Урок математики в 1 классе по теме Сложение


Урок математики в 1 классе.

Тема: «Сложение».

Тип урока: ознакомление с новыми знаниями.

Цель: сформировать представление о сложении как объединении совокупностей предметов;

Задачи:

Образовательные:

познакомить с записью сложения, знаком «+»;

ввести термины компонентов сложения;

Развивающие:

развивать речь учащихся;

развивать познавательную активность;

развивать умение следовать вербальным инструкциям учителям;

развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание;

развивать навык самооценивания.

Воспитательные:

воспитывать активность, усидчивость, прилежания в процессе учения;

воспитывать умение работы в группе воспитывать уважение к товарищам.

Оборудование для учителя: геометрический счётный материал, знаки «+», «=», «≠», модели (мешки) совокупностей, образцы решений, картинки героев .

Оборудование для учащихся: геометрический счётный материал, модели (мешки) совокупностей, учебник-тетрадь.

Ход урока.

I.Организационный момент

Ну-ка проверь , дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят ?

Все ль внимательно глядят?

Учитель: Сегодня перед уроком я встретила нашего старого знакомого — ослика Иа. Он нас позвал с собой в гости к своему другу.

Учитель: Напомните ослику Иа, чему был посвящен предыдущий урок?

Учащиеся: Сравнивали группы предметов, разбивали предметы на группы.

Учитель: Сегодня на уроке вам пригодятся ваши знания о знаках и группах предметов.

Я вижу, что вы готовы. В путь!

II. Актуализация знаний.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Приглашаю вас , друзья,

В гости сегодня я.

Ждет нас добрый Винни-Пух,

Приготовил он заданья.

На смекалку и на знанье.

На доске появляется изображение Винни-Пуха. Фигура сделана из геометрических фигур. У учеников такие же геометрические фигуры, но меньшего размера на парте.

Учитель: Ослик нарисовал портрет в подарок Винни-Пуху, который он сегодня должен отнести своему другу. Помогите Ослику и выполните задание.

Из каких геометрических фигур состоит портрет?

Учащиеся: Из треугольников и квадратов.

Учитель: Выложите на листе такого же Винни-Пуха из «Геометрического лото».

На какие группы можно разбить все фигуры?

Учащиеся: По цвету, по размеру, по форме.

Учитель: Разбейте все геометрические фигуры на части по форме.

Ученики на чистых листах , которые вырезаны в виде мешочков, выполняют задание.

Положите в один мешочек треугольники, во второй квадраты. На ваших листах – мешочках обведите каждую фигуру.

Как можно обозначить каждый мешочек? Давайте обсудим.

Что лежит в первом мешке?

Учащиеся: Квадраты.

Учитель: Какой буквой можно его обозначить?

Учащиеся: Слово «квадрат» начинается с буквы К, значит буквой К.

Учитель отмечает на доске, ученики на листах.

Учитель: Как обозначить все треугольники?

Учащиеся: Буквой Т, так как слово «треугольник» начинается с буквы Т.

Дети раздвигают фигуры на парте, а на доске появляется такой вид записи:

Учитель: Равны ли мешочки Т и К? Почему?

Учащиеся: Нет, так как в них разные фигуры: слева квадраты, а справа — треугольники.

Учитель: Сравните их по количеству предметов.

Учитель выставляет на доске эталон сравнения групп предметов, который используется для обоснования неравенства мешков.

— Молодцы , мы убедились что треугольников больше, чем квадратов.

— Ослик Иа может идти в гости.

Уберите фигуры на место.

III .Ознакомление с новыми знаниями.

— По дороге к Винни-Пуху Ослик встретил Пятачка.

Пяточек и Ослик

Поиграть решили

Свой конструктор разделили

Только вдруг потом решили

На день рожденье Винни-Пуху его подарили.

— У Ослика был набор из треугольников, а у Пятачка —квадраты.

На доске фигурки зверей , под ними — картинки с изображением их мешков:

Так как они решили конструктор отнести Винни- Пуху, надо им помочь. Поможем им ребята?

Работа в группах по два человека. Ученики на чистых листах А–4 , которые вырезаны в виде мешочков, выполняют задание.

Возьмите мешочек Иа, положите на него детали конструктора ослика и обведите их.

Дети берут мешок с изображением Ослика и выполняют задание. Аналогично проводится работа с деталями Пяточка.

Чтобы отнести Винни-Пуху конструктор , что нужно сделать друзьям?

Учащиеся: Переложить в один мешочек.

Учитель: Они сложили свой конструктор в один мешок . Возьмите большой мешок с изображением Винни- Пуха и положите туда конструктор Иа и Пятачка. Как это сделать, подумайте?

Учащиеся: Надо из маленьких мешочков фигуры положить и обвести на большом,

Учитель наглядно показывает действие с фигурами, из маленьких мешочков пересыпает в большой. В мешках Иа и Пятачка остаются контуры фигур.

У детей и на доске:

Какое действие мы с вами выполнили?

Учащиеся: Ссыпали, соединили, сложили.

Учитель: А как в математике это действие назвать?В математике такое действие называют сложением, а результат сложения — суммой.

Учитель прикрепляет под мешком Винни-Пуха табличку «сумма результат»:

сумма-результат

Все знают, что когда предметы надо сложить вместе — их ссыпают, объединяют. А кто скажет — какой знак в математике может заменить это действие

Возможно, некоторые дети назовут знак «+». Если нет — пояснение дает учитель.

В математике используется знак «+».Возьмите знак плюс и поставьте его между мешочками Иа и Пятачка.

Учитель отмечает знак «+» на доске, а ученики ставят его между своими мешками.

У нас получилась еще одна сумма. Как бы вы ее назвали? (Варианты детей.)

Ее называют «сумма-выражение». Она выражает, что складывали, какие были слагаемые. Назовите первое слагаемое — фигуры в первом мешке?

Учащиеся: Три синих треугольника.

Учитель: Назовите второе слагаемое.

Учащиеся: Два желтых квадрата.

Учитель прикрепляет под знак «+» карточку «сумма-выражение»:

Учитель: Как вы думаете, не потерялись ли по дороге фигуры? Попробуйте определить, какой знак надо поставить между этими двумя суммами: = или ≠?

Учащиеся: Мы должны сравнить две группы предметов с одной.

Учитель: Правильно надо их сравнить. Но как?

Учитель: Почему у вас это задание вызвало затруднение?

Учащиеся: Мы раньше подобные задания не выполняли, мы не знаем, как нужно действовать.

Учитель: Как мы умеем сравнивать?

Учащиеся: Соединять «ниточками».

Учитель: Итак, давайте проведем линии.

На доске один из учеников проводит линии:

Какой вывод можете сделать? (Сумма-выражение равна сумме-результату; надо поставить знак =.)

Возьмите знак равно и поставьте у себя между мешками.

Учитель фиксирует на доске, дети на парте:

У нас получилось равенство. Назовите в этом равенстве части и целое.

Учащиеся: Маленькие мешки — части, а большой — целое.

Учитель: Как еще можно назвать большой мешок?

Учащиеся: Сумма-результат.

Учитель: А как можно назвать маленькие мешки?

Учащиеся: Слагаемые, вместе со знаком «+» — сумма-выражение.

Учитель: Какими буквами можно обозначить маленькие мешки?

Учащиеся: Т и К, по первым буквам их названий.

Учитель и дети подписывают мешки. Учитель в стороне записывает полученное выражение отдельно: Т + К.

Учитель: Поменяйте местами слагаемые, (квадраты и треугольники), изменится ли сумма-результат?

Учащиеся: Нет, получатся те же самые фигуры.

Учитель пишет на доске рядом с предыдущей записью: К + Т.

Учитель: Значит, что мы можем сказать о суммах Т + К и К + Т?

Учащиеся: Они равны.

Учитель ставит знак «=» между выражениями:

Т + К = К + Т

Проверьте себя: откройте учебник на странице 16 и сравните — верно, ли вы и определили, какой знак надо выбрать? (Да.)

В математике полученный вывод звучит так: от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Справились вы со своим затруднением? (Да.)

Вы молодцы! Пятачок и ослик Иа наконец-то пришли к Винни-Пуху. Теперь — отдохнем!

Физкультминутка.

С Винни-Пухом в лес шагаем,

Выше ноги поднимаем,

Дышим ровно, глубоко.

Нам шагается легко.

Вдруг мы видим у куста-

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо   кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим

На носочках убежим.

IV. Применение нового знания.

Учитель: Ослик Иа и Пятачок теперь знают, как складывать предметы. А вы знаете?

Учащиеся: Да.

Учитель: А умеете ли вы?

Учащиеся: Пока не знаем, нужно потренироваться .

1) 3, стр. 16.

Учитель: Когда Пятачок и Ослик Иа пришли к Винни-Пуху он им приготовил примеры, только он не знает правильно ли он их решил. Откройте в учебнике 3, стр. 16 и проверьте, прав ли Винни-Пух?

Учитель выслушивает версии и обоснования детей. При необходимости, задаются следующие вопросы:

Что надо сделать вначале?

Учащиеся: Соединить одинаковые фигуры.

Учитель: Возьмите простой карандаш и сделайте.

Какой ответ выбираете?

Учащиеся: Да.

Учитель: Почему?

Учащиеся: В большом мешке столько фигур, сколько в двух маленьких. Винни-Пух верно решил пример.

2) 4, стр. 16.

Учитель: В задании 4(а) вам надо самим сложить фигуры и написать, чему будет равна сумма-результат.

Дети выполняют с проговариванием своих действий.

В большой мешок положим все предметы из маленьких мешков: белый квадрат, белый круг, синий круг, 2 красных треугольника.

Далее можно попросить детей доказать, что фигуры при сложении не потерялись — провести ниточки.

Теперь хотите проверить свои силы, научились вы складывать или нет?

Выполните задание 4 (б) на этой же странице.

После выполнения задания дети проверяют правильность решения по образцу, заранее подготовленному учителем.

Дети, которые получили другой ответ, ставят себе знак «?», а те, кто выполнил так же — знак «+». Ответ на вопрос получается с опорой на эталон сложения.

Что показало выполнение самостоятельной работы?

Учащиеся делают вывод, научились дети складывать или нет.

Упражнение для профилактики нарушения зрения.

— Посмотрите внимательно на эту картинку. По стрелочке надо подняться глазами на горку и спуститься вниз и так пока не дойдем до самой последней горы, а затем в обратном порядке. Головой не крутим, работают только глаза.

— Продолжаем работать.

С помощью какого знака записывают действие сложения? (С помощью знака «+».)

Напишите этот знак в клеточках: 1 строка на стр. 16.

V. Итог урока.

Наш урок к концу подходит,

Винни-Пух итог подводит.

— С каким действием вы познакомились сегодня на уроке?

— Что еще интересного узнали на уроке?

Нарисуйте довольны ли вы результатом сегодняшнего урока ( солнышко, тучка, тучка с дождиком).

Литература:

Я иду на урок в начальную школу: Математика. – М., 2011.-

www. nachalka. com Творческая сеть для начальной школы/

www. festival. 1septembep. ru Учительский фестиваль педагогических идей. (festival.1september.ru/articles/sub), festival@1september.ru,

Л.Г.Петерсон «Математика»: учебник для 1 класса – «ЮВЕНТА» —






See also:
Яндекс.Метрика