Урок математики на тему Плоские и объёмные фигуры


Плоские и объемные фигуры. 2-й класс

Тема

Класс

Учитель

“Плоские и объёмные фигуры”

2 класс по ОС “Школа 2100”, учебник Т.Е. Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких “Математика”

Чижмакова Марина Валерьевна

Цели

1. Познакомить детей с объёмными телами и их принципиальным отличием от плоских фигур (число измерений) на уровне ощущений.

2. Продолжить работу по классификации плоских фигур по различным основаниям.

3. Познакомить детей с названиями объёмных фигур.

4. Развивать умение решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.

Формировать УУД:

умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД);

– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД);

– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Оборудование:

Учебник, тетрадь;

Наборы объёмных фигур на каждой парте;

Наборы плоских геометрических фигур на каждой парте;

Задание для работы в парах;

Набор из 4 кружков для самооценки.

Мультимедийный проектор.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение к деятельности

1) – Как называется место, в котором мы живём?

– Сегодня на уроке математики мы отправляемся с вами в путешествие по городу. На доске иллюстрация города.

 

– Чтобы в городе был порядок, у каждого дома есть свой номер, но чтобы узнать номера домов нужно выполнить задание:

Слайд № 2

2) Учитель предлагает детям записать полученные числа в тетрадь и задаёт вопросы:

– Что можно сказать про эти числа, дайте характеристику?

– Как вы думаете, а какие номера должны быть у следующих трёх домов?

– А можно ли продолжить этот ряд чисел?

Дети отвечают, что мы живём в городе и объясняют свой ответ.

Дети выполняют задание, определив закономерность получают следующие результаты:

Слайд № 2

Дети записывают: 11, 13, 15,

Дети отвечают, что это числа двузначные, нечётные.

Ребята называют: 17, 19, 21…

Ребята отвечают, что можно и объясняют, почему ставим многоточие (т.к. ряд можно продолжить до бесконечности)

II. Актуализация знаний.

1)– Ребята, а вы заметили, что наш город необычный? Что в нём такого необычного, интересного?

– Какие геометрические фигуры вы видите?

Ребята отвечают, что город математический, состоит из геометрических фигур.

 

– Сколько четырёхугольников? (10)

– Сколько треугольников? (6)

– Сколько кругов?(3)

– Сколько всего фигур? (19)

Ребята отвечают, что они видят круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, пятиугольник.

 

III. Работа с геометрическими фигурами. (Создание проблемной ситуации)

1. – Посмотрите на фигуры на ваших партах. Все ли фигуры, возможно, разместить на нашем рисунке?

– Все ли фигуры удобно поместить на нашем рисунке?

– Какие фигуры трудно будет поместить на нашем рисунке? Почему?

2. Исходя из этого задания, на какие две группы можно разложить все фигуры?

– Почему в первую группу вы объединили именно эти фигуры, а во вторую группу эти фигуры? На экране: Слайд № 3.

Ребята выбирают различные фигуры, кто-то плоские, а кто-то объёмные, но путем примеров, приходят к выводу, что в данной ситуации лучше подойдут фигуры плоские.

Дети раскладывают фигуры на две группы, советуясь с соседом по парте.

IV. Открытие нового знания.

– Возьмите любую фигуру из первой группы. Положите на тетрадь и прижмите ладонью.

– Что произошло? Изменилась ли фигура? Почему так получилось?

– Положите на парту фигуру из другой группы.

– Можно ли прижать ладонью эту фигуру, не сломав её?

– Почему?

– У фигур из первой группы, есть какие измерения?

– А у фигур из второй группы есть длина, ширина и…высота. Т. е. Такие фигуры называют трёхмерными или объёмными.

– Так как назовём фигуры первой группы, второй группы? Слайд № 3.

Ребята кладут плоскую фигуру на тетрадь и прижимают ладонью. Делают вывод о том, что фигура не изменилась.

Дети пробуют проделать этот же опыт и с объёмной фигурой, но понимают, что это невозможно.

Дети делают вывод о том, что у фигуриз первой группы есть 2 меры: ширина и длина, а у фигур из второй группы есть не только длина, ширина, но ещё и высота.

Ребята дают названия группам: объёмные фигуры и плоские фигуры.

V. Постановка цели урока

– Что же на уроке для нас сегодня будет важным? Чему будет посвящён урок?

Дети ставят сами цель урока, что урок будет посвящён фигурам плоским и объёмным и их отличию.

VI. Знакомство с названиями объёмных фигур.

Работаем по учебнику: стр. 47 № 3.

Дети приводят примеры объёмных тел в жизни.

Ребята рассматривают иллюстрации и читают названия каждой объёмной фигуры: куб, параллелепипед, конус, цилиндр, шар и т.д.

VII. Первичное закрепление.

– Нам трудно было разместить на нашем рисунке объёмные фигуры, но в жизни они нам часто встречаются?

На слайде изображены предметы, которые встречаются в быту.

– Назовите предмет на рисунке. Этот предмет в виде какой объёмной фигуры?

Слайд № 4

Слайд № 5

– Что для вас сегодня было новым? С чем вы уже давно знакомы?

– Так чем же отличаются объёмные фигуры от плоских?

Ребята называют предмет и фигуру:

Коробка – параллелепипед

Ёлочный шарик – шар

Банка – цилиндр

Пирамидка детская – конус

Египетские пирамиды – пирамида.

Слайд № 4

Слайд № 5

Дети поясняют, что плоские фигуры имеют 2 измерения (длина и ширина), а объёмные – 3 измерения (длина, ширина, высота)

VIII. Физминутка.

 

 

IX. Составление и решение задачи.

– Посмотрите на доску. Составьте задачу по этой схеме.

– Всего 19 фигур.

– Каких фигур? (плоских)

– Чем отличаются плоские фигуры от объёмных?

Ребята составляют задачу и выполняют решение с объяснением у доски:

I способ:

1) 3 + 10 =13 (ф) – столько четырёхугольников и кругов вместе.

2) 19 – 13 = 6 (ф.) – столько треугольников.

19 – (3 + 10) = 6 (ф)

II способ:

19 – 3 = 16 (ф) – столько четырёхугольников и треугольников.

16 – 10 = 6 (ф) – столько треугольников.

19 – 3 – 10 = 6 (ф)

Можно, если позволяет время ещё 1 способ.

X. Задания в группах и парах.

Набираю две небольшие группы. Даю задания:

Первая группа ищет в классе предметы, демонстрирующие плоские фигуры, вторая группа ищет в классе предметы объёмные по своей форме.

Оставшаяся половина класса за партами в парах выполняют задания на листках: Из всех фигур раскрась только объёмные.

Слайд № 6

Ребята первых двух групп ходят по классу и ищут предметы плоских и объёмных форм, затем рассказывают с какие плоскиеи объёмные тела встречаются в кабинете .

Ребята второй группы, совещаясь друг с другом раскрашивают только объёмные фигуры.

Ребята проверяют свою работу и называют фигуры: параллелепипед, куб, цилиндр, конус.

Слайд № 6

XI. Закрепление.

– Вот такое у нас получилось путешествие по геометрическому городу. Вам понравилось путешествие?

А сейчас мы попадём в город настоящий. Как называется город в котором мы живём?

А на улицах нашего города встречаем ли мы объёмные тела? (детям предлагаются слайды с зарисовками нашего города) Слайд № 7.

И т.д.

Наш город красивый! Вы любите свой город? Что бы вы сделали для города?

Ребята рассматривают фотографии города и называют предметы объёмных форм, также называют какую объёмную фигуру представляет этот предмет.

Например:

Здания – куб, параллелепипед;

Крыши – пирамиды,

Колонны – цилиндр и т.д.

XII. Создание города.

“Возвращение к началу”:

– Посмотрите, ребята, на наш геометрический город, чем он отличается от настоящего?

– А можем ли мы с вами создать свой такой же объёмный город? ( у детей на партах с начала урока лежат наборы объёмных фигур из цветной бумаги (кубы, пирамиды, цилиндры)

– Мы получили объёмный город благодаря чему?

– С какими фигурами удобнее работать, а с какими интереснее?

Ребята отвечают, что настоящий город объёмный…

Ребята берут свои фигуры (на всех фигурах на одной из граней наклеен двусторонний скотч и детям только остаётся отклеить верхний слой и наклеить свою фигуру) и приклеивают их на плоскость (заготовленную заранее)

Благодаря объёмным фигурам мы можем выполнять многие работы.

Дети объясняют, что с плоскими фигурами удобнее работать, потому что легко сложить, переносить и т.д.

Но с объёмными интереснее…

XIII. Рефлексия.

– А теперь, ребята, оцените себя. У вас на парте лежат 4 кружка. Всё ли вы запомнили, всё ли вам понятно? Покажите с помощью кружка, как вы оцениваете свои знания?

Слайд № 8.

Ребята показывают при помощи одного или даже двух кружков оценку своим знаниям.






See also:
Яндекс.Метрика