметными картинками.

— Назовите, кто пришел к нам в гости (медведь, белка, лисица, корова, ежик, волк, заяц)

— Сколько всего гостей? (7)

— Как их назвать одним словом? (животные)

— На какие группы можно разбить животных? (дикие и домашние)

— Какое животное можно назвать лишним?

(корова – домашнее животное, а остальные дикие)

(у коровы есть копыта)

(еж – с иголками, а остальные животные покрыты шерстью)

(белочка скачет по деревьям)

(медведь спит зимой)

Гости – животные приготовили для вас «математические» загадки.

7 > 1, 7 < 9, 7 = 7, 5 < 8, 7 + 3

-Какая математическая запись лишняя? Почему?

(7=7, т.к. это равенство, 5< 8, т. к в этой математической записи нет числа 7 и т.д.)

б) Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).

«Открытие» нового знания и формулирование темы урока.

Понятие о замкнутых и незамкнутых линиях.

— Мы уже знакомы с жительницей страны Геометрии – Точкой. Однажды с ней произошла невероятная история. Точка отправилась к своим друзьям – геометрическим фигурам – в гости на день рождения. Она несла много великолепных подарков. И вдруг – неудача! Ее путь преградила большая река. «Что же мне делать? Неужели возвращаться?» — подумала Точка. И тут на помощь пришли ее друзья – отрезки. Соединились они вместе, и получился отличный мостик:

— Посмотрела Точка на этот мостик и говорит: «Вот какая интересная линия получилась!»

— Какая линия получилась? (ломаная линия) Если я соединю концы ломаной, что получится? Как ее теперь можно назвать? (замкнутая ломаная линия)

— А если не соединять концы ломаной линии? (незамкнутая ломаная линия)

— Теперь выпрямим планку, на какую геометрическую фигуру она похожа?

— Сколько концов у планки?

— Изменилось ли что-нибудь после того, как она стала ломаной линией?

(теперь она состоит из нескольких отрезков, а не из одного, значит, теперь у нее не два конца, так как каждый отрезок ломаной линии имеет по два конца)

— Каждый отрезок ломаной называется ее звеном.

3. Постановка учебной задачи. Этап выявления места и причины затруднения

Детям раздаются карточки с изображением линий

-Что изображено на рисунке? (Линии.)

— На какие группы можно разбить эти линии?

— Разложите карточки с изображениями этих линий на группы (несколько вариантов выполнения задания)

4. Построение проекта выхода из затруднения

(Дети пытаются выполнить задание учителя самостоятельно, работая в группах. Все, безусловно, смогут произвести классификацию по цвету. Возможно, кто-то догадается, что линии можно разбить на прямые и кривые.)

Учитель просит детей выйти к доске и показать, что у них получилось.

Если дети нашли разбиение на кривые и прямые линии, то учитель обращает на него внимание детей как на что-то новое, не встречавшееся раньше, если нет, то предлагает такую классификацию сам.

Как вы думаете, можно так разбить на группы эти линии? (Да, потому что они разные, отличаются друг от друга.)

-Как бы вы назвали эти линии? (Предположения детей.)-Назовите тему урока.

Физминутка «Дотянись до звезды» (под музыку)

Расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.

-Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать.

Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.

Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте. (10с)

Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.

Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.

Доп-но: Звезда — замкнутая линия или незамкнутая? Почему? Докажите.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Ломаные бывают замкнутые и не замкнутыеПрактическая работа.

1 вариант

— Используя, наждачную бумагу и нитки выложите фигуру, которая написана у вас на карточках (квадрат, ломаная, треугольник, кривая) (работа в парах)

— Выйдите, кто выкладывал квадрат

ломаную

треугольник

кривую.

2 вариант

-Приготовьте верёвочки. Выполним с помощью верёвочки: а) замкнутую линию; б) незамкнутую линию.

Чем замкнутая линия отличается от незамкнутой

3 вариант

— Возьмите 5 палочек и составьте из них ломаную линию незамкнутую.

— Сколько звеньев у получившейся ломаной?

— Сколько концов у ломаной линии?

— Преобразуйте ее в замкнутую линию. Что получилось?

(пятиугольник)

Этап реализации построенного проекта. Работа в тетради.

Физминутка электронная «Цыплёнок»

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1 группа (8 чел)

2 группа (3-4 группы по 4 человека)

Работа за компьютерами

Работа в группах

Тренировка (12 заданий)

Тема 6: Прямая, луч, отрезок, ломаная

Игра «Геометрик» (см. приложение 2)

Что такое замкнутая линия 1 класс?

Этап включения в систему знаний и повторения

После окончания работы в группах, дети возвращаются на свои места + те, кто уже выполнил задание на компьютере. Проводится игра «Угадай фигуру» (см. приложение 1)

7. Рефлексия деятельности

— С каким понятием познакомились?

— Какие ломаные бывают?

(замкнутые и незамкнутые)

— Как называется отрезок ломаной?

(звено)

— Как по–другому можно назвать многоугольник?

(замкнутая ломаная линия)

-За что ты можешь себя похвалить?

-За что ты можешь похвалить одноклассников?

— Кто из вас на уроке работал активно?

— А кому из вас помогали справиться с заданием соседи по парте?

— Только настоящие друзья придут на быстро на помощь. Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.

Приложение 1

Игра «Угадай фигуру»

Для отработки умения определять форму предмета на данном и последующем уроках используются специальные задания на осязание. С этой целью учитель может легко приготовить 5—6 пособий на угадывание формы по контуру фигуры. Каждое такое пособие представляет собой кусок картона размером 15 × 15 см с наклеенными на него зернышками пшена (горошинами, бисером или бусинами) в виде квадрата, круга, прямоугольника, треугольника или овала 2. Важно, чтобы расстояние между зернышками было не больше 2—3 мм, а угадываемая фигура могла быть полностью накрыта ладошкой первоклассника.

Группы замкнутых линий фигур

Например, дети закрывают глаза, нащупывают зернышки и, обводя их пальцем, а при необходимости и ощупывая ладонью, определяют, какую форму они образуют.

Приложение 2

Развивающая игра «Геометрик».

Вы помните, как встретились предметы из дерева, пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней? А потом подружились и решили работать вместе — дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, птица, ракета, даже человечек… Попробуйте выполнить предложенные изображения используя игру «Геометрик».

Замкнутые и незамкнутые линии 1 классЛоманые бывают замкнутые и не замкнутыеЧто такое замкнутая линия 1 класс?






See also:
Яндекс.Метрика