Урок математики в 1 классе по теме Задачи и загадки


Урок математики в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Автор учебника: А.Л. ЧекинТип урока: Открытие новых знаний.Методы урока: деятельностный, исследовательскийТема: Задачи и загадки.Цель: создать условия для понимания и сопоставления понятий «задача» и «загадка».Предметные: более четко уяснить смысл понятия « задача»; но и использовать большой интерес, который загадки могут вызвать у детей своей занимательной формой и доступностью; развивать вычислительные навыки.Метапредметные УУД:Регулятивные: Целеполагание:- формулировать и удерживать учебную задачу;- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;Планирование:- составлять план и последовательность действий;- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;- использовать речь для регуляции своего действия;Контроль и самоконтроль:- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;Коррекция:- адекватно воспринимать предложения учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок;Оценка:- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;Саморегуляция:- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;Познавательные:Общеучебные:- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;- использовать общие приемы решения задач;- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера;- осуществлять смысловое чтение;- пользоваться учебными принадлежностями (линейкой);- учиться работать в заданном темпе;- соблюдать правильную осанку;Знаково-символические:- использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;Информационные:- находить текст в оглавлении учебника, пользоваться заданиями и вопросами;- поиск и выделение необходимой информации из различных источников (текст, рисунок, схема);- обработка информации (определение основной информации)- фиксация информации в заданную таблицу;- анализ информации;- передача информации (устным способом);- применение информации;Логические:- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;- сравнение;- построение рассуждения; обобщениеКоммуникативные:Информационное сотрудничество:- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;Планирование учебного сотрудничества:- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;Взаимодействие:- формулирование собственное мнение и позицию;- строить понятные для партнёра высказывания;

Управление коммуникацией:- определять общую цель и пути её достижения;Личностные: Самоопределение:- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;- установка на здоровый образ жизни;- освоить личностный смысл учения, желание учиться;- формировать желание учиться;- личностный рост, личные достижения;Смыслообразование:- мотивация учебной деятельности;Нравственно-этическая ориентация:- уважительное отношение к иному мнению;- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходить из спорных ситуаций;Ход урока.1. Создание ситуации успеха (2 мин)

Всем известно, что у насСамый лучший в школе класс!- Мальчики здесь?- Девочки здесь?- Готовы к уроку?- Всё ль на месте,- Всё ль в порядке?- Все ль правильно сидят?- Все ль внимательно глядят?Ответы мальчиков и девочек.

— Для чего ребята необходимо соблюдать порядок на рабочем месте?Ответы учеников.Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»-Какой у нас урок? Ответы учеников.— Какие виды работ мы выполняем на уроках математики? Ответы учеников.2. Целеполагание (2-3 мин)

— Какова была тема предыдущего урока? Ответы учеников. «Задача. Условие и требование».— Как мы можем это проверить?Ответы учеников.У: Можно проверить тему предыдущего урока по содержанию учебника.— Что такое задача?Ответы учеников— Прочитайте записи на доске

1. У машины два передних колеса и два задних. Сколько колес у машины?

2. Два конца, два кольца, а посерединке – гвоздик. Что это?

3. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети?

4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?

— Какие записи можно назвать задачей? (1,3) Докажите.Ответы учеников.— Как бы вы назвали другие тексты?- Что такое загадка? Какие у вас предположения?

Вывесить на доску карточки (ЗАДАЧИ, ЗАГАДКА)

— Определите тему сегодняшнего урока? «Задачи и загадки».— Можем ли поверить на слово? Проверим по содержанию учебника.- Это новая тема или уже известная?- Какие шаги мы делаем при «Открытии» новых знаний?- Какие мысли вам приходят в голову?- Что возможно мы будем делать на уроке? Принятие цели урока, планирование деятельности.

Вывесить план работы

Урок «открытие» новых знаний

Этапы урока Результат

Повторяем

«Открываем» новые знания

Закрепляем

Работаем самостоятельно

Подводим итог

Обобщение учителя.

— Сегодня мы продолжим работать над понятием «задача»:

— вспомним, что такое задача;

— из каких частей она состоит;

-продолжим учиться моделировать условие задачи с помощью схем, анализировать их, делать выводы и умозаключения;

— сегодня мы будем сравнивать задачу и загадки;

— будем развивать вычислительные умения

3. Актуализация знаний (3-4 мин)

— Что такое задача?У: Задача — математическое высказывание, состоит из двух частей?— Из каких частей она состоит? Назовите.- Что такое условие? Требование?- Для чего нам нужно уметь решать задачи?- Прежде, чем мы продолжим работу над задачей, проверим ваши вычислительные умения- Для чего вам это нужно?- Где это может пригодиться? Ответы учеников

Работа в паре

— Сейчас вы поработаете в паре.- Вспомните правила работы в паре.Ответы учеников. Работать в паре дружно. Обращаться друг к другу по имени. Уметь договариваться и слушать товарища. Приходить к одному мнению. (КАРТОЧКИ №1)Дети работают в паре— Как можно проверить данную работу?Ответы учеников. Карточку можно проверить по числовому ряду или по «Таблице сложения»Самоконтроль по «Таблице сложения»

Рефлексия.

4. Физкультминутка (1 мин).

Проведёт

Мы проверили вычислительные навыки.Значит мы можем перейти к исследованию новой темы.

5. «Открытие новых знаний. (10 мин)

Решение учебной задачи. Исследование по теме. Работа в группе.

— Мы сегодня будем сравнивать загадку и задачу.— А что значит сравнить?

Для этого выполним исследовательскую работу в группе.

— Какие правила работы в группе вы знаете?У: Слышать собеседника, высказывать своё мнение, приходить к согласию.— Перед вами тексты задач и загадок. Они помогут вам в групповой работе.- Ваша задача обсудить и наклеить на лист нужные высказывания.Ребятам выдаются: карточки с пошаговым действием, разрезанные карточки с высказываниями, лист с таблицей, клей.Задание для работы в 1 группе «Задачи»1 шаг. Ответьте устно на вопросы.

1. Что такое задача?

2. Определи, есть ли в задаче условие?

3. Определи, есть ли в задаче требование?

4. Какую операцию выполняем при решении задачи?

2 шаг. Обсудите ответы.3 шаг. Найдите и наклейте нужные карточки на лист.4 шаг. Выберите человека, который будет отвечать у доски.5 шаг. Покажите готовность группы.

Задание для работы во 2 группе «Загадки»1 шаг. Ответьте устно на вопросы.

1. Что такое загадка?

2. Определи, есть ли в загадке условие?

3. Определи, есть ли в загадке требование?

4. Какую операцию выполняем при решении загадки?

2 шаг. Обсудите ответы.3 шаг. Найдите и наклейте нужные карточки на лист.4 шаг. Выберите человека, который будет отвечать у доски.5 шаг. Покажите готовность группы.

(РАЗРЕЗАННЫЕ КАРТОЧКИ обеим группам)

выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство

математическое высказывание, состоящее из двух частей

могут быть даны числа (но не обязательно)

указывает, что требуется найти

Арифметические операции

Логические операции

может быть в виде вопроса, но в нём не идёт речь об искомом числе, а даётся указание распознать объект

ЛИСТЫ С ТАБЛИЦЕЙ1. Задача- это2.3.4.

1. Загадка- это2.3.4.

Дети работают в группе

Дети самостоятельно пытаются ответить на вопросы и наклеить на лист.

Вывешиваем на доску результаты работы.

Отчет групп о работе.

Результат работы групп

1 группе (на повторение материала)1. Задача- это математическое высказывание, состоящее из двух частей.2. Условие — из которого мы узнаём данные числа и что они обозначают.3. Требование — указывает, что требуется найти4. Арифметические операции

2 группе (на новый материал)1. Загадка- это выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство.2. Условие – выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство.3. Требование – может быть в виде вопроса, но в нём не идёт речь об искомом числе, а даётся указание распознать объект4. Логические операции

-Проверим.- Проверим, что у нас получилось.- Возникали ли у вас трудности? Какие?- Что вам помогло? (тексты задач и загадок)- Какое умение развивали? Ответы учеников. Умение работать в группе.

Рефлексия.

— Оценим, как работала каждая группа. Обсуждаем с учениками и выставляем в таблицу + или —

Критерии 1 группа 2 группа

Договорились

Слушали друг друга

Показали готовность

Выполнили задание правильно

— Кому ещё нужно продолжить развивать данное умение?- Для чего нужны загадки?Ответы учеников. Загадка развивает в человеке догадливость, сообразительность (ум)

Обобщение учителем

Не даром в древности загадка была — средством испытания мудрости, а теперь это народная забава.

6.Первичное закрепление (7 мин)

Фронтальный анализ по теме. Моделирование задач.

— В чём же сходство и в чём различие задач и загадок? Ответы учеников по алгоритму заложенном в листе с таблицей.-Определим, где условие и требование (тексты: 3, 4).

3. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети?

4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?

Подчеркивают на доске условие и требование.

— Какое требование в задаче?— Какое требование в загадке?

Работа в тетради.

— Запишите в тетради число.— Смоделируйте задачу №3 в тетради с помощью отрезков.

Моделируют задачу.

— Попробуйте смоделировать условие задачи по другому (кружки, раздаточный материал)- Определите где условие, где требование и обозначьте дугами.

Выделяют дуги – условие красным, требование синим.

— Какие дуги, обозначают условие задачи?— Какие дуги, обозначают требование?- Запишите выражение, которым найдем искомое число (3 + 4 = 7)

Рефлексия.

— Как вы действовали?— Что вам помогло правильно справиться с задачей?Ответы учеников. — Кто испытал трудности?

Работа по учебнику

Составлять условие задачи по рисунку.

Формулировать требование.

Загадывать и отгадывать загадки.

— Сейчас мы проверим, умеете ли вы составлять задачу по рисунку №2 с.37.- Посмотрите на рисунок, что вы можете рассказать?- О чем будет ваша задача?У: Задача будет о моркови.— Расскажите условие задачи и дополните её требованием.- Какое правило мы должны помнить? (Требование должно быть связано с условием).- Кто сможет смоделировать задачу самостоятельно с помощью отрезков?- Необходимо найти целое число или его часть?- Выполните задание. Проверьте в паре, в группе. (Динамическая пауза)— Как действовали, выполняя модель?- Какие умения развивали?- Как вы думаете, для чего мальчик вырвал морковку? Ответы детей.У: Съесть её.— Что необходимо с ней сделать? Ответы детейУ: Морковку необходимо помыть, чтобы не заболеть.— Кто из вас может рассказать, какую пользу приносит нашему организму морковь? Ответы детей— Много ли сил необходимо, чтобы вырастить такой хороший урожай моркови? Ответы детей— Сейчас мы проверим, какие вы внимательные №3 с. 37- О чем говорят условные обозначения учебника?Ответы учеников.

Ребята отгадывают, кто спрятался за забором.

Составляют загадку и рассказывают соседу.

Меняемся в парах по часовой стрелке. (Динамическая пауза – ребята меняются парами и рассказывают друг другу свои загадки.)

— Какие умения развивали? Ответы учеников. Умение работать в парах, составлять загадки по рисунку.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

— Теперь вы можете отличить текст задачи от загадки.Проведём тест.— Сейчас я буду читать тексты один за другим. Ваша задача: если это текст задачи, то ставим +, если загадка — ,1.В одном пучке 3 морковки, а в другом 5 морковок. Сколько морковок в двух пучках?2. У Васи было 6 груш. Три груши он съел. Сколько осталось груш?З.Сто одёжек — все без застёжек (капуста)4.Три гитариста, 2 пианиста, флейтист, Баянист и вокалист Школьным оркестром в саду выступали. Сколько детишек вы насчитали?5. Две полоски на снегу оставлю на беге. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи)6. На кочке сидело 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на кочке?7. Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы)8. На ветке 4 вороны и столько же воробьев. Сколько всего птиц на ветке?9.Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит?(осина)10. Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели, пять румяных, наливных, два с кислинкой. Сколько их?

Выдать перфокарты.

— Проверяем себя по контрольному листу.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ + — + — + — + — +8. Рефлексия деятельности (2 мин)

— Урок подходит к завершению.- Ваше впечатление о работе.

Учащиеся дополняют предложения о том, как они поработали на уроке.

Сегодня на урокеЯ повторил…Было интересно…Было трудно…У меня получилось…

— Какую цель ставили перед собой на урок?- Как нам удалось достичь её?- Все ли этапы урока пройдены?

9. Д/З. (1 мин)

Придумайте задачу и загадку на одну тему.- Что вам поможет выполнить данное задание?У: Нам помогут рисунки в задании №3 из учебника. 10. Итог (1мин) Закончен урок и выполнен план.Спасибо, ребята, огромное вам!За то, что упорно и дружно трудились,Что на уроке вы не ленились!






See also:
Яндекс.Метрика