Урок математики Сложение двузначных чисел с переходом через разряд 2 класс


Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

Урок математики во 2 классе по теме:

«Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд»

Тип урока: комбинированный

Учитель: Зубова Т. В.

г. Навашино

Цели урока:

Обучающие: 1) Обеспечить самостоятельное «открытие» учащимися способа сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд;

2) Совершенствовать умение находить значения сумм двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд;

3) Формировать умения решать задачи.

Развивающие: 1) Развивать мыслительные операции: логическое мышление, умение анализировать, обобщать материал.

2) Развивать память, внимание, математическую речь.

Воспитывающие: 1) воспитывать интерес к изучаемому предмету, прививать желание владеть новыми знаниями;

2) Развивать умение преодолевать трудности, самостоятельность общеучебной деятельности, коммуникативные навыки.

Место данного урока в изучаемом разделе программы.

В программе обозначена тема: «Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд». Этот урок является первым в данной теме.

Ожидаемые результаты урока:

Все дети должны усвоить базисный минимум: самостоятельно добыть и осознать способ действия при сложении двузначных чисел с переходом в другой разряд (без отработки навыка).

Диагностика ранее полученных знаний, умений, навыков детей.

Приёмы сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд включает в себя уже известные детям вычислительные приёмы сложения двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд и сложение двузначных чисел и «круглых» десятков.

Оборудование: учебник, калькулятор, карточки с рядом чисел.

Структура урока и хронометраж.

1) Организационный момент- 1 мин.

2) Актуализация знаний, умений, навыков- 5 мин.

3)Постановка учебной задачи. Сообщение целей урока- 1 мин.

3) Решение учебной задачи- 10 мин.

4) Физминутка (снятие статического напряжения)- 1 мин.

5) Повторение-5 мин.

6)Решение задач- 10 мин.

7)Объяснение домашнего задания- 1 мин.

8)Итог урока- 1 мин.

Характеристика класса

В классе всего 16 человек: 10 мальчиков и 6 девочек. Одна девочка обучается на дому по состоянию здоровья.

Все дети из одной группы детского сада №7. Ребята общительные, любят высказывать свою точку зрения, доказывать свою правоту.

Все ребята стремятся к положению школьника. Они с желанием учатся, стремятся получать новые знания, положительно реагируют на получение новых знаний. Переживают неудачи в учении, радуются успехам, помогают друг другу. С чувством ответственности относятся к порученному делу, проявляя инициативу. У большинства детей адекватная самооценка, но есть дети как с повышенной, так и с пониженной самооценкой.

Условно по интеллектуальному развитию детей можно разделить на 3 группы.

Дети с высоким уровнем развития. Их шестеро. Они быстро включаются в работу. Внимание устойчивое, большого объёма и концентрации. Наблюдается гибкость внимания. Легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Умеют сравнивать, выделять нужные группы, классифицировать, обобщать, находить причинно- следственные связи, развита наблюдательность, восприимчивость. У этих детей развиты все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, логическая. Запоминают быстро, прочно, надолго, продуктивно. Умеют отвечать на вопросы, давать точные ответы. Любят читать. Учебные действия формируются быстро, выполняются без ошибок, переносятся в новые условия. Хорошо развита речь, богатый словарный запас, эмоционально окрашена. Они уравновешенны, соблюдают правила поведения, любят учиться, трудиться.

У семерых детей – средний уровень развития. Объём и устойчивость внимания средние, появляется утомление, преобладает механическая память. Эти дети не сразу усваивают учебный материал. Для полного усвоения надо ещё 1 – 2 раза повторить правило, определение, вывод. Они видят и выделяют признаки, анализируют, сравнивают, находят различия, обобщают, но не всегда. Им нужна помощь. Эти дети меньше читают, но речь развита не плохо, имеют нормальный запас слов. Они умеют отвечать на вопросы, рассказывать. Учебный материал усваивают. Средний уровень обучаемости. Эти ребята в основном уравновешены, способны к волевому усилию, соблюдают правила поведения.

Два человека- низкого уровня развития. У этих детей процесс написания, решения, ответа опережают процесс обдумывания, анализа. Учебные действия строят путём проб и ошибок. Устойчивость и концентрация внимания низки. Отсутствует способность к длительной сосредоточенности. Быстро утомляются. Имеют зрительный тип памяти и наглядное мышление. Учащиеся этой группы недостаточно понимают содержание учебного материала. Им необходимо частое повторение правила, объяснение каждого действия. Они нуждаются в постоянной индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя. У них слабо развита речь, небольшой словарный запас, затрудняются выражать свои мысли. Задания выполняют только по образцу. Мало читают. Низкий уровень обучаемости. Эти дети заторможены, а некоторые сильно возбудимы. Среди них часты нарушения дисциплины.

Класс в целом в эмоциональной сфере уравновешен. Дети дружат, помогают друг другу.

Ход урока:

1) Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Надеюсь, у вас хорошее настроение?

Тогда улыбнитесь друг другу и начнём урок.

Сегодня на уроке нам предстоит много потрудиться, поэтому я хочу предложить для разминки некоторые упражнения.

2) Актуализация знаний.

а). Догадайся, по какому правилу составлен ряд чисел и продолжите его.

25,28,31,34,37,40,…,…,… .

2,8,28,3,7,37,4,6,46,…,…,…,…,…,…,…,…,… .

б). Дан ряд чисел:

22,65,43,66,11,54,32,33.

-Что вы можете о нём сказать? (все числа двузначные)

— По какому признаку эти числа можно разбить на две группы?

Числа первой группы называйте в порядке возрастания:

11,22,33,66. Увеличьте их на 7

-Числа второй группы называйте в порядке убывания:

65,54,43,32. Уменьшите их на 6.

-А кто-нибудь видит закономерность, по которой я выбрала эти числа?

(переворачиваю карточки, и получается слово «Молодцы!»).

3) Постановка учебной задачи и сообщение целей урока.

-А теперь прочитайте тему нашего урока.

(название темы на доске) «Сложение двузначных чисел».

-Сегодня мы подумаем, как нам удобнее сложить любые двузначные числа с переходом в другой разряд, а также поупражняемся в сложении других чисел, продолжим работать над задачами.

— И так, придумайте выражения на сложение двузначных чисел (дети приводят пример выражений, я записываю их в два столбика).

32+22 36+18 (если их не называют, то я говорю: «А можно я тоже

45+34 48+24 придумаю выражения?»).

51+32 59+28

-А кто догадался, почему я записала эти выражения в два столбика? (во втором столбике мы не можем сразу решить выражение).

-Я думаю, что одно задание, которое я вам хочу предложить, поможет нам разобраться с этим непростым способом сложения двузначных чисел.

№254 (на доску)

37+4+10 28+6+20 49+5+30

37+10+4 28+20+6 49+30+5

37+14= 28+26= 49+35=

Сравните выражения в каждой паре. Чем они похожи? Чем отличаются?

(Это суммы, в каждой по три слагаемых; в суммах по два двузначных числа и одно однозначное; есть «круглый» десяток. Однозначное число стоит то на втором, то на третьем месте, оно меняется местами с круглым десятком).

-Может ли значение одного выражения быть больше значения другого? (Все числа одинаковые, значит и значения будут одинаковые).

-Напишите значения выражений и проверьте своё предположение. (я записываю ответы в трёх выражениях)

Сравните наши результаты. –Что вы заметили?

Проверяем на калькуляторе.

-Вывод:

Какой способ сложения двузначных чисел мы применили?

(работал способ прибавления по частям)

-Добавьте схемы второго слагаемого в мои записи на доске.

4) Физминутка.

4- столько сделаем наклонов,

3- столько сделаем прыжков,

2- столько раз ногами топни,

6- столько раз в ладоши хлопни,

5- столько раз потянись,

1- столько раз улыбнись.

5) Повторение пройденного материала.

-Работу по сложению двузначных чисел мы продолжим на следующем уроке.

А сейчас повторим хорошо известное вам сложение двузначного и однозначного чисел с переходом в другой разряд.

На доске:

9+8 7+6 8+4

19+8 27+6 28+4

29+8 47+6 48+4

-Сравните выражения в каждом столбике. –Чем похожи? –Чем отличаются?

(В каждом столбике суммы; в них по два слагаемых; одно слагаемое увеличивается, другое не меняется)

-Как увеличивается первое слагаемое в первом столбике?( на 10). Сможете ли вы записать в первый столбик ещё по два выражения по этому же правилу?(записывают самостоятельно в тетрадь, взаимопроверка).

Анализ ошибок) Откройте №255 и прочитайте заключительную часть текста.

-Кто правильно выполнил задание? (Обсуждение задания).

-По какому правилу составлен второй столбик? Запишите 2 выражения. –По какому правилу составлен третий столбик? Запишите два выражения.

Проверка фронтальная -Устно найдите значение всех записанных выражений.

6) Решение задачи.

-А теперь послушайте, о чём пойдёт речь.

Вот условие, вопрос,

Схему начертили.

Время много не затрачу

На решение задачи.

-Найдём задачу №253.(Дети вслух читают задачу, соотносят её со схемами, выбирают подходящую).

Прохожу, смотрю, какие схемы выбрали, обсуждаем).

-Решение запишите самостоятельно.(фронтальное обсуждение).

Задача 2.

На доске:

а). Вставьте пропущенные в тексте задачи числа, используя её решение: 1) 20+6=26(б.)

2) 20+26=46(б.)

На завтрак школьники съели … булочек, а в обед – на … булочек ……. . Сколько всего булочек съели школьники?

б). Нарисуй схему, соответствующую данной задаче.

7) Домашнее задание (разбор):

С. 91 № 257.

8) Итог урока:

-Какой способ работает при сложении двузначных чисел с переходом в другой разряд?

-Чему ещё учились на уроке?

-Настроение не ухудшилось? Я тоже довольна вашей работой и думаю, что за работу можно поставить хорошие оценки. (Выставляю оценки).

Спасибо за урок! Урок окончен!

Самоанализ урока

Считаю, что урок получился результативным. Все дети справились с предложенными заданиями и упражнениями.

Наблюдение за сложением двузначных чисел с переходом в другой разряд был организован целенаправленно: самостоятельно найти принцип, способ сложения этих чисел. Этот способ не даю в готовом виде, стремлюсь,чтобы дети сами пришли к нему через наблюдения, благодаря имеющимся знаниям, через практическую работу и самостоятельно сделали вывод, обобщение.

Положительные результаты урока обеспечили чередование видов учебной деятельности, которую выполняет ученик: устные упражнения, наблюдения, фронтальное наблюдение, физминутка, самостоятельная работа в тетрадях, работа с калькулятором, физминутка, фронтальное обсуждение. Они имеют частично- поисковое, творческое направление. Считаю, что все учебные задания способствуют достижению целей урока.

Одной из основных целей урока является формирование приёмов умственной деятельности. С этой целью предлагаю задания на дополнение числового ряда по правилу, составление выражений по правилу. Аналитико- синтетические умения, умения обобщать формируются при решении задач. Творческий подход к решению задач- один из способов развития логического мышления, абстрагирования. Дети стараются грамотно пользоваться математической терминологией.

На уроке были использованы разные формы организации труда: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Физминутки проводились с различной целью: для снятия статического напряжения- в середине урока, для снятия нагрузки на зрение- в конце урока.

Время на уроке распределено рационально. Доброжелательность, доверительное сотрудничество, готовность помочь друг другу способствовали активизации умственной деятельности.

Считаю, что урок носит развивающий характер.

Во- первых, развиваю мыслительные операции;

Во-вторых, все задания носят творческий характер, дети сами приходят к выводу;

В- третьих, использую проблемный и частично- поисковый метод;

В- четвёртых, характер взаимоотношений между учителем и учеником- сотрудничество.






See also:
Яндекс.Метрика