Урок математики в третьем классе по теме Деление чисел с остатком


Урок математики в третьем классе по теме «Деление чисел с остатком»

Цели и задачи: познакомить с делением чисел, в результате которого образуется остаток, подвести детей к понятию, что остаток должен всегда быть меньше делителя, закрепить знания таблицы умножения, учить решать задачи на деление, в ответе которых так же получается остаток. Развивать внимание, умение практическим способом доказывать своё мнение. Воспитывать желание работать командой, помогать своим одноклассникам.

Оборудование: интерактивная доска, кусок мягкой проволоки, карточки со знаками «+», «-»

Ход урока.

Учит. Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране математических знаков и действий. Но вот куда же мы отправимся, станет ясно, когда выполним наше первое задание.

На доске открывается запись:

7 Х 8 3 Х 4 24 : 8 4 Х 4

8 Х 6 5 Х 9 5 Х 6 6 Х 4

Учит.

Какое выражение по — вашему лишнее? Почему?

Что скажете о произведении? (самое большое число при умножении)

А может ли быть такое, что произведение становится меньше множителей? (если один из множителей равен нулю)

А как называются числа при делении?

Скажите, а какие еще множители дадут в произведении 24? (6 Х 4)

Назовите мне еще несколько выражений, в которых делитель равен 8, где частное равно 3.

Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете таблицу умножения и похоже вам будет очень легко решить следующие примеры! Перед детьми появляются примеры:

36 : 4 54 : 9 81 : 9

42 : 7 32 : 4 25: 3

Дети. А 25 на 3 разделить нельзя!

Учит. Все так думают? У кого есть другое мнение на этот счет?

Дети. Разделить на 3 можно только 24!

Учит. Верно, но у нас-то 25!

Дети. Ну и что, одна единица останется в запасе!

Учит. Правильно, так и получается. Число 25 действительно можно разделить на 3, что же нам с вами для этого нужно было сделать?

Дети. Надо было найти число, которое меньше 25 и делится на 3.

Учит. Молодцы, нашли число 24, но я думаю, что в этом примере может быть и другой ответ, например 7, ведь 21 тоже делится на 3. Как быть?

Дети.(Обдумывают) Да, но если мы раздели 21, то у нас останется еще 4, а 4 можно еще раз поделить на 3 и тогда у нас останется 1.

Учит. Замечательно! Давайте теперь выберем на доске только те выражения, в которых при делении появляется остаток:

72 : 8 40 : 8 57 : 8 80 : 9 25 : 5

16 : 5 36 : 6 65 : 7 34 : 5 19 : 3

Дети. Называют выражения. 16 : 5 57 : 8 65 : 7 80 : 9 34 : 5 19 : 3

Учит. Правильно, а записывают эти выражения так: 16 : 5 = 3(ост.1) Пожалуйста, выполните в тетради эти примеры самостоятельно.

Дети. Выполняют.

Учит. Проверим, называя каждое число математическим именем:

Делимое – 16; делитель – 5; частное – 3; остаток – 1.

Выпишите в два столбика, делители и остатки, что заметили?

Дети. Остаток везде меньше делителя!

Учит. Да, это главное правило при делении с остатком: остаток должен всегда быть меньше делителя! Запомните это и проверяйте каждое выражение, что бы у вас не было ошибок!

А теперь отдохнем!

Физкультурная пауза.

А теперь внимание, трудное задание, сейчас будем решать задачу про школу!

Прочитайте задачу, на доске: В коробке 23 цветных карандаша. По сколько карандашей хватит троим мальчикам и четверым девочкам при оформлении стенгазеты?

Дети. Сначала узнаем количество детей: мальчиков и девочек. 3+4 = 7

А затем разделим все карандаши на 7 частей! 23 : 7 = 3 (ост.2)

Можно эту задачу решить и числовым выражением 23 : (3 + 4) = 3(ост.2)

Учит. Молодцы! А сейчас попробуйте придумать свои задачи на деление, что бы при решении в них получался остаток.

Дети. Придумывают, решают их устно.

Учит. А теперь внимание на экран. Игорь сделал из проволоки, длиной 27 сантиметров, равносторонний треугольник. Получится ли из этой проволоки квадрат со стороной 7 сантиметров? У вас на столе лежит проволока. Решите эту задачу. Какой план составим?

Дети.

Измерим проволоку.

Сложим треугольник.

Развернем.

Пробуем сложить квадрат.

Проверяем. 27 : 4 =6(ост.3)

Вывод: не получится, не хватает 1 сантиметра.

Учит. Ну а теперь отдохнем и поиграем в игру «Делится – не делится»

Перед детьми появляется таблица с числами:

10

12

16

13

20

21

24

27

32

35

40

45

50

56

53

58

Учитель показывает числа, а дети отвечают, делится ли число на 2, на 3, на 5 без остатка? Отвечают дети с помощью карточек «+» и «.

Учит. Сегодня вы очень старались, мы с вами научились делить числа с остатком, познакомились с главным правилом для этого вида деления. Каким?

Дети. Остаток должен быть всегда меньше делителя!

Учит. Все – молодцы, всем спасибо за урок.






See also:
Яндекс.Метрика