Урок математики в 4 классе по программе Классическая начальная школа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 имени Героя Советского Союза К.А.Рябова

города Вольска Саратовской области»

Конспект

урока математики в 4 «б» классе по теме

«Решение текстовых задач с опорой на

краткую запись, схемы, таблицы и другие модели».

Учитель начальных классов

М.Г.Головатюк.

2011год.

        Тема: «Решение текстовых задач с опорой на краткую запись, схемы, таблицы и другие модели».

        Цели и задачи урока:

1.     Закрепить умение решать задачи на движение арифметическим способом и путем составления уравнения с опорой на схемы, таблицы, краткие записи, используя знание зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость).

2. Совершенствовать вычислительные навыки.

3.     Расширять знания о родном крае.

4.     Развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности.

5.     Воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, наблюдательность.

  Тип урока: Урок закрепления знаний.

 

Оборудование  урока: компьютер, проектор, настенный экран, разноуровневые карточки с задачами, карточки с заданиями для работы в группах.

 

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы немного побудем историками – исследователями и совершим путешествие по родному краю. Историческая цель нашего путешествия – ознакомление с гербами городов Саратовской области, а математическая – закрепление умения решать задачи на движение.

3. Актуализация знаний.

— Для того, чтобы отправиться в путешествие необходим маршрутный лист. Каждый ряд получит свой маршрутный лист с вопросами, на которые нужно ответить (работа в группах).

Задания для 1 ряда.

1) Какой буквой обозначается скорость?

   v    t    s

2) В каких единицах измеряется скорость?

км     с      м     км/ч    ч     м/мин     см     м/с      мин

3) Закончите предложение: «Чтобы найти скорость, нужно…»

расстояние разделить на время  

скорость умножить на время     

расстояние разделить на скорость

Задания для 2 ряда.

1) Какой буквой обозначается время?

v    t    s

2) В каких единицах измеряется время?

км     с      м     км/ч    ч     м/мин     см     м/с      мин

3) Закончите предложение: «Чтобы найти время, нужно…»

расстояние разделить на время

скорость умножить на время

расстояние разделить на скорость

Задания для 3 ряда.

1) Какой буквой обозначается расстояние?

v    t    s

2) В каких единицах измеряется расстояние?

км     с      м     км/ч    ч     м/мин    см     м/с      мин

3) Закончите предложение: «Чтобы найти расстояние, нужно…»

расстояние разделить на время

скорость умножить на время

расстояние разделить на скорость Проверка ( по 1 представителю от ряда)

Работа по теме урока.

— Итак, предлагаю ознакомиться с картой ( слайд 1). Наш маршрут начнется в г. Вольске . — Я уверена, что герб нашего города вы знаете и сразу найдете его среди других.(слайд 2).

а) Решение задачи на нахождение времени.

— Из Вольска мы отправимся в п. Сенной. А т.к. сейчас еще много снега, по пойдем на лыжах.

Задача. Из Вольска в п. Сенной, расстояние между которыми 42 км, в 8 часов утра отправились лыжники. В каком часу они прибудут в поселок, если будут двигаться со скоростью 6 км/ч.? (слайд 3) Но они опоздали и прибыли в !7 часов. Почему, что изменилось?(устно)

_ П. Сенной относится к Вольскому району и герб у них один. Но поселок является крупной железнодорожной станцией, откуда отправляются поезда в разные стороны. И наша следующая задача о поездах.(задача на красной карточке)

б) Решение задачи на нахождение расстояния.

Задача. От станции Сенная одновременно в разных направления отправились 2 поезда. Один шел со скоростью 470 км/ч, а другой – 490 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 3 часа? (Предложить по желанию составить к задаче схему или таблицу, решить двумя способами)

— Мы прибыли в Саратов. Знаете ли вы герб областного центра.(слайд4).

Историческая справка. Саратов знаменит своими мостами через Волгу. Их три: железнодорожный и 2 автодорожных. Первый автодорожный мост был сдан в эксплуатацию в 1965г., а в 1962 г. группа ученых и инженеров-строителей была удостоена звания Лауреатов Ленинской премии за разработку и внедрение новых технологий в мостостроении. Мост- номинант конкурса «7 чудес России». (слайд5)

Физминутка.

По мосту мы перейдем на другой берег Волги.

Нам все интересно и мы энергично продвигаемся вперед (ходьба на месте)

Все хочется разглядеть получше ( поднимаются на носочки)

Заметили на льду рыбаков(машут руками).

Впереди показался новый город (бег на месте)

— На въезде в город нам встретился пост ГАИ. Инспектор и водитель пытаются решить проблемную ситуацию. Помогите им. (задача на зеленой карточке )

в) Решение задачи на нахождение скорости.

Задача. На участке дороги, длинной 280 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли водитель правила, если он преодолел это расстояния за 4 часа? (устно)

— Мы прибыли в г. Энгельс. Найдите герб этого города (слайд 6).

— Далее по левой стороне Волги Мы направляемся в г. Балаково. Во время путешествия вы устали. Поэтому предлагаю каждому оценить свои силы и выбрать задание самому. (Задания на желтых карточках разноуровневые: с *-легкие, с **- средней сложности, с ***- самые сложные.

5. Самостоятельная работа.

г) Решение задач на движение разной степени сложности.

* Дачник ехал от города до деревни 2 часа на автобусе со скоростью 60 км/ч, а потом шел пешком 7 км. Найти расстояние от города до деревне.

**Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути.

*** Из двух пунктов, расстояние между которыми 1200 км, одновременно навстречу друг другу отправились грузовая машина и легковой автомобиль. Через сколько часов они встретятся, если скорость грузовика 60км/ч, что в 3 раза меньше скорости легкового автомобиля?

(по одному человеку с разными карточками работают у доски). Проверка.

— Мы прибыли в г.Балаково. Что изображено на гербе этого города? (слайд7)

6. Релаксация.

— Из г. Балаково мы рейсовым автобусом отправляемся домой. Во время движения подводим итоги нашего путешествия. Исторические итоги: что общего заметили на всех гербах городов Саратовской области?(слайд8)

Математические итоги : используя карточки разных цветов, покажите как чувствовали вы себя на этом уроке. Зеленая- уверенно, комфортно, задачи на движение не вызывают затруднений, желтая – иногда появляются сомнения, затруднения, красная – не уверен, затрудняюсь при решении задач на движение.

7. Домашнее задание.

Придумать задачу на движение, составить к ней схему, или таблицу, оформить ее на альбомном листе. На следующем уроке предложить ребятам ее решить . Или стр.62. №127.

Дополнительный материал.

Пассажир в такси ехал в село. По дороге ему навстречу проехали 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько машин ехало в село?

Автобус едет от города до деревни 4 часа, а от деревни до города 240 минут. Как объяснить такую разницу?






See also:
Яндекс.Метрика