Урок математики в 1 классе по ПНШ


Урок математики в 1-м классе. Перспективная начальная школа (ПНШ)

Колегаева Ольга Александровна, учитель начальных классов

Цели:

— рассмотреть случаи сложения, в которых второе слагаемое равно  2;

— учить выполнять сложение вида _+2;

— продолжить формирование умений сравнивать и соотносить число и цифру, разные группы предметов.

— способствовать формированию интереса к предмету, умению работать в паре.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи.

Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!

II. Повторение.

Вспомните прошлые уроки.

1. Что это? (Математическая запись)

3 – это? (Первое слагаемое)

1 – это? (Второе слагаемое)

4 – это? (Значение суммы)

— Что обозначает эта математическая запись?

Если мы к любому числу прибавим 1, то получим следующее при счёте число.

2. Поиграем в нашу игру “ Угадай число”.

Я называю число, вы прибавляете один, и хором называете значение суммы.

5 74 62 100 536 148 3 221 4 1

Молодцы! Аплодисменты себе!

3. Посмотрите внимательно на фигуры, постарайтесь запомнить 5 секунд.

(Закрываю)

— Сколько фигур?

— Голубая – это, какая фигура?

— А красная?

— А самая большая по размеру?

— О какой фигуре не сказали? (О треугольнике)

— Что можем о нём сказать?

Молодцы!

Физминутка

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.Глазком видеть всё дано-Где окно, а где кино.Обведу я ими круг,Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

III. Новый материал. Постановка проблемы.

Работа в паре.

— На столе у вас лежат треугольники. Что можете о них сказать? (Их три, они одинаковые по цвету и форме, но разные по размеру)

— Возьмите самый маленький по размеру треугольник и положите его так, чтобы одна из вершин смотрела на доску. Сколько сейчас треугольников перед вами? (Один)

— А теперь возьмите ещё 2 треугольника и положите так, чтобы у вас получилась какая-нибудь фигура. (У ребят получились разные фигуры. Самые распространённые: кораблик, ёлочка)

— Договоритесь и расскажите, что вы придумали, как вы это сделали?

Чтобы положить 2 треугольника, мы взяли сначала один треугольник, а потом ещё один.

— Кто-то по-другому действовал? (Как, правило, у детей нет другого варианта)

— Тогда, положите, пожалуйста, фигуры так, чтобы у вас получилась ёлочка.

— Давайте продемонстрируем у доски эти действия! Кто готов мне помочь?

Ученик кладёт один треугольник, потом ещё один.

(Кладу треугольники на панели у доски, так чтобы ученик не смог одновременно положить два треугольника, а выполнял это действие по одному треугольнику.)

— Какая математическая запись будет соответствовать нашим действиям?

Сколько было треугольников первоначально? (1)

— Сколько положили потом ещё треугольников? (2)

— А по-другому можно положить два треугольника? (Одновременно)

Да, но это не совсем удобно, но можно договориться. Я беру меньший треугольник, а ты больший (1, 2, 3 — ставим.).

— Какая математическая запись будет соответствовать этим действиям?

(На доске появляются последовательно математические записи)

— Могу ли я поставить знак = между этими математическими записями? Почему? (Значения сумм равно трём, значит, я могу поставить знак =).

— Скажите: Как же можно прибавить число 2?

Вывод: число 2 можно прибавить так: сначала один, а потом ещё один.

У нас с вами получилась ёлка. Зачем нам она нужна? (Главный символ Нового года)

— Мы оставим её такой или что-то с ней нужно сделать? (Нарядить, украсить игрушками)

— Где взять игрушки? А мы просто их с вами заработаем правильными ответами и правильным решением заданий! Согласны со мной?

Работаем в паре.

— Сколько игрушек на вашей ёлке? 0

— На столе возьмите 2 игрушки и украсьте ёлку. (У ребят на столе два разноцветных шарика из картона)

— Сколько игрушек было? (0)

— Сколько взяли? (2)

— Какая математическая запись будет соответствовать вашим действиям?

— Найдите её в классе!

— Значение суммы? (2)

— Какой приём использовали? (Прибавляли по частям)

Найдите запись в классе.

— Можно поставить знак равно? Почему?

— Удобно ли одному повесить 2 игрушки сразу? Почему?

— Подумайте, а в жизни бывают такие ситуации, когда нужно выполнить действие с предметами по-разному? Например? (Дети предлагают свои варианты)

Вывод: чтобы прибавить к любому числу 2, нужно прибавить один и к полученному результату прибавить ещё один.

— Мы заработали игрушку. Учитель вешает её на ёлку.

— Можем мы теперь, наконец-то, определить тему нашего урока? (Прибавление числа два)

Откройте страницу учебника 61 и проверьте себя!

IV. Работа с учебником. На доске пиктограммы. Что они обозначают?

Задание № 1 на странице 61.

— Прочитайте задание, подчеркните второе предложение.

— Прочитай (спрашиваю хорошо читающего ученика). Согласны?

— Выполните задание в паре. Объясните: почему под рисунками разные записи!

— Могу я поставить знак = между суммами? Почему? (Да)

— Как прибавляли два?

Вывод: прибавляем 2 по частям.

Выполнили задание правильно, получаем игрушку.

Физминутка:

А теперь покажите, как ребята выполняли эти действия.

Мальчики за Мишу, девочки за Машу. (Встали на носочки. Нужно дотянуться. Миша ставит книжки две. Маша чашки по одной, очень аккуратно) – повторили несколько раз разными руками.

— Продолжаем зарабатывать игрушки? (Работаем в учебнике стр.61 №2)

— Вопрос Вопросыч появился. Каким приёмом он просит нас пользоваться в своих заданиях по прописи? (Сравнением). Работаем индивидуально.

— Сравните суммы чисел, записанные в табличках! Что можете сказать? Спасибо.

— Действуем по алгоритму (плану):

1. Заштрихуйте суммы, в которых второе слагаемое равно двум.

2. Расположите их по порядку возрастания первого слагаемого. (Запишите в правом столбике. Показать всем!)

Проверим на доске.

Миша выполнил работу так!

А вот так — Маша!

Согласны? Нет. Почему? (Миша допустил ошибку, мы с ним не согласны)

— Кто сделал правильно? Молодцы! Мы заработали игрушку!

— Если это задание у вас не вызвало трудности, то нарисуйте зелёный шарик -игрушку справа, если у вас возникли сомнения в чём – то, вам было чуть-чуть сложно, пусть ваша игрушка будет оранжевой, а если вам было очень трудно, то пусть ваша игрушка будет красным цветом. (Нарисуйте её справа от выражений)

Вывод: Как прибавляли число два? (По частям: сначала один, потом, к полученной сумме, ещё один)

Физминутка: Ручки вверх, в стороны, вперёд, встали, присели — 2 раза, подпрыгнули — 2 раза. Сели. Сделали глубокий вдох. И на выдохе сказали:

— Я всё знаю, всё умею! — 2 раза

— И всё у меня получится! — 2 раза

V. Работа в тетради на странице 76. № 5.

Будем зарабатывать следующую игрушку?

— Работать будете самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.

— Рассмотрите 4 группы рисунков.

— Что на них изображено? (Геометрические фигуры)

— Что общего в них? (В каждой группе прибавляется одинаковое количество предметов два к какому-либо числу)

— А можно ли слово сложение, прибавляется заменить другим, менее знакомым, но всё таки математическим словом — термином? Если затрудняются, то помогаю:

Количество предметов можно у величить на 2!

1. Увеличьте количество фигур в каждой группе на 2, раскрасив их другим цветом.

2. Запишите соответствующие математические записи.

Взаимопроверка. (Вывешиваю на доске). Приложение 2

Поменялись тетрадями, проверили, поставили + внизу. Отдали тетради.

Сам хозяин справа рисует игрушку зелёную, если не было никаких трудностей при выполнении задания, оранжевую, если возникли незначительные трудности, красную, если путь к решению был трудным.

Вывод: Что значит прибавить 2?

Это значит нужно увеличить (любое число) на 2.

Мы заработали ещё одну игрушку.

VI. Итог урок: Что нового узнали?!

1. Как можно прибавить 2. (По частям)

2. Что значит прибавить 2. (Увеличить на 2)

Посмотрите на нашу ёлку. Она получилась у нас нарядная и в этом ваша заслуга.

Сегодня молодцы практически все, но я хочу особенно отблагодарить и вручить призы следующим ребятам (дед Мороз) – фигурки.






See also:
Яндекс.Метрика