Урок математики для 1 класса Свойства вычитания


МОУ СОШ №12

с углубленным изучением отдельных предметов

«Центр образования»

Методическая разработка урока

Предмет: Математика Класс: 1

Тема: Свойства вычитания.

Тип урока: изучение нового материала.

Автор разработки:

Макеева Татьяна Владимировна

учитель начальных классов МОУ СОШ №12

высшая квалификационная категория

г. Серпухов

19.01.2011г.

Цель урока: познакомить детей со свойством вычитания одинаковых чисел.

Задачи: формировать умения вычитать одинаковые числа известными способами; совершенствовать навыки устного счета в пределах 10;

развивать мыслительные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

через игру развивать интерес к предмету;

воспитывать целеустремлённость через потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки у учащихся.

Оборудование:

для учителя:

компьютер;

мультимедийный проектор;

экран;

мультимедийная презентация;

чертеж ларца.

для учащихся:

карточки для индивидуальной работы;

сигнальные карточки с числами;

математические «кораблики»;

карточки с задачей;

карточки для дифференцированной работы;

прозрачная лента с числами.

Урок проводился по УМК «Начальная школа XXI века.

Мобилизующее начало урока.

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте их поприветствуем их. Ну что же, начнём урок.

Самоопределение к деятельности.

Звучит фрагмент музыки из м/фильма «Ну, погоди!»

— Ребята, вы узнали эту музыку? Из какого она мультфильма?

Правильно. Сегодня у нас в гостях снова наши герои – Волк и Заяц. Что это значит? (будет новая тема)

Слайд

— Посмотрите, а почему они в карнавальных костюмах? (ответы детей) Конечно, ещё свежи воспоминания о новогоднем празднике.

— А Волк с Зайцем хорошие друзья? Давайте сегодня на уроке попробуем подружить их – поставим их в большой хоровод вокруг новогодней ёлки.

Слайд

Ребята, а если мы поставим только Волка и Зайца, у нас получится большой хоровод? (нет)

Тогда давайте позовём в хоровод и других зверят, которые помогут подружить нам Волка и Зайца. Но появляться они будут только тогда, когда вы правильно выполните задания.

Вы готовы помочь Волку и Зайцу подружиться? Тогда сразу примемся за дело.

Актуализация знаний.

Устный счёт.

Индивидуальная работа по карточкам с самопроверкой.

Фронтальная работа.

— А сейчас посчитаем устно при помощи сигнальных карточек.

Арифметический диктант.

Какое число при счёте следует за числом 7? На сколько следующее число больше предыдущего?

Назовите соседей числа 1; 4; 6.

Назовите число, предшествующее числу 2. На сколько предшествующее число меньше предыдущего?

Какое число меньше 5 на 1?

Увеличьте 6 на 1.

Увеличьте 7 на 1, и ещё раз на 1.

Уменьшите 8 на 1.

Уменьшите 9 на 1, и ещё раз на 1.

Что происходит с числами при перемещении по числовому отрезку направо? налево?

Решение числового выражения.

Игра «День — ночь».

5 – 1 + 2 – 3 + 1 – 2 + 3 – 5 (0)

Повторение.

— Что вы знаете о числе 0? ( стоит самым первым в ряду однозначных чисел, не является натуральным, обозначает «ничто»).

Ну что же, вы справились с этими заданиями, и в нашем хороводе стало зверей больше.

Слайд

IV. Постановка проблемы.

Решение задачи

— Ребята, на новогоднем карнавале случаются разные истории: смешные, грустные, добрые… разные. А вот с Волком и Зайцем произошла такая история?

«Заяц повесил на ёлку 7 шариков. Волк разбил 7 шариков. Сколько шариков осталось на ёлке?»

— На что похожа эта история? (на задачу)

— Давайте решим эту задачу с помощью математических «корабликов».

(Повторяю задачу, дети решают с помощью фишек, карточкой показывают ответ).

— Как вы решили эту задачу?

Слайд (7-7=0)

Решение примеров.

— Прочитайте пример. Решите его с помощью фишек, покажите ответ: 5 – 5.

Аналогично 10 – 10 (всё на слайдах).

— С помощью чего мы проводили сейчас вычисления?( с помощью фишек)

3. Работа по учебнику.

с.13 №1

— Рассмотрите первый рисунок. При помощи чего выполнено вычитание в этом номере? (при помощи линейки) Объясните, как при помощи линейки из 4 вычли 4?

Аналогично 6 – 6 (все примеры выводятся на слайд)

4.Постановка проблемного вопроса.

— А если нужно вычесть 3 из 3, 8 из 8, 2 из 2, тоже получится 0? Как вы думаете?

5. Формулирование свойства вычитания.

— Мы заметили важное свойство вычитания. Какое? Кто-нибудь может его сформулировать?

Выслушав ответы детей, вместе чётко формулируем вывод

6. Закрепление.

— Найдите в учебнике на с.13 №4. Используя наш вывод давайте закончим предложение (2-3 человека).

— В нашем хороводе появляется ещё один герой.

V. Физминутка.

VI. Первичное закрепление.

Работа в тетради на печатной основе.

с.12 № 1

Два человека работают с комментированием у доски.

— Молодцы, в хороводе ещё на одного героя стало больше.

VII. Включение нового знания в систему знаний и развитие умений.

Решение задачи.(у учеников карточки)

«У Волка в новогоднем подарке было 15 конфет. Он все конфеты достал и съел. Сколько конфет у него осталось?»

Чтение задачи (хорошо читающий ученик; учитель)

Анализ.

— Что известно в задаче? Что нужно узнать? Какие числа нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (сколько было; сколько съели)

— Сколько было мы знаем: 15 конфет. А сколько конфет съел Волк? Откуда взять это число?

— Прочитайте ещё раз условие задачи. Кто догадался?

— Как бы вы решили задачу с помощью фишек, расскажите. («кораблики»; все на партах, 1 у доски)

— Как записать решение задачи?

— Запишем в карточке решение задачи и краткий ответ. (один у доски)

— Хорошо! В нашем хороводе появляется ещё один герой.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(дифференцированная работа по карточкам)

— А сейчас необходимо применить наши знания в самостоятельной работе. Перед вами две карточки – красного и зелёного цвета. Если вы не совсем уверены в своих силах, решите примеры на зелёной карточке. Если вы твёрдо уверены в своих знаниях, выбирайте красную карточку и решайте в ней только примеры на вычитание.

Самопроверка по экрану.

— Каким свойством вычитания вы пользовались при решении этих примеров?

— В нашем хороводе появляется ещё один гость.

IX. Закрепление ранее изученного материала.

Работа с геометрическим материалом.

– Перед вами ларец с новогодним подарком, который получили звери на этом карнавале. Из каких геометрических фигур он состоит?

— Сосчитайте, сколько здесь треугольников. (8)

— Посмотрите, в хороводе появился ещё один герой.

2. Работа с числами (работа в парах).

— И нам осталось выполнить последнее задание. Возьмите прозрачную ленту с числами у вас на партах. Выберите и оставьте только те числа, которые можно вычесть из 7.

— Какие числа вы оставили? Объясните, почему.

— Какое число мы вычтем из 7 и у нас получится 0? Какое свойство вычитания мы здесь вспомнили?

— Смотрите, в наш хоровод становится ещё один герой.

— А теперь поставьте эти числа в порядке возрастания. Переверните полоску и узнайте, какую похвалу вы заслужили в конце урока. (Мо-лод-цы !)

X. Рефлексия деятельности.

— Ну вот, все наши герои собрались в большой хоровод. Я думаю, что с таким количеством друзей Волк и Заяц смогут подружиться между собой. И произошло это не без нашей помощи.

— Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Что для вас было трудно? Легко?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— Ну что же, пусть наши герой закружатся в хороводе дружбы, а мы споём им песню (дети исполняют 2-ой куплет песни «Новогодний карнавал»).

Прозвенел уже звонок,

И окончен наш урок. Всем спасибо!

Приложение 1.

Карточка 1.

У Волка в новогоднем подарке было 15 конфет. Он все конфеты достал и съел. Сколько конфет у него осталось?

Решение:

Ответ:

___________________________________________________________________

Карточка 2.

6 – 6 =

3 – 3 =

5 – 5 =

6 — 6 =

6 + 6 =

3 + 3 =

3 – 3 =

5 – 5 =

5 + 5 =

___________________________________________________________________

Карточка 3.

5

8

1

7

6

9

10

5

1

7

6

1

5

6

7

Мо

лод

цы

!






See also:
Яндекс.Метрика