Урок математики в 1 классе с использованием технологии системно-деятельностного подход


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

Урок математики в 1 классе по теме

«Величина. Длина. Сантиметр».

Логвиненко Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

Новомосковск

2011г.

Тема урока: «Величина. Длина. Сантиметр».

Цель урока:

Дать первоначальное представление о длине как о новом признаке сравнения предметов.

Задачи:

предметные

— создать условия для открытия учащимися новых для них понятий: «величина», «длина», «сантиметр»;

— дать первоначальные сведения о способах сравнения предметов по длине;

метапредметные

— формировать интерес к новому учебному материалу;

— развивать логическое мышление на примере сравнения и классификации объектов;

— развивать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

— развивать коммуникативные навыки (вести дискуссию, отстаивать собственное мнение, уважать мнение партнёра и т.д.)

Оборудование:

-учебник «Математика. 1 класс», ч.3 (авт. Л.Г.Петерсон), изд. «ЮВЕНТА», 2010;

-раздаточный материал (конверты №1,2,3).

Ход урока

I Организационный момент

Учитель: Ребята, все вы знаете:

Если есть труд – значит, есть и успех.

II Актуализация знаний

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?

Дети: Геометрические фигуры.

Учитель: Закройте глаза. (Учитель меняет расположение фигур на доске.)

— А теперь откройте глаза. Что изменилось?

Дети: Жёлтый круг заменили на зелёный. Синюю и красную фигуры поменяли местами. Размер изменился – квадрат стал меньше. А я заметил, что здесь есть лишняя фигура – это круг, потому что у круга нет углов, а у других фигур есть. А мне кажется, что лишней фигурой может быть квадрат, потому что он маленький, а остальные фигуры большие. А мне кажется, что можно убрать либо треугольник, либо квадрат, потому что два красных цвета и т.п.

Учитель: Хорошо! Это здорово, что вы нашли много различий в фигурах и их расположении.

— А какое умение помогло выполнить это задание?

Дети: Умение наблюдать, умение быть внимательными, умение рассуждать, умение сравнивать и делать выводы.

Учитель: По каким признакам мы сравнивали фигуры?

Дети: По цвету, по форме, по размеру.

Учитель: А какие знаки мы используем в математике, когда сравниваем?

Дети: > < = (знаки появляются на доске)

III Работа по теме урока

Введение новых понятий

Учитель: Вы хотите узнать новые свойства предметов по которым их можно сравнивать с помощью этих знаков?

Дети: Хотим.

Учитель: Такие свойства предметов называются величинами.

(На доске появляется слово величина)

Учитель: Определите, какой цвет больше: розовый или голубой, красный или оранжевый?

Дети: Не можем.

Учитель: Является ли цвет величиной?

— Является ли величиной название предметов, например, стол, доска, дверь?

Дети: Тоже нет.

Учитель: Так что же мы должны выяснить на уроке?

Дети: Мы должны выяснить, что является величиной.

Учитель: Возьмите конверт №1. Что в нём?

Дети: Полоски разных цветов.

Учитель: Предложите задание с этими полосками.

Дети : Можно построить треугольник, можно сравнить и т.п.

Учитель: Сравните полоски. Что можете сказать о них?

(Высказывания детей.)

— Как сравнивали полоски? (Что именно сравнивали?)

Дети: Сравнивали длину полосок.

Учитель: Является ли длина полосок величиной?

Дети: Да длина – это величина, потому что мы можем сравнить длину и сказать, какая полоска больше (длиннее), а какая меньше (короче).

Учитель: Мы знакомимся с величиной – длина.

(На доске появляется слово длина)

Учитель: Какие ещё предметы можно сравнить по длине?

Дети высказываются (карандаши, книгу и тетрадь, рост, стопа и т.п.)

Учитель: Сравните свои ладошки по длине.

Измерение длин отрезков

Учитель: Что вы видите на доске?

(На доске два отрезка, синий и красный, на значительном расстоянии друг от друга.)

Дети: Мы видим отрезки.

Учитель: Докажите.

Дети: Есть начало и конец. Отрезок – это прямая, ограниченная с двух сторон.

Учитель: Что вы можете сказать об этих отрезках?

(Дети высказываются.)

Учитель: Сравните длины отрезков.

(Дети высказываются.)

Учитель: Получились разные ответы. Как быть? (на глаз верить нельзя, наложить не получится)

Дети: Надо измерить отрезки.

Учитель: Как измерить? (С помощью чего можно измерить?)

Дети: С помощью линейки. (или другие предложения)

Учитель: — А если нет линейки? (ответы детей)

Учитель: Люди издавна думали над тем, как измерить длину и часто пользовались тем, что было под рукой.

— Попробуем и мы измерить длины отрезков тем, что у нас есть под рукой, например, красной полоской.

Два ученика у доски измеряют отрезки:

Синий отрезок = 5 красных полосок. (Учитель записывает на доске: 5 и 6.)

Красный отрезок = 6 красных полосок.

Учитель: Что можем сказать о длине отрезков?

Дети: Синий отрезок короче красного, так как 5<6.

Учитель: Измерим эти же отрезки с помощью зелёной полоски.

Два ученика измеряют у доски отрезки:

Синий отрезок = 4 зелёных полоски. (Запись на доске: 5 6

Красный отрезок = 5 зелёных полосок. 4 5)

Учитель: Что можете сказать о полученных числах? (5и4)

Дети: Числа получились разные.

Учитель: Почему результаты измерения получились разные, ведь отрезок один и тот же?

Дети: Мы использовали полоски разной длины.

Учитель: Эти полоски можно назвать мерками.

— Удобно ли измерять длину разными мерками? Почему?

Дети: Неудобно, получаются разные числа, можно запутаться.

Учитель: Может кто-то из вас знает, какой меркой измеряют длину?

Дети: Сантиметр, метр, километр и т.п.

Старинные меры длины

Физминутка

Учитель: В древности использовались для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе: шаг, локоть, ладонь, сажень. (На доске появляются рисунки.)

(Дети повторяют за учителем старинные меры длины.)

Знакомство с сантиметром и линейкой

Учитель: Почти 150 лет назад представители 17 государств, в их числе и Россия, договорились использовать более точные, общие для всех стран единицы измерения длины.

Одной из них является…

— А как называется единица измерения, с которой мы сегодня познакомимся, вы узнаете из учебника. Откройте с.1, №3 и прочитайте её название.

(Дети читают про себя, один ученик читает вслух, все читают хором.)

(На доске появляется слово сантиметр)

Учитель: Сокращённо сантиметр принято записывать см. (Запись на доске.)

Учитель: Возьмите конверт №2. Что в нём?

(В конверте три полоски разного цвета: 1см, 5см, 7см.)

— Возьмите самую короткую полоску.

Это мерка длины равная одному сантиметру.

Измерьте этой меркой длину жёлтой полоски.

(Дети измеряют длину.)

Учитель: Какова длина полоски? (А у тебя, а у тебя…? Иди запиши на доске.)

Учитель: А чем удобнее измерить длину полоски?

Дети: Линейкой.

Учитель: Покажите линейки. Рассмотрите их.

— Что вы видите на линейке? (цифры, чёрточки)

— Найдите №3, рассмотрите, как правильно пользоваться линейкой. Расскажите.

(Учитель может сам объяснить алгоритм измерения длины отрезка линейкой.)

Физминутка

IV Закрепление изученного

Практическая работа в парах

Учитель: Измерьте линейкой длину оранжевой полоски.

(Дети в парах измеряют длину.)

— Какова длина полоски? (А у вас, а у вас… Иди запиши на доске.)

— Сравним длины полосок. (Поставьте знак.)

(На доске: 5см <7см)

Работа с учебником

Учитель: Найдите №4, измерьте самостоятельно длины отрезков. (Кто выполнил задание встаёт.)

— Проверьте друг у друга. У кого возник спор?

— Чему равна длина отрезка ДЕ? МК? (У кого другой ответ?)

Учитель: У кого задание выполнено правильно, поставьте «плюс».

(- Поднимите руку, кто поставил +? Все успешно выполнили. Хорошо.)

V Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель: Какие ключевые слова были на уроке?

— Расскажите, что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?- Поделитесь своими знаниями дома. Понаблюдайте, какие предметы, окружающие вас, можно сравнить по длине.

— Оцените свою работу на уроке. Каким цветом закрасите кружок сегодня?






See also:
Яндекс.Метрика