Урок математики во 2 классе Умножение и деление на 2 Половина числа


Конспект урока математики во 2 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Урок провела учитель начальных классов Сергиево-Посадского района МОУ «НОШ № 13» Терентьева Светлана Александровна.

Тема: «Умножение и деление на 2 .Половина числа».

Цели:1. Закреплять у обучающихся умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2.Научить находить половину числа.

Способствовать расширению понятийной базы знаний обучающихся по практическому применению таблицы умножения, перестановки множителей, нахождению половины числа. Совершенствование навыков решения задач. Формирование и коррекция универсальных учебных действий.

2. Развивать самоконтроль, самооценку учебной деятельности. Развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Способствовать формированию универсальных учебных действий.

3. Воспитывать интерес к изучению математики.

Оборудование :индивидуальные карточки, индивидуальные фишки, таблица умножения; компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация; учебник «Математика. 2 класс» Н.В.Рудницкой, Т.В.Юдачевой.

Ход урока.

I.Мотивирование к учебной деятельности. ( 2 мин.)

1)Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ли правильно глядят?

(Слайд 1)

— Ребята, сегодня для нашего класса почтальон принёс открытку. Но это открытка не простая – это ПРИГЛАШЕНИЕ! Я знаю, вы все любите мультфильмы, а сегодня нас приглашают к себе наши старые знакомые из Простоквашино.

2)-Что мы будем там делать, вы мне скажете сами, когда послушаете стихотворение.

(Слайд 2)

Гриб помножим на сосну.

Лист помножим на весну,

Тёплый ветер-на зерно,

Землянику-на звено.

Множим солнце на лучи

Всех мальчишек-на мячи,

Всех девчонок на хи-хи,

Всех поэтов-на стихи.

Множим крыши на людей,

А метро-на лошадей,

Голубей-на чердаки,

Поваров – на черпаки.

Выйдут тысячи чудес,

Выйдет лес до небес,

Города, моря, поля,-

Выйдет целая Земля! (Будем заниматься умножением)

II. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии и актуализация знаний. (3 мин.)

(Слайд 3)

— Посмотрите, на нашем пути – поляна. Это не простая поляна, чтобы ее перейти, нам нужно ответить на несколько вопросов.

1) Блицопрос .

— Сколько вершин у треугольника? (3)

— Сколько вершин получится, если я отрежу у треугольника один угол? (Четыре)

— Как называется четырёхугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)

-Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон многоугольника)

-Как называются числа при сложении? (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма)

-Как называется результат, полученный при сложении? (Сумма)

— Молодцы, справились с заданиями! Отправляемся дальше.

(Слайд 4)

— Посмотрите, кто это к нам спешит с письмом? (почтальон Печкин)

— Ребята, у него в конверте есть для нас задание. Посмотрите.

2)Распредели данные выражения на две группы

7+8+8+7=

17+13+4+4+4=

2+2+2+2+2=

9+6+6+6+6=

5+5=

1+2+3+4+4+1=

9+9+9+9+9+9+9+9+9+9=

(Слайд 5)

-Почему вы выражения из третьей, пятой и седьмой строчек объединили в одну группу?

— Проверьте правильность своих рассуждений.

-Найдите значения последнего выражения, работая в парах. Я вам даю целую минуту на вычисления!

III.Выявление места и причины затруднения. (2 мин.)

-Кому было очень трудно?

-В чём затруднение? ( очень долго считать)

— А я знаю ответ! Получится 90. Что мне помогло, как выдумаете?

-Когда нам в жизни приходится складывать несколько раз одни и те же числа? (например, чтобы узнать стоимость нескольких одинаковых предметов )

Вот и в жизни считать долго, покупая несколько одинаковых предметов , нескольких килограммов продуктов и др.

-Какая будет у нас цель? (облегчить задачу)

— Для этого мы должны отправиться дальше.

IV.Постановка проекта выхода из затруднения. (10 ми.)

1) — Какой знак для нас пока еще является новым? (Знак умножения)

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать всё целый час!

-Что показывает первое число при умножении? (какое число складываем)

-Что показывает второе число? (сколько раз складываем первое число)

-Что такое умножение? (замена суммы одинаковых слагаемых)

— Назовите правильно компоненты при умножении. (Первый множитель, второй множитель, произведение).

(Слайд 6, 7)

2) –Обратите внимание вот на эти выражения: 2х5 и 5х2.(2х5=10,5х2=10)

-Что заметили?

-Почему результат одинаковый? (переместительное свойство умножения: от перестановки множителей произведение не меняется)

— Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

Работа в тетрадях.

— Какое сегодня число?

— Какую работу мы выполняем? (Классную работу)

— Запишите это в тетрадях.

— Ребята, дяде Федору в школе дали задание решить задачу, давайте поможем ее решить.

1) Учебник математики (часть 1) стр.82 №8

В каждый из 6 кувшинов налили 2 стакана молока. Сколько молока в этих кувшинах?

-Как узнать?(можно снова долго складывать, прибавляя к каждому полученному числу по 2, а можно умножить)

-Как можно решить данную проблему легче и быстрее? (Умножением)

Какое решение мы запишем? (2х6=12 (ст.)-молока. Ответ: 12 стаканов молока всего.) Молодцы! Наше путешествие продолжается!

(Слайд 8)

— Ребята, к себе в гости нас приглашают Шарик и Гаврюша. Они очень любят играть. И предлагают вместе с ними поиграть в медвежат.

Физминутка (1 мин.)

V. Реализация построенного проекта. (10 мин.) (задачи на карточках)

— Ребята. Пока мы играли, почтальон Печкин принес каждому из вас еще задания. Они лежат у вас на столах. Карточка №1.

Задача №1.

-Мама купила 3 пакета макарон по 2 кг в каждом. Как узнать, сколько килограмм макарон всего купила мама в трёх пакетах?(2+2+2=6 (кг), 2х3=6( кг))

(Ученики записывают после разбора на доске решение задачи в тетради)

Задача №2.

Мама купила 6 кг гречневой крупы. Половину крупы мама положила в шкаф. Сколько килограммов гречневой крупы мама положила в шкаф? Выполните задание, используя фишки.

( чтобы разделить 6 на2, учащиеся раскладывают фишки на 2 кучки по одной, пока не будут разложены все фишки)

-Сколько фишек получилось в каждой из двух кучек?(по 3)

-Разделив 6 фишек на две части поровну, вы нашли половину числа. (6:2=3 (кг) – макарон)

(Ученики записывают после разбора на доске решение задачи в тетради)

— Как найти половину числа? (Спрашиваю нескольких учеников)

3)Чтение правила в учебнике на стр. 83 (как вывод выше сказанному)

(Если разделить число на 2, то можно найти его часть – половину числа.

Чтобы найти половину какого-нибудь числа, надо это число разделить на 2.)

4) –Как, используя таблицу умножения на 2,можно 6:2=?

(деление связано с умножением, если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель) (Ответ: 3)

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)

Учебник математики (часть 1) стр.82рубрика «Обрати внимание!» (учащиеся по цепочке объясняют, проговаривая вслух, как найти значение выражений на умножение и деление, пользуясь таблицей умножения)

2х2= 2х4= 2х6= 2х8=

4:2= 2:8= 12:2= 16:2=

2х3= 2х5= 2х7= 2х9=

6:2= 10:2= 14:2= 18:2=

(Слайд 9)

— Ребята, Шарик и Гаврюша снова предлагают нам вместе с ними поиграть, теперь в мышек.

Физминутка (1 мин.)

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин.)

(Слайд 10, 11)

— А теперь мы с вами пришли в гости к другому персонажу. Кто это?

— Ребята, у кота Матроскина тоже есть для вас свои задания. У вас на столах лежат Карточки №2. Выполните их самостоятельно. (Читаю задания для каждой группы)

Задания по группам на карточках.

«Красные»

1)Соединить суммы с произведениями и с ответом.

2+2+2+2 5х2 10

5+5 4х2 8

4+4 2х4 6

2+2+2 2х3 8

«Зеленые»

2) Найти ошибки и исправить.

-Правильно ли сумму заменили умножением?

2+2+2+2=2х2

5+5=5х3

4+4=2х4

2+2+2=3х2

«Синие»

2) Вставить пропущенные числа.

2+2+2+2=?х4

5+5=5х?

4х?=8

?+?+?=2х?

Даю индивидуальную карточку для самого слабого ученика и, пока остальные дети решают самостоятельно, я оказываю помощь этому ученику.

5х2 10

4х2 8

2х4 6

2х3 8

(после выполнения дети в парах занимаются взаимопроверкой, после этого сверяют свои работы с эталоном на слайде)

VIII.Включение в систему знаний и повторение. (3 мин.)

(Слайд 12)

— Ребята, все коты достаточно хитры, вот и Матроскин приготовил для вас еще одно задание. Его тоже вы должны выполнить самостоятельно.

Работа для групп. Задание для «красных» и «зелёных». Работа в рабочей тетради(№1) .№125 с.40.

— Что делает каждая из «машин»? (Первая умножает каждое число на 2, вторая «машина» делит каждое число на 2).

«Красные» — записываете результаты вычислений умножения чисел на 2.

«Зелёные» и «Синие» — записываете результаты вычислений деления чисел на 2.

(Пока дети работают самостоятельно, помогаю слабому ученику справиться с заданием)

Вызываю 1 ученика из «зеленой» группы, который решает первое задание и 1 ученика из «синей» группы, который решает второе задание. Ученики работают на закрытой стороне доски – самостоятельно.

(После выполнения дети в парах занимаются взаимопроверкой и при помощи сигнального хлопка проверяют работу, сверяя ее с работой, которую выполняли дети

у доски).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин.)

-Что было интересного на уроке?

-Что нового узнали?

-Где можно использовать полученные знания?

-Что нужно сделать каждому из вас, чтобы достичь лучших результатов?

X.Итог. (1 мин.)

— Молодцы! Справились со всеми заданиями, а теперь посмотрите, что будет задано на дом.

(Слайд 13)

Д/з: в рабочих тетрадях №124, 128, таблица на 2.

— А нам пора прощаться с героями мультфильма.

— Они нам говорят: «До встречи в Простоквашино!»

— Наше путешествие подошло к концу. Урок окончен. Спасибо всем за урок.

Дополнительный материал.

Решение задачи в рабочей тетради(№1) № 123

Надо разложить 12 кусочков сахара в стаканы по 2 кусочка. Сколько потребуется стаканов? Закрась их.

(Учащиеся выполняют задание практически, «раскладывая» кусочки сахара по стаканам, изображая квадратиками кусочки сахара в каждом стакане по 2. Всё это проговаривается вслух.)

Каким действием можно решить эту задачу? (учащиеся проговаривают вслух и записывают решение 12:2=6)






See also:
Яндекс.Метрика