Урок математики в 1 классе по теме Уменьшение числа на несколько единиц система ЛВ Занк


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №36

имени А.М. Городнянского города Смоленска

Урок математики

1 класс

Уменьшение числа на

несколько единиц

Система развивающего обучения

Л.В. Занкова

Учитель высшей категории

Конохова Любовь Александровна

Смоленск 2011

Тема урока: Уменьшение числа на несколько единиц.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ТДЦ: — познакомить учащихся с действием уменьшения числа на несколько

единиц;

— формировать у учащихся вычислительные навыки, умение находить

значения выражений, составлять и различать верные и неверные

равенства и неравенства; уточнить представления и знания учащихся

о разрядном составе двузначных чисел;

— прививать интерес к математике через демонстрацию практической

значимости получаемых знаний; совершенствовать умение

учащихся работать в едином темпе с классом, умение внимательно

слушать своего собеседника и выражать свою точку зрения;

развивать анализирующее восприятие, внимание, логическое

мышление, память.

Оборудование: учебник «Математика. 1 класс» автор И.И.Аргинская и др.,

2011 год, II часть; магнитная доска, набор «Мороженое»

(порции), круги, табличка с однозначными числами,

таблички с ребусами, таблица «Разрядный состав числа»,

таблицы с размеченными на части рисунками (с суммами

и разностями), цветные карандаши, памятки о том, как

выполнять уменьшение и увеличение числа на несколько

единиц.

Ход урока

I. Организационный момент.

Форма : классно-коллективная.

Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности учащихся.

Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся. Эмоциональный настрой на урок.

— Улыбнуться друг-другу, учителю.

— Что ждете от сегодняшнего урока?

— Чему хотите научиться?

II. Постановка целей и задач урока.

Форма: классно-коллективная.

Метод обучения: частично – поисковый. Прием преподавания – игра (разгадывание ребусов). Прием учения – решение познавательной задачи (ребуса).

Цель: сделать урок, его содержание личностно-значимым для каждого ученика.

УУД:

личностные: формировать положительное отношение к математике; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;

регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении;

познавательные: учить понимать информацию, представленную в кодированном виде;

коммуникативные: учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе.

-Разгадайте ребусы (смотрите приложение : задача, воля, находка) и узнаете, что нужно делать, чтобы этот урок математики прошел с пользой для вас.

Учащиеся разгадывают ребусы, переворачивают таблички. Хорошо читающие ученики озвучивают надписи на обороте ребусов:

Активно работать на уроке, используя знания, полученные на прошлых уроках

Активно работать на уроке, используя знания, полученные на прошлых уроках

Открыть новые знания и запомнить их

Открыть новые знания и запомнить их

Внимательно слушать учителя и одноклассников

Внимательно слушать учителя и одноклассников

Все эти три карточки помещаются на доску сбоку (на весь урок).

Содержание ребусов : 1) задача;

2) воля;

3) находка.

III. Математическая разминка.

Форма: классно-коллективная.

Вид деятельности: конструктивная деятельность (устные вычисления, устный счет).

Цель: развитие навыков устного счета, внимания, логического мышления.

Метод обучения: проблемное изложение.

УУД:

личностные: формировать интерес к учебному предмету; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев;

регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

познавательные: учить понимать информацию в знаково-символической форме, выделять признаки математических объектов и классифицировать их;

коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.

Математика- гимнастика ума.

Так назвали математику не зря.

Много формул, правил в ней,

Устный счет всего главней.

Задания диктует учитель, учащиеся выполняют вычисления в уме, а в тетрадь записывают только ответы.

Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3. Найдите значение суммы. (8)

Первое слагаемое 10, второе слагаемое 6. Найдите значение суммы. (16)

Увеличьте число 5 на 4. (9)

Уменьшаемое 8, вычитаемое 4. Найдите значение разности. (4)

Вычитаемое 4, уменьшаемое 10. Найдите значение разности. (6)

Первое слагаемое 7, второе неизвестно. Значение суммы равно 9. Найдите второе слагаемое. (2)

Первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое 5. Значение суммы равно 15. Найдите первое слагаемое. (10)

У стула 4 ножки. Сколько ножек у двух стульев? (8)

В микроавтобусе 10 мест. 7 мест уже занято. Сколько осталось свободных мест? (3)

10) Какое число получим, если сложим наибольшее однозначное число и наименьшее двузначное? (19)

Проверка: учитель или ученик диктуют верные ответы. Класс

выполняет проверку, сигнализирует рукой о верно выполненных

заданиях.

— На какие две группы вы могли бы разделить данные числа? (однозначные и двузначные)

— Почему? Докажите.

IV. Работа по теме урока.

Форма: классно-коллективная.

Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.

Цель: осознать смысл действия уменьшения числа на несколько единиц на основе предметных действий и на основе знаний о действиях сложения и вычитания.

Метод обучения и прием: объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос мотивирующего характера.

УУД:

личностные: формировать представление о знании и незнании, первоначальную ориентацию на оценку результатов собственной работы;

регулятивные: учить проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; совместно с учителем оценивать результат своей деятельности; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

познавательные: учить использовать в работе известные варианты математической записи (выражения); выявлять существенные признаки математических объектов для формулирования обобщенных выводов; учить строить математические рассуждения, формулировать выводы;

коммуникативные: контролировать свои действия, свою речь на уроке; уметь выразить свою точку зрения.

Коллективная работа (на магнитной доске).

— Какие геометрические фигуры вы видите на магнитной доске? (круги)

-Посчитайте количество кругов на магнитной доске. (4)

— Что вы получили в результате счета предметов? (число «четыре»)

— Что нужно сделать, чтобы увеличить количество данных кругов на 2? (присоединить два круга)

— Выполните это действие (один ученик у доски).

— В результате ваших действий кругов стало больше или меньше?

— Как узнать, сколько их всего?

— Запишите выражение (4+2), найдите его значение.

— Какое математическое действие вы выполняли, чтобы увеличить число четыре на две единицы? (сложение)

— Какое правило вы знаете об увеличении чисел?

Далее на магнитную доску помещаются (или заранее помещены) изображения семи порций мороженого.

— Посчитайте порции мороженого. Сколько их? (7)

— Что вы получили в результате счета? (число «семь»)

— Подумайте, как, каким действием можно уменьшить количество порций мороженого с семи до трех; до четырех? Что нужно сделать на доске? Как узнать остаток?

— Какое выражение вы можете записать? (7-4)

— Чему равно его значение? (3)

— Итак, с помощью какого действия вы уменьшили количество порций мороженого? (вычитание)

— Постарайтесь сформулировать правило: какое действие (что нужно сделать) нужно выполнить, чтобы уменьшить число на несколько единиц?

Коллективное обсуждение с классом. Как вывод – на доску помещается плакат с текстом правила.

Динамическая пауза

V. Стадия выработки умений.

Цель: использовать полученные знания в новой ситуации; побуждать учащихся осмысленно использовать полученные знания для решения задач, предъявляемых учителем.

Метод: репродуктивный, частично-поисковый, проблемные вопросы мотивирующего характера.

Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.

Форма: индивидуальная; классно-коллективная; самостоятельная

УУД:

личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;

регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;

познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;

коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.

1)- Уменьшите число 9 на 2.

— Уменьшите число 7 на 4.

— Уменьшите число 14 на 4.

С объяснением у доски эту работу выполняют три ученика.

— Итак, что же необходимо выполнить, чтобы уменьшить число на несколько единиц?

2)- У Лены 8 конфет, у Нины на 3 конфеты меньше, чем у Лены.

— Поставьте вопрос, который подходит по смыслу. (Сколько конфет у Нины?)

— Ответьте на вопрос. Какое действие вам помогло? Каким правилом вы пользовались?

— Запишите выражение и ответ.

3)- Запишите отрезок натурального ряда чисел, началом которого является число 15 и в отрезке четыре числа. (15 16 17 18)

— Уменьшите каждое число на один десяток и запишите новые числа ниже (число под числом). (5 6 7 8)

— Что вы получили? Как называется эта запись? (отрезок натурального ряда чисел)

— Докажите.

— Чем похожи ряды? (одинаковое количество единиц)

— Чем они различаются?

— Какие числа мы называем однозначными? Какие двузначными?

4) На доске появляется таблица с числами:

7

2 4 3

9 0

8 5 6

7

2 4 3

9 0

8 5 6

Фронтальная работа с классом

— Назовите числа в порядке уменьшения.

— Назовите «лишнее» число, ответ обоснуйте. (ноль – не натуральное число)

— Назовите числа, которые меньше 7.

— Назовите числа, которые меньше 9 на 2; 6 на 4; 7 на 5.

— Что объединяет все эти числа? (они однозначные)

Самостоятельная работа

— Составьте с данными числами несколько верных и неверных равенств и неравенств. Запишите их в свои тетради в столбики.

Один ученик выполняет работу за доской. Затем проводится фронтальная проверка-обсуждение выполненной работы.

— Составьте из цифр, данных в таблице, двузначные числа так, чтобы количество единиц в них было на два меньше, чем количество десятков.

Самостоятельное выполнение работы

Н.: 31, 42, 53, 64, 75, 86, 97.

— Сколько таких чисел вам удалось составить? (семь)

— На каком месте в записи числа стоят единицы, десятки (если смотреть справа налево)?

Динамическая пауза

VI. Работа с использованием изученного материала.

Работа с учебником: коллективная форма работы.

Работа по раскрашиванию рисунка: самостоятельная форма работы (индивидуальная).

Цель: развивать умение работать с учебником, навыки самостоятельной работы.

Вид деятельности: конструктивная.

УУД:

личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;

регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;

познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;

коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.

а) Работа с учебником.

№86 с.35.

Задание читает учитель, а содержание задания – дети.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Затем фронтальная работа по вопросам, данным после записи выражений.

б) Работа по таблицам сложения и вычитания.

Раскрасить изображение на карточках цветными карандашами в соответствии со значениями сумм.

Индивидуальная самостоятельная работа на листочках

Назови числа в порядке уменьшения

Увеличить уменьшить 1 класс



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика