Урок математики в 1 классе Тема Число и цифра 7


Тема: «Число и цифра 7».

Основные цели:

1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;

2) закрепить взаимосвязь между частью и целым;

3) сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;

4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7, сравнение групп предметов по количеству, запись результатов сравнения с помощью знаков «больше», «меньше», «равно».

Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

картинки к устному счёту, к задачам экологического характера;

1) карточки с графическим изображением чисел и знаков;

2) модель числового отрезка;

3) карточка для графической модели числа 7 на листе А-4, чёрный фломастер, красный фломастер;

4) эталон состава числа 7;

5) образцы выполнения заданий из учебника;

6) книга с иллюстрациями «Семь чудес света».

Раздаточный материал:

1) математические альбомы;

2) карточка с заданием (решение примеров по числовому отрезку);

3) «гномики» для настроения и самооценки.

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

-Покажите на «гномике» с каким настроением вы начинаете урок?

2.Актуализация опорных знаний:

1) Счёт в пределах 20 (прямой и обратный):

— Сосчитайте от 6 до 10; от 11 до 5.

— Назовите последующее число 8, 10. Как получить последующее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?

— Назовите предыдущее число 7, 15. Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

— Какое число стоит между 2 и 4, а между 12 и 14?

— Какое число стоит справа от 15? А слева от 12?

— Назовите «соседей» числа 7.

2) «Потерялось» число. Найдите его место в натуральном ряду чисел:

12 3 4 5 6 8 9 10

-Что вы можете сказать о числе 7 ?

-Как получить число 7 ? Придумайте разные варианты.

3) Закономерность :

Установите закономерность и скажите, какое число надо вставить?

Начало урока матем в виде сказки

4) Множество решения неравенства:

Вставьте в «окошко» число, чтобы полученное неравенство было верным: 6. Назовите все возможные варианты и докажите с помощью числового отрезка.

5) Математические задачи с экологической направленностью:

/ответы дети показывают с помощью числового «веера»/

Почтальон Печкин по утрам всегда читает новости об охране природы из свежих газет. Утром он прочитал 3 статьи, днём ещё 2 статьи, а вечером — 1 статью.

Сколько всего статей прочитал Печкин?

( 3+2+1=6)

— Какое числовое выражение вы составили при решении этой задачи? Как называется это выражение? (сумма)

— Из скольких частей состоит эта сумма? (из 3)

— Как называется результат этого выражения, какое число мы искали? (целое)

— Как называются компоненты при сложении? (слагаемые, сумма)

Малыш и Карлсон хотели сделать 10 скворечников, а за один день сделали только 6 скворечника.

Сколько скворечников им ещё осталось сделать?

(10-6=4)

— Какое числовое выражение вы составили при решении этой задачи? Как называется это выражение? (разность)

-Назовите компоненты разности. (10-уменьшаемое, целое; 6-вычитаемое, часть; 4-разность, часть)

-Ребята, а как вы думаете, почему Колобок из одноимённой сказки убежал в лес от бабушки с дедушкой? (варианты ответов детей)

-Знаете, ребята, есть и ещё одна версия. Послушайте её:

Пока Колобок остужался на окошке, он услышал по радио передачу об охране окружающей среды. О том, что люди, отдыхая в лесу, часто нарушают правила бережного отношения к природе. И он решил на время убежать от дедушки с бабушкой в лес, чтобы навести порядок. Он уговорил Зайца, встретившего его первым на тропинке, помочь ему приготовить и развесить запрещающие знаки: «Свалка мусора запрещена!», «Жечь мусор запрещено!», «Птичьи гнёзда не трогать!», «Ручей не засорять!», «Берегите лес от пожаров!». Колобок поставил 3 знака и Зайчик тоже 3.

Сколько всего знаков поставили в лесу Колобок и Зайчонок?

(3+3=6)

Выхлопные газы автомобилей загрязняют воздух. А вот Незнайка во время стоянки часто оставляет включённым мотор своей машины. Жители Солнечного города в понедельник сделали ему 4 замечания, во вторник 2 замечания, а в среду ещё 1 замечание.

Сколько всего замечаний сделали жители Солнечного города Незнайке?

(4+2+1=7)

Каждая сломанная ветка — это маленькая рана, нанесённая природе. Мальвина, живя в лесу и, прячась от злого кукольника Карабаса-Барабаса, заботилась о деревьях. Она перевязала больные веточки на деревьях. На одном дереве она перевязала 3 веточки, на другом 2 веточки. Три веточки не прижились.

Сколько же веточек на дереве вылечила Мальвина?

(3+2-3=2)

Когда Крокодил Гена и Чебурашка узнали, что деревья выделяют большое количество кислорода, необходимого для дыхания, а также для очистки воздуха от пыли и других загрязнений, они посадили возле своего дома деревья. Гена посадил 2 тополя, а Чебурашка — 5 клёнов.

Сколько всего деревьев посадили Гена с Чебурашкой?

(2+5=7)

6) Заполни пропуски (на доске):

2 + * = 6

— Как найти неизвестную часть в числовом равенстве?

* — 2 = 3

— Как найти неизвестное целое в числовом равенстве?

3.Постановка проблемы. Открытие нового:

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется причина затруднения;

согласовать тему и цель урока.

-Давайте выполним задание на карточке с числовыми отрезками. Решите примеры, используя числовые отрезки.

Начало урока матем в виде сказки

(проблема!)

-Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается цифра 7, и на числовом отрезке не хватает ещё одного отрезка )

-Какова цель нашего урока? (договориться, как будем обозначать число 7, изучить, из каких частей оно состоит).

-Значит, ТЕМА урока — … («Число и цифра 7»)

Историческая справка:

-Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы: «Семь бед — один ответ», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «На седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут», «Лук от семи недуг»…и т.д.

Все вы знаете знаменитые сказки «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»…

7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 чудес света в Древней Греции, 7 цветов радуги…

Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

4. Физкультминутка:

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны по шире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

5. Проектирование и фиксация нового знания.

-Отгадайте загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний —

Появляется передний.

(дни недели)

— Назовите хором названия дней недели. (…)

— Покажите на числовом «веере» цифру обозначающую количество дней в неделе.

— Как получить число 7 ? (…)

— Можем ли мы записать число 7 с помощью точек? (…)

— На листочках, на пустом домино чёрным фломастером изобразите число 7 в виде точек. (разные варианты вывешиваются на доске)

Работа с учебником (стр. 2-3):

-Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 7. (на стр. 2-3 учебника)

— На что похожа цифра 7? (…)

-Рассмотрим образец написания цифры 7. (на стр. 3)

-Из скольких элементов состоит эта цифра?

Демонстрация написания цифры 7:

— Откуда надо начинать писать цифру 7? (чуть ниже середины верхней линии клетки)

— Поставлю точку в этом месте. Далее ведём вверх с небольшим плавным закруглением, делаем волнистую линию до правого верхнего угла и оттуда ведём прямую линию вниз до середины нижней линии клетки.

— Пропишите красиво три цифры 7 на клеточной строчке.

— Теперь вернёмся к нашему заданию на карточке, где возникло затруднение.

— Можем ли мы теперь записать результат? (да)

— Запишите.

— Можем ли мы проверить результат на числовом отрезке? (нет)

— Почему? (числовой отрезок оканчивается на 6)

— Что будем делать? (надо достроить ещё один единичный отрезок)

— Как будем достраивать числовой отрезок? (от числа 6 вправо проведём один единичный отрезок)

/Ученик достраивает числовой отрезок на доске и подписывает цифру 7/.

Определение состава числа 7 и фиксирование его на эталоне.

-Теперь, когда мы научились писать цифру 7, определим состав числа 7. А помогут нам в этом математические домики в альбоме на стр. 1.

-Итак, как получить число 7? (…)  /Учитель помещает эталон состава числа 7/

-Справились мы с возникшим затруднением? (да)

-Что теперь будем делать? (тренироваться в использовании числа и цифры 7)

6. Первичное закрепление.

Красиво пропишите цифру 7 до конца клеточной строки.

7. Самоконтроль с проверкой по эталону:

-Давайте проверим наши знания, выполнив задание № 1 на стр.2 самостоятельно.

-Теперь сравните свою запись с эталоном. /Учитель вывешивает на доску образец выполнения задания/

— Если есть расхождения, то поставьте себе рядом с примером знак «?» и исправьте свои ошибки.

-А кто выполнил задание правильно, поставьте себе «+».

(Проверка)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Задание №3.

-Что нужно сделать в этом задании? (сравнить группы предметов по количеству)

-Самостоятельно выполните это задание.

/После окончания работы учащимися, учитель вывешивает на доске эталон (образец) выполнения данного задания/

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите?

-С каким настроением вы заканчиваете этот урок? (лицо гномика)






See also:
Яндекс.Метрика