Урок математики Для чего нужны скобки в математике


Для чего нужны скобки в математике?

2-й класс

На уроке ознакомления с новым материалом дети должны не просто получить готовые знания, а вывести их самостоятельно, выполняя определенные действия. И чем больше таких практических действий будет совершено, тем лучше ученики усвоят новое правило.

Тема. «Выражение со скобкой».

Цели. Закреплять вычислительные навыки в пределах 20; познакомить с постановкой скобок в примерах в несколько действий, их ролью, с порядком выполнения действий в таких примерах; показать новую запись решения задачи путем составления выражения; развивать наблюдательность, логическое мышление.

Оборудование. Карточки с примерами в несколько действий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Устный счет

На доске:

Учитель. Первый вариант собирает верхнюю дорожку (от 8 до до знака вопроса), а второй вариант – нижнюю. Победит тот, кто раньше других определит число, спрятавшееся под вопросом.

Дети выполняют вычисления.

– Поздравьте победителя!А теперь откройте тетради и запишите сегодняшнее число.Сегодня 21-е число. Охарактеризуйте его.

Дети. В числе 21 – два десятка, одна единица. Оно нечетное, двузначное. В его записи использованы две разные цифры.

У. Какие 2 двузначных числа надо сложить, чтобы получить 21?Какие 3 однозначных числа надо сложить, чтобы получить 21?Какие 2 однозначных числа надо умножить, чтобы получить 21?

Выслушиваются ответы детей.

III. Сообщение темы урока

У. Чтобы узнать тему нашего урока, вам надо расшифровать запись на доске.

На доске:

шифр

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

18

в

е

о

н

б

а

я

и

ы

к

ж

с

р

м

12 – 85 + 77 + 94 + 57 + 72 + 311 – 416 – 518 – 8

7 + 812 – 6

6 + 919 – 614 – 817 – 910 + 318 – 913 + 57 + 4

Дети производят вычисления, пользуются шифром и читают тему урока.

– Что у вас получилось?

Д. Выражения со скобками.

У. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: Что такое «скобка»? Какую роль играют скобки в выражениях?

IV. Чистописание

У. На минутке чистописания мы потренируемся правильно записывать разные виды математических скобок.Скобка – знак препинания или математический знак в виде отвесной черты (закругленной, фигурной, квадратной, прямой наклонной).

На доске:

( )

{ }

[ ]

/ /

Учитель показывает правильную запись скобок на доске, дети изображают их в тетрадях.

V. Знакомство с новым материалом

У. Сравните записи на доске.

На доске:

5 + 2 + 1(5 + 1) + 2

5 + 1 + 25 + (1 + 2)

– Чем похожи и чем отличаются выражения?

Дети отвечают.

– Как их прочитать? Как вычислять?

Д. Если скобок нет, вычисляем, начиная слева направо.

У. Рассмотрите равенство.

На доске:

5 + 2 + 1 = (5 + 2) + 1

– Чем похожа левая часть равенства на правую? Чем отличается?

Д. Слагаемые те же, но введены скобки.

На доске:

(5 + 2) + 1 = 5 + (2 + 1)

У. А теперь?

Д. Слагаемые те же, в левой части скобки объединяют первые два слагаемых, а в правой – два последних.

У. Изменится ли порядок действий?

Д. Да, наличие скобок указывает на порядок действий.

У. В каком порядке нужно выполнять действия в левом выражении? А в правом?

Дети отвечают.

– Как можно объяснить числа в сумме?

Д. Можно складывать любые два соседних слагаемых, а затем прибавлять к ним третье слагаемое.

У. Как бы вы могли найти результат в следующем выражении?

На доске:

7 + 1 + 3 + 4

Дети выходят к доске и записывают варианты решений.

На доске:

(7 + 1) + 3 + 47 + (1 + 3) + 4(7 + 1 + 3) + 47 + (1 + 3 + 4)7 + 1 + (3 + 4)(7 + 1) + (3 + 4)

У. А с разностью посложнее!

На доске:

(9 – 1) – (5 – 3) = 69 – 1 – (5 – 3) = 6(9 – 1 – 5) – 3 = 0

– Не попадитесь в ловушку! Можно ли в выражениях, где есть разность, ставить скобки так же свободно, как с суммами?

Д. Нельзя.

У. Почему?

Д. Нужно обращать внимание на то, чтобы можно было выполнить действие вычитания, то есть уменьшаемое должно быть больше вычитаемого.

У. Какое действие главнее: сложение или вычитание?

Д. Оба они равноправны.

У. Расставьте порядок действий.

На доске:

У. Что нужно помнить при решении выражений со скобками?

Д. Сначала выполняют действия в скобках, а потом за скобками.

– Расставьте порядок действий.

На доске:

Работа выполняется коллективно с комментированием.

– А теперь запишите выражения в тетрадь и самостоятельно укажите порядок действий.

На доске:

3 + (6 – 2) =(3 + 6) – 2 =

8 – (1 + 4) =(8 – 1) + 4 =

Дети выполняют задание. Осуществляется проверка.

– Зависит ли результат выражения от порядка действий?

Д. Да.

У. Сделайте вывод.

Д. Если не знать порядка выполнения действий в примерах со скобками, можно решить примеры неправильно.

У. А теперь выполним задание по рядам. Вы получаете карточки с математическими выражениями. В них надо указать порядок действий. Так как вычисления в данной работе производить не надо, вместо чисел в выражениях записаны нули. Каждый из вас работает с одним примером, затем передает карточку сидящему сзади.

Учитель раздает карточки. После выполнения работы дети, сидящие в разных рядах, меняются карточками и проверяют работу своих соседей. Ошибки разбираются у доски.

0 – 0 + 0(0 + 0) – (0 – 0)0 – 0 + 0 – 00 – (0 – 0 + 0)0 + (0 – 0) – 0(0 – 0 + 0) + 0(0 – 0) + (0 – 0)

0 + 0 – 0(0 – 0) + (0 – 0)0 + (0 + 0 – 0)(0 – 0 + 0) – 0(0 + 0) – (0 + 0)(0 – 0) – (0 + 0)0 + 0 + 0 – 0

0 – (0 – 0)0 – 0 + 0 – 0(0 + 0) – (0 + 0)0 – (0 + 0 – 0)(0 – 0 + 0) – 00 – (0 – 0) + 0(0 + 0 – 0) + 0

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление нового материала

У. Предлагаю вам ответить на вопросы теста.

На доске:

1. В выражении 8 – 2 + 1 действия выполняются:

а) по порядку справа налево;б) по порядку слева направо;в) в любом порядке.

2. Отметьте, где правильно расставлен порядок выполнения действий:

Ответы: 1 – б); 2 – в) и б).

– А теперь мы будем учиться составлять и записывать математические выражения.

Один ученик работает у доски, пользуясь помощью учителя, остальные – в тетрадях.

К числу 10 прибавить разность чисел 17 и 9.

Из 12 вычесть сумму чисел 3 и 6.

Разность чисел 12 и 10 увеличить на 5.

К сумме чисел 8 и 3 прибавить разность чисел 14 и 6.

На доске:

10 + (17 – 9)(12 – 10) + 5

12 – (3 + 6)(8 + 3) + (14 – 6)

У. А еще скобки встречаются и в таких выражениях.

На доске:

х + ( – ) = 5

( + ) – а = 10

с – ( + ) = –

– Как называются такие выражения?

Д. Уравнения.

У. С решением уравнений со скобками вы будете знакомиться позднее.

VIII. Решение задач

У. Прочитайте задачу. Сделайте краткую запись и решите ее.

Иван Царевич и его братья выпускали стрелы. 3 стрелы упали на царский двор, 4 – на боярский, а 8 стрел улетели в неизвестном направлении. Сколько всего стрел выпустили Иван-царевич и его братья?

Два ученика работают на закрытых частях доски.

На доске:

Решение задачи проверяется.

– А хотите узнать новый способ записи решения задачи? Вы умеете решать задачи по действиям. Сегодня я познакомлю вас с решением задачи путем составления выражения. Поможете мне?

Составьте условие задачи по ее краткой записи.

На доске:

– Прочитайте только условие задачи! Какой вопрос можно задать?

Д. Сколько-то книг стояло на первой полке, сколько-то – на второй. Надо узнать, сколько книг на двух полках.

У. Чтобы найти, сколько всего книг на двух полках, что нужно знать?

Д. Сколько книг на первой и сколько на второй полках.

У. Какое действие для этого нужно выполнить?

Д. Сложение.

У. Ставим посередине строчки знак «+». Опускаем лист вниз, открывая данные о первой полке.– Сколько книг на первой полке, нам известно?

Д. Да, 7 книг.

У. Пишем число «7» слева от знака «+».

На доске:

7 +

Опускаем лист ниже, открываем данные о второй полке.– Сколько книг на второй полке, мы знаем?

Д. Нет.

У. Справа от знака «+» ставим скобки.

На доске:

7 + (        ) =

– Подумаем, как же найти количество книг на второй полке, если известно, что на этой полке на 4 книги меньше?

Д. Из 7 вычесть 4.

У. Это выражение и записываем в скобках.

На доске:

4 + (7 – 4) =

– Вот мы и записали решение задачи в виде одного выражения. Теперь нужно сосчитать, сколько получится книг.

На доске:

7 + (7 – 4) = 10 (кн.)

IХ. Итог урока

У. Что нового вы узнали на уроке? Для чего применяются скобки в математике?

Дети отвечают.

Х. Домашнее задание

1. Составить задачу и решить ее с помощью выражения.

2. Составить 5 математических выражений со скобками из 4–5 чисел для соседа, записать их на карточке.






See also:
Яндекс.Метрика