Урок математики Доли с презентацией


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района РТ

Открытый урок математике на тему:

«Доли».

Подготовила: учитель начальных классов

II квалификационной категории

Фалахова Лилия Нуретдиновна

Кукмор, 2011г.

Открытый урок математики в 3 классе по теме «Доли» с использованием ИКТ

Понятие не даётся учащимся в готовом виде – дети должны пережить в личном опыте, осмыслить логику его введения.

Цели:

Дидактическая:

-Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур.

-Познакомиться с понятием «доля», с образованием долей.

-Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.

-Работать над расширением математического кругозора.

Воспитательная:

-Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

-Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание.

Развивающая:

-Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений, развитие слуховой и зрительной памяти. Коррекция: логики мышления.

-Развитие речи, внимание, мышление, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал: яблоко, мандарины.

Для учащихся: цветные карандаши, линейки, полоска бумаги у каждого ученика, геометрический материал: прямоугольник, квадрат, круг; учебник М.И. Моро «Математика».

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Выполняемые задания

Комментарии

1.Орг. момент

Создадим хорошее настроение.

— Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Улыбнитесь друг другу, садитесь!

– Руки?

– На месте.

– Ноги?

– Локти?

– У края.

– Спина?

– Прямая.

2.Актуализация знаний

На доске запись:

27 : 3 > 9 24 : 4 > 8

28 : 8 = 4 20 : 4 < 5

14 : 1 = 14 21 : 7 = 3

— Прочитайте записи. Найдите неверные. Исправьте ошибки.

— Назовите натуральные числа, получившиеся в значении выражений.

— Чем отличаются данные выражения друг от друга? — На какие две группы можно разбить данные выражения?

— Какое действие с числами выполняли?

Учитель ответы фиксирует на доске.

3. Сообщение темы и целей урока.

— Вы делили числа, а животные в лесу делили апельсин.

— На какие равные части делили целый апельсин? (на дольки)

— Кто знает, что это такое?

— Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

— Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.

— В математике такие равные части от целого называются доли.

— Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли?

— Значит тема нашего урока …

— Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что поучилось.

— Как распилили бревно бобры?

— Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т.к. части у бревна не равны.)

А

В

— Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.)

— Молодцы!

-Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж? Какую долю бревна взял бобер?

— Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?

— Значит, какая цель стоит перед нами?

Презентация «Мы делили апельсин»

Вернуться в начало презентации 1. (дольки)

«Доли» — (появляется слайд в презентации 1 и табличка на доске).

Варианты записи фиксируются на доске:

1:5;

рядом с записью появляется знак ?

-научиться записывать доли и читать их (записать на доске).

4.«Открытие» нового знания. Из истории дробей.

— Давайте разберёмся с этим вопросом.

А) — Показываю яблоко. Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?

Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.

— А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей.

— Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?

— Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Яблоко разрезаю на 2 равные части.

— Что сделали с яблоком?

— Как разрезала? (Пополам.)

— Как сказать по другому? (На две равные части.)

— Как по-другому назвать равные части? (Доли.)

— На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

— Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)

Б) – А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.)

— Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.)

— Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

На доске дети видят следующую запись:

— Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)

1 1

2 4

1 1

2 4

— Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

— Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта — и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

— Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)

— А число над чертой? (Мнения детей.)

Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть.

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

Вывод:

— Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

— В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

-Красным мелом выделяется одна вторая от целого.

делили

показать на запись с актуализации

новый вид чисел.

ВЗ: Кому первому я дам яблоко и почему? (первой даете яблоко маме, потому что она старше и она женщина, затем — папе – он старше, а последнюю часть вы возьмете себе, потому, что тот, кто угощает кого-то, берёт самый последний)

5. Первичное закрепление.

— Смогли ли мы с вами точно ответить на вопрос?

-Вернёмся к презентации.

— Сколько было апельсинов?

— На сколько равных частей разделили апельсин?- Какая доля апельсина досталась ежу?

— Что мы делали с апельсином?

— да

Вернуться в начало презентации 1 «Мы делили апельсин»

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Дружно встали – 1, 2, 3!

Мы теперь все молодцы!

А теперь пришла пора –

Разомнется детвора.

Комплекс упражнений для глаз, для снятия утомления с мышц туловища

6. «Открытие» нового знания. Практическая работа с геометрическим материалом.

— Сейчас мы вместе выполним такую работу.

А) — Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.)

— Какие это части? (равные)

— Получили … (½).

— Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей?

— А теперь, закрасьте, синим карандашом 1 часть. Как можно назвать эту часть? (одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну)

— А как записать? (¼)

— Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.)

— Как прочитать эту запись? (Одна четвертая).

— Сколько четвертых долей в половине?

— Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.)

— Как это записать? (½ > ¼)

Б) — У вас на партах лежат полоски бумаги. — Согните её на три части, а потом пополам.

-Разверните.

— На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)?

— Закрасьте одну такую долю полоски.

— Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили?

— Другую полоску разделите на три равные части. Получили … (⅓).

— Какая доля больше, ⅓ или 1/6? (⅓). Проверьте накладыванием.

Алгоритм обозначения долей.

Сравнение долей. Вывод: ½ > ¼

7.Закрепление пройденного. Работа с учебником.

— На сколько долей вы разделили свою полоску?

— Как записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите на закрашенной части полоски.

— Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 4.

Аналогично с другой полоской.

Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть.

— Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.)

— А как записать?

— Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)

— Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n?

— Как эта запись читается?

— Так, что же такое “доли”?

— Приведите свои примеры долей

Закрепим полученные выводы. стр. 80, № 1,2. обвести долю

4записали, (один человек у доски)

целое разделили на 4 равные части и одну из них закрасили (если дети не смогли ответить, вернуться к модели)

учебник с. 80

— убираем знак ?

8.Работа в группе с демонстрационным материалом

Задание на сообразительность: Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза.

— Какую часть торта взяла Муха-Цокотуха?

— Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа?

— Теперь нам надо разделить «торт» между собой, который вы сделали на уроке технологии. На сколько частей будете делить торт. Какие части должны быть? (равные части). Как нам это сделать?

— Какая доля торта досталась каждому?

Презентация «Доли»

Показывается на слайде, затем выдаётся модель торта.

9.Самостоятельная работа. Самооценка

Стр. 81 № 3. На доске верное решение.

— У кого такие же результаты?

— У кого 1-2 ошибки? В чём и почему?

— Кто не справился с заданием?

Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку.

На доске верное решение

молодцы

я думаю, что сейчас мы разберёмся с вашими ошибками. Таких нет

Самоконтроль и самооценка

10.Итог урока. Рефлексия.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика