Урок математики в 3 классе по теме Деление с остатком


Тип урока: ОНЗ

Тема: «Деление с остатком».

Основные цели:

1) сформировать умение выполнять деление с остатком, умение выполнять деление с остатком с помощью графических моделей;

2) тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) презентация;

2) эталон взаимосвязи умножения и деления;

3) карточки с названиями компонентов действия деления с остатком:

ДЕЛИМОЕ

ДЕЛИТЕЛЬ

ЧАСТНОЕ

ОСТАТОК

4) эталон деления с остатком:

Разделить число а на число b с остатком – значит найти, сколько раз по b содержится в а и сколько останется.

Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) лист с точками для работы в парах:

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: внетабличное деление;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Чему были посвящены предыдущие уроки?

(Мы тренировались в выполнении внетабличного деления.)

Кто изображен на картинке?

(Туристы.)

Кто такие туристы?

(Люди, которые путешествуют в другие города, страны, в лес, в горы…)

— А как связаны туристы и наш урок математики?

( Мы тоже откроем для себя что-то новое)

Сегодня вы продолжите работать с различными случаями деления и узнаете что-то новое по этой теме.

Как вы будете узнавать новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, а потом постараться самим «открыть» что-то новое.)

Я желаю вам удачи в открытии нового, пожелайте удачи друг другу и в путь. С чего начнём урок?

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания компонентов деления, взаимосвязь умножения и деления;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация компонентов деления, взаимосвязи умножения и деления.

Наши туристы отправляются в путешествие по городам Татарстана. Повторив, вы вместе с ними узнаете интересное о наших городах.

Повторение я предлагаю начать с математического диктанта. Записываете только ответы.

Делимое 15, делитель 5. Чему равно частное?

Найдите частное 56 и 7.

Частное -3,делитель-7. Найдите делимое.

Назовите 4 числа кратные 3.

Вечером, сидя в купе поезда, загадывали друг другу загадки, ребусы, головоломки. Среди них была такая.

Деление с остатком 3 класс ответы

Пользуясь рисунком, составьте все возможные равенства.

Один из учащихся составляет равенства на доске:

7 ∙ 4 = 28

4 ∙ 7 = 28

28 : 4 = 7

28 : 7 = 4

Каким знанием вы пользовались при составлении равенств?

(Знанием взаимосвязи действий умножения и деления.)

Учитель открывает на доске эталон взаимосвязи действий умножения и деления

— Что значит – умножить число 7 на число 4?

(Это значит, число 7 повторить слагаемым 4 раза.)

Что значит – разделить число 28 на число 4?

(Это, значит, найти такое число, при умножении которого на число 4 получится 28.)

— Первый город, который посетили туристы — четвертый по численности населения и значимости город Татарстана. В нём располагается одна из крупнейших отечественных нефтяных компаний — «Татнефть». Назовите город.

( Альметьевск)

2) Пробное действие.

Что вы повторили?

(Мы повторили решение задачи с действием деления, взаимосвязь умножения и деления.)

Почему я выбрала именно это?

(Это нам пригодится для открытия нового знания.)

Какое следующее задание я вам предложу?

(Задание, в котором будет что-то новое.)

Зачем вы его получите?

(Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

23 : 4 =

Найдите частное чисел 23 и 4.

Что нового в задании?

(Это внетабличный случай, а какой именно, не знаем.)

Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках .

У кого нет ответа?

Что вы не смогли сделать?

(Мы не смогли найти частное чисел 23 и 4.)

Кто выполнил это задание, какой ответ вы получили?

Никто из вас не получил правильный ответ. Какое у вас затруднение?

(Мы не смогли правильно разделить 23 на 4.)

Если кто-нибудь из учащихся предложит правильный ответ, затруднение фиксируется так:

Назови правило, которым ты пользовался.

Что ты не можешь сделать?

(Я не могу обосновать свой ответ.)

Какой следующий шаг на уроке?

(Разобраться, в чем у нас затруднение.)

3. Проблемное объяснение нового материала.

Цель:

выявить причину затруднения.

согласовать и зафиксировать цель и тему урока

зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

организовать фиксацию преодоления затруднения;

Почему же возникло затруднение?

(У нас нет правила такого внетабличного деления.)

То есть, в этих примерах делимое не кратно делителю. А возможна ли такая ситуация в жизни и соответствующая ей задача на деление: «23 человека поехали на экскурсию в Набережные Челны на поезде. Они купили билеты в купе по 4 человека в каждом. Сколько купе они заняли полностью?» (Возможна.)

Так какую цель вы перед собой поставите? (Открыть правило внетабличного деления, когда делимое не кратно делителю.)

Скажите, после того как все туристы займут свои купе, все ли купе будут полными?

(Нет, несколько купе будут полными, а одно неполным.)

Верно, несколько человек останутся в неполном купе. Поэтому такое деление называется «делением с остатком».

Сформулируйте тему урока.

(Деление с остатком.)

Учитель открывает или записывает тему на доске.

Что вам помогает открывать новый способ, связанный с действием деления и это нам встречалось в повторении?

(Графические модели, рисунок.)

Как же вы будете действовать?

(Мы выполним деление с помощью графических моделей, сделаем вывод.)

Я предлагаю поработать вам в парах. Как вы должны работать?

(Каждый может высказать свое мнение, другой обязан его выслушать; если возникают вопросы, нужно поднять руку.)

Я раздам вам листочки с 23 кружочками. А работать предлагаю по следующему плану:

1. Графически изобразить деление 23:4.

Что обозначают числа, получившиеся в ответе?

Как называются числа в ответе?

Какие компоненты при делении с остатком надо найти?

Записать решение данного примера.

Учащиеся выполняют деление в парах.

Прикрепите ваши листочки на доску, посмотрим, что у вас получилось

( Получилось 5 полных купе и в неполном купе – 3 человека)

23:4

Как называются компоненты деления, записанные на доске?

(Делимое, делитель.)

Какие два числа получились в ответе?

(5 и 3.)

Что они означают?

(5 – это сколько было полных купе, и 3 – сколько человек в неполном купе.)

Как называются числа в ответе?

23 : 4 = 5(ост. 3)

Частное

Остаток

Какие же компоненты при делении с остатком надо найти?

(найти надо частное и остаток.)

Посмотрите ещё раз на ваши рисунки. Составьте по ним выражение: 23 = …

Один из учащихся дописывает выражение:

23 = 4 ∙ 5 + 3

Учитель соединяет числа с карточками на доске:

Тема 3 класса деление с остатком

Глядя на эту запись, скажите, называя компоненты деления, чему равно делимое при делении с остатком?

(Делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток.)

Что же значит разделить одно число на другое с остатком?

(Это, значит, найти, сколько «полных» раз делитель содержится в делимом и сколько останется.)

Учитель открывает на доске эталон деления с остатком

Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

Что вы можете теперь делать?

(Выполнять деление с остатком с помощью моделей.)

Какой следующий шаг на уроке?

(Закрепить новое знание.)

— А наши туристы время не теряли и узнали новое про—второй по численности населения и значимости город Татарстана[3]. Он известен картонно-бумажным комбинатом, являющимся единственным производителем бумаги в Татарстане. А продукция птицефабрики «Тукаевская», шампиньонного комплекса вывозится за пределы города и республики[10] Ну, и, конечно, завод « КАМАЗ» , который 15 февраля 2012 года выпущен двухмиллионный автомобиль, КАМАЗ-6522.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи правило деления с остатком с помощью моделей.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

2, стр. 91

Деление с остатком можно выполнить и на числовом луче. Рассмотрите чертёж на странице 91, 2.

Решим ещё несколько примеров на деление с остатком.

Нужно 13 разделить на 3. В 13 число 3 полностью умещается 4 раза, а в остатке 1. Поэтому записываю равенство: 13 = 3 · 4 + 1.

Прочитаёте и ответьте на вопрос в конце задания.

(При делении на 3 получились остатки 1, 2, 0.)

Когда остаток равен нулю, говорят, что остатка нет, делимое в этом случае кратно делителю.

Могут ли получиться другие остатки? Почему?

(Другие остатки получиться не могут, т.к. тогда 3 единицы отложатся на числовом луче ещё раз.)

Сделайте вывод о соотношении делителя и остатка.

(Остаток всегда меньше делителя.)

Поверните лист учебника на странице 92 и проверьте свой вывод.

Один из учащихся читает правило вслух.

Итак, что вы можете сказать? (Мы сделали правильный вывод.)

2) Работа в парах.

4 (а, б), стр. 92

Найдите 4 на странице 92.

Выполните задание под буквами а и б в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Проверьте свои результаты.

Кто из вас ошибся?

В чем ошибка?

Исправьте ошибки.

Какой следующий шаг на уроке?

(Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

— А наши туристы самостоятельно узнали про город Лениногорск. Это – маленький уютный городок, расположенный на юго-востоке Татарстана, в верховьях реки Степной Зай.  Он романтичен и спокоен, свеж и полон зелени, и, конечно же, достоин того, чтобы его отметили.Там находится Ромашкинское месторождение нефти, которое является одним из крупнейших нефтяных месторождений в мире.

5. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение выполнять деление с остатком.

Организация учебного процесса на этапе 7:

4 (в), стр. 92



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:

Урок математики в 3 классе по теме Деление с остатком


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №51

Куйбышевского района г.о.Самара

Методическая разработка

урока математики в з классе

«Деление с остатком»

Составитель:

Альфутина Н.А.,

учитель начальных классов.

Урок математики в 3 классе

по теме «Деление с остатком»

Цель урока:

образовательный аспект

повторить табличные случаи умножения и деления, раскрыть конкретный смысл деления с остатком, познакомить с разными формами записи примеров на деление с остатком;

развивающий аспект

развивать логическое мышление, внимание, память;

воспитательный аспект

воспитывать чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – путешествие.

Оборудование:

у учителя

рисунки с изображением парусника, айсберга, острова, кита, якоря, попугая; схемы для устного решения задач; надписи «3:2», «остаток»; схема для письменного решения задачи ; таблица для сравнения делителя и остатка; ключ ответов к самостоятельной работе; карточки для физминутки; 3-х рядное наборное полотно;

у учащихся

карточки для игры в лото; фишки; карточки с примерами; карточки-опоры «Алгоритм деления с остатком»; морские фигурки с заданиями для самостоятельной работы; карточки-сигналы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

— Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

(Включается шум моря)

— Сегодня мы все отправляемся в путь,

Хорошее настроение взять не забудь.

— Я приглашаю вас в удивительное морское путешествие, где нас ждут приключения.

(Выключается шум моря)

— А на чём же мы поплывём? А вот отгадайте загадку:

Бежит при ветре споро

Без вёсел и мотора.

— Что это? (Парусник)

— Верно. Вот наш парусник.

(Показывается парусник)

— А нашим проводником будет вот этот симпатичный попугай.

(Показывается попугай)

(Звучит голос попугая : «Привет, ребята! Меня зовут Кеша!»)

— Кеша бывалый моряк, пережил кораблекрушение и знает обо всех трудностях, которые могут встретиться в море.

— Ребята, на корабле все записи ведутся бортовом журнале. Нашими бортовыми журналами будут тетради. Откройте их и запишите, что наше путешествие проходит (запись числа). А т.к. путешествовать мы будем находясь в классе, запишите «Классная работа».

— А чтобы нам легче было общаться, у вас есть сигнальные карточки. Если вы хотите с чем-то согласиться, то показываете мне зеленый сигнал, а если хотите возразить, то показываете красный сигнал.

— Договорились? Ну тогда, вперед!

— Подождите, но мы же не составили маршрут путешествия. Давайте заполним маршрутные листы.

2. Актуализация опорных знаний.

(Повторение табличных случаев умножения и деления)

— Мы будем устно решать задачи, а полученные ответы закрывать фишками.

— Будьте внимательны. Начинаем.

1. Рыба-молот живет 6 лет, а дельфин в 4 раза дольше. Сколько лет живет дельфин? (24)

2. В морскую гавань за сутки зашло 30 судов, из них 1/3 часть для того, чтобы забрать грузы. Сколько судов должны забрать грузы? (10)

3. Гигантская акула достигает в длину 20 метров, а синий кит иногда в 2 раза больше. Какова может быть длина синего кита? (40)

4. Часто ураганы над океаном захватывают воду вместе с рыбой. В результате над сушей, далеко от океана идут «рыбные» дожди. В Индии, Австралии и Южной Америке прошло 36 «рыбных» дождей, а во Франции в 4 раза меньше. Сколько «рыбных» дождей прошло во Франции? (9)

5. В море вышли 9 лодок. К каждой лодке полагается по 2 весла. Сколько всего весел? (18)

— Ну что ж, ребята, давайте сверим маршруты. Приготовьтесь подавать сигналы, согласны вы с ответом или нет.

— Итак, какие же числа вы закрыли?

(Один ученик называет ответ, остальные показывают сигналы)

— Молодцы, ребята! А какие арифметические действия вы применяли при решении задач? (Умножение и деление)

— А что помогло вам получить верные ответы? (Таблица умножения)

— Верно. На каждом корабле есть компас, который указывает верное направление. А нашим компасом сегодня будет таблица умножения.

— Итак, уточним курс.

— У каждого из вас есть карточка с примером. Найдите значение выражения и, подходя по очереди к доске, запишите ответ.

— Готовы? Отметьте наши координаты на карте.

(Дети записывают ответы на доске)

— Хорошо, ребята, давайте проверим. Приготовьте сигнальные карточки.

(Проверка примеров по столбикам)

— Молодцы, ребята! Наш компас работает исправно. Хорошо знаете таблицу умножения.

3. Работа над новым материалом.

— Ой, а куда же полетел Кеша?

(Голос попугая: «Внимание, айсберг! Внимание, айсберг!»)

— Да, ребята, эта ледяная глыба затруднит движение нашего парусника. Посмотрим, что здесь?

(Открывается надпись: 3:2)

— А, ну здесь еще один пример на деление. Давайте решим его.

— Кто может найти значение этого выражения?

— Что вызывает затруднение? (3 на 2 не делится)

— Ну ничего, когда моряки теряют направление движения, то ориентиром им служат звезды. Пусть они помогут и нам.

— Работать будете в парах.

— Возьмите 3 звездочки и разделите их между собой.

(Дети делят звездочки)

— Что у вас получилось? (Каждому по 1 и 1 лишняя (осталась))

— Ребята, вы разделили, но как-то странно.

— А, может быть, кто-то уже догадался, чему мы будем учиться сегодня? (Предположения детей)

— Во время нашего путешествия мы будем учиться выполнять деление с остатком.

— Сделайте запись об этом в бортовых журналах. Запишите тему «Деление с остатком».

— А теперь вернемся к решению нашего примера. Запишите его.(3:2).

— Прочитайте, называя компоненты.

— Что нужно найти?

— Посмотрите, сколько звездочек вы смогли разделить? (2).

— Почему у вас это получилось? (2 делится на 2).

— Так что же делать дальше? (2 разделим на 2)

— Что получим? (Частное)

-Чему оно равно? (1)

— А что же делать с оставшейся звездочкой? Как ее делить? (Не делится)

— А может быть ее и не нужно делить? Тогда как это записать? (Предположения детей)

(Чтение и запись в тетрадях по предложениям детей)

— Ребята, а в математике принято записывать так:3:2=1(ост.1)

— Итак, как же мы выполнили деление с остатком? Что сделали сначала? (Нашли наибольшее число, меньшее делимого, которое делится на делитель)

— Дальше, что делали? (Нашли частное)

— И, наконец? (Нашли остаток)

— А как мы нашли остаток? (Это разница между делимым и тем числом, которое разделили)

— Верно, звезды нам указали путь и привели к новым знаниям о том, как делить с остатком.

— Ребята, а знаете, есть еще одна форма записи деления с остатком(столбиком). Она очень удобная, поможет вам быстро находить частное и остаток. Хотите покажу? Только вы мне помогайте.

— Например, нам нужно 17 разделить на 3. Записываем 17, знак деления по-другому записывается вот так … Делитель записываем над горизонтальной чертой. Ну а дальше вы знаете… (Дети проговаривают алгоритм). Частное записываем под горизонтальной чертой. Проверяем, сколько мы разделили:5*3=15, это число записываем под делимым. Смотрим, сколько не смогли разделить:17-15=2. Это и есть остаток.

— Эта запись удобна тем, что остаток сразу виден. Вы можете пользоваться любой формой записи.

— Порядок выполнения действий при делении с остатком есть у каждого из вас на карточке- подсказке. Она будет для нас путеводной звездой.

— Прочитайте, что там написано. (3 человека по очереди читают)

— Хорошо, а теперь, пользуясь карточкой- подсказкой попробуйте самостоятельно решить пример на деление с остатком 13:5.

(Дети самостоятельно выполняют задание)

— Все справились с заданием? Давайте проверим.

(1 человек у доски объясняет, остальные проверяют с помощью сигналов)

— Ну что ж, курс мы подкорректировали, узнали, как выполнять деление с остатком.

(Голос попугая: «Свистать всех наверх!» )

— Да что же такое опять случилось, никак не можем обойти айсберг. Слышали предупреждение Кеши?

— А я, кажется, догадываюсь в чем дело. Ведь у айсберга есть не только надводная часть, но и подводная, которая нам не видна. Попробуем справиться и с этим препятствием.

— Рассмотрите еще раз наши записи в бортовых журналах. Называйте в каждом из примеров делитель и остаток.

(Дети называют. Вывешивается таблица для сравнения)

— Сравнивая делитель и остаток, скажите, какая из величин больше, а какая меньше? Сделайте вывод.

(Дети делают вывод)

— Верно, ребята, при делении остаток всегда должен быть меньше делителя.

— Повторите еще раз это правило.

(1 человек повторяет правило)

— Запомнили правило? Очень хорошо. А теперь пора отдохнуть. Поиграем?

Физминутка

— Встаньте пожалуйста. Я буду показывать делитель и остаток. Если остаток подходит- поднимаем руки вверх, если не подходит- приседаем. Готовы?

(Проходит игра)

— Молодцы, садитесь пожалуйста.

4. Закрепление изученного.

(Голос попугая: «Земля! Земля!»)

— Кеша рассмотрел в бинокль какой-то остров. Его жители машут нам, наверное им нужна помощь. Оказывается, островитяне не знают математики. Поможем?

4 рыбака поймали 34 рыбы и решили разделить ее поровну между собой. Сколько рыб достанется каждому рыбаку и сколько рыб останется?

— Кто может решить задачу?

(1 человек решает задачу по готовой краткой записи, записывает только решение)

— Как выполнили деление с остатком?

— Сравните делитель и остаток. Сделайте вывод.

— Итак, сколько же рыб досталось каждому рыбаку, сколько рыб осталось?

(Устно проговаривается ответ)

5. Самостоятельная работа.

(Голос попугая: «Полундра! Полундра!)

— Нам уже пора возвращаться, а там впереди что-то странное. Кто это? (Кит)

— Какой огромный. Он нас не пропустит к пристани, пока мы не выполним его задания. Кит приготовил для вас самостоятельную работу по вариантам:

1 задание на кораблике – нужно решить пример на деление с остатком;

2 задание на рыбке – решить задачу (записать только решение);

3 задание на волне – записать недостающий компонент (1 слово).

— Задание понятно? Приступайте.

( Дети выполняют самостоятельную работу)

— Ребята, все закончили работу? Но порт нас почему-то не принимает. Нужно проверить, как вы справились с заданием.

— Кит дал нам ключ ответов к самостоятельной работе. Проверьте, пожалуйста, верно ли вы выполнили задания.

(Вывешивается ключ ответов)

— Итак, кто же сегодня был лучшим моряком? Те, кто выполнил все три задания правильно, поместите свои кораблики на самый верх, кто выполнил два задания – чуть пониже, а кто смог выполнить только одно задание, поместите свои кораблики в третий кармашек.

— Мы причалили, бросаем якорь.

6. Итог урока.

— Что нового мы узнали за время путешествия?

— Как выполнить деление с остатком?

— Какое правило важно помнить при делении с остатком?

— Ребята, вы оказались замечательными моряками. Мне так понравилось путешествовать с вами.

(Оценивание)

7. Домашнее задание.

— Ну, а Кеша приготовил для вас домашнее задание, оно записано на звездочках. Домашнее задание можно выбрать. Кто сможет, составит и решит задачу о морском путешествии на деление с остатком, а кто-то будет решать примеры на деление с остатком из учебника (№2 с.24).

(Включается шум моря)

— Очень жаль, что путь недолог

Возвращаться нам пора.

Но на следующем уроке

Вновь продолжится игра.

— Спасибо за урок, ребята.

Учитель начальных классов Н.А.Альфутина.






See also:
Яндекс.Метрика