Урок математики Число и цифра 0


Урок по математике для 1 класса. «Число и цифра 0«

Класс:                                              1 класс

Предмет:                                        Математика

Тип урока:                                      Урок изучения нового материала.

Используемые учебники и учебные пособия: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация.

Раздаточный материал: набор цифр, карточки, листок бумаги.

Тема: Число 0. Цифра 0 .

Цель: ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке, научить писать цифру 0;

Задачи:

образовательные:

создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль; для закрепления умения учащихся устанавливать отношения между числами, для развития умения писать изученные цифры;

развивающие:

развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции учащихся;

воспитательные:

способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;

здоровьесберегающие:

сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

Регулятивные:

фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

самостоятельно решать задачи, примеры, ребусы.

контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.

выполнять действия по образцу.

использовать знаково-символичные средства при решении задач математического характера и объяснение их.

задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Коммуникативные:

развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.

развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

осознание необходимости учения.

работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

работать над осознанием ответственности за общее дело.

учиться выражать свое мнение.

Цель ученика: буду узнавать про нуль, учиться его писать, решать с ним примеры, выражения

Ход урока:

I. Оргмомент

Ну-ка, проверь-ка, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке,Ручка, книжки и тетрадка?Тихо сели, посмотрели Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?

Приступая к работе, наметьте себе цель, над чем хотите поработать, потренироваться и какого результата достичь. Спланируйте какой огонек светофора зажжете в конце выполнения заданий.

Дети, посмотрите у нас сегодня на уроке очень много гостей. Издавна русские люди говорили: «Гости в дом – радость в дом».

На урок пришли наши любимые помощники- Смешарики. Что же сегодня они приготовили?

II. Актуализация знаний

1.Устный счёт.

Нюша предлагает поиграть в игру «Кто быстрее» (На доске перемешанный набор чисел от 1 до 10. Нужно расставить в порядке возрастания, начиная с 1.)

Покажите соседей числа 5. (4 и 6)

-Какое однозначное число больше 8? (9)

Назовите предыдущее число 7. (6)

Назовите самое маленькое нечётное число. (1)

2.Решение задач в стихотворной форме.

Ёжик предлагает решить задачи:

А)Три  яблока из садаЕжик притащил.Самое румяноеБелке подарил.С радостью подарокПолучила белка.Сосчитайте яблокиУ ежа в тарелке! (2)

Б) Таня выше Оли, но ниже Гали. Кто выше всех? (Галя, Таня, Оля)

3.Работа в парах по карточкам.

Игра «Сравни. Найди ошибку»

5 + 1= 6 3< 7

7-1=8(<) 5>8(<)

10-1=9 2+3<5(=)

Оцените себя с помощью светофоров.

Проверка.(слайд № )

III.Физминутка.

Отдыхаем с Барашем.

Мы считали и устали,Дружно мы все встали.Ручками похлопали, раз, два, три.Ножками потопали, раз, два, три .Сели, встали, встали, сели,И друг друга не задели.Мы немножко отдохнемИ опять считать начнем.

IV.Самоопределение к деятельности.

1.Постановка проблемы.

Совунья дала задание Крошу, но он не смог справиться с решением выражения и поэтому просит нас о помощи. Поможем?

43 1= 0

Сколько осталось? Давайте подумаем, как можно обозначить зрительно «нисколько», «ни одной»?

2.Постановка темы и цели урока детьми.

-Какая тема урока? Над чем будем работать?(Познакомимся с числом ноль и цифрой 0.)

-Как заменить слово «нисколько» в математике? Кто покажет это число?

— Как правильно говорить ноль или нуль?(Правильно и так, и так).

3.Изучение нового материала.

А)абота по электронному приложению к учебнику М.И. Моро.

Б)Работа по учебнику.

Откройте учебник с.70. Рассмотрите картинку со смородинкой . Какое из равенств приведенных справа, к ней подходит? (5 – 5 = 0)

-Как вы думаете, есть ли место числу ноль в нашем натуральном ряде чисел?(нет)- Давайте вспомним, что такое натуральное число? (Число, которое мы называем при счёте предметов.)- Положите 1 квадрат на стол, а теперь уберите его за спину. Посчитайте, есть ли у вас квадрат? (Нет)

— Можно теперь посчитать предметы? (Нет.)

— А значит и натуральным числом не является.

Посмотрите на наш ряд чисел.- Что больше 1 или 0? (ноль меньше одного, значит он меньше любого натурального числа.)

-Ряд чисел, который начинается с 0, называют числовым рядом.

-Где видели такой ряд? (на линейке)

V.Физкультминутка

Вы, наверное, устали?Ну, тогда все дружно встали.Ножками потопали,Ручками похлопали.Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),Влево тоже наклоняйся (4 наклона).Покружились, повертелисьИ на место все уселись.Глазки крепко закрываем,Дружно до пяти считаем.Открываем. ПоморгаемИ работать продолжаем.

VI. Закрепление изученного материала.

1.Работа в тетради с печатной основой.

.- Чем отличается печатное и письменное написание нуля?(на письме имеется наклон).

-Откройте тетрадь с.26. Прописываем цифру 0 и натуральный ряд чисел.

-Следующее задание выполняется с комментированием.

2.Пальчиковая гимнастика.

Бараш предлагает отдохнуть и выполнить гимнастику для пальчиков.

Рыбки Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, нырялиВ чистой тепленькой воде.То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

– Поменяйте местами цифры: 1,0 (01)– Когда звонят по такому номеру? (В случае пожара) – Кто знает, когда говорят?

Ноль без палочки (разг. шутл.) – о том, кто не имеет никакого влияния, значения.

С нуля начинать (разг.) – на пустом месте, когда ничего ещё нет.

Ноль внимания (разг.) – никакого внимания.

3.Работа по электронному приложению к учебнику М.И. Моро.

-Итак, мы выяснили, что цифра ноль обозначает пустое множество, то, чего нет.

4.Физминутка для глаз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.Совунья хочет вам рассказать что-то интересное. Послушайте.

Индийцы называли нуль суньей, что означало «пустой», и вначале обозначали точкой. В разных странах эту цифру ещё называли оном, потому что она была похожа на букву О.

Цифра вроде буквы О –Это ноль иль ничего.Круглый ноль такой хорошенький,Но не значит ничегошеньки!

— Вы так же думаете, что 0 не играет никакой роли? Зачем тогда он нужен?

— Зря многие думают, что ноль не играет никакой роли.-Послушайте одну историю.Сказал весёлый, круглый нольСоседке-единице:

Ноль:

С тобою рядышком позвольСтоять мне на странице.

Ведущий:

Она окинула егоСердитым, гордым взглядом:

Единица:

Ты, ноль, не стоишь ничего.Не стой со мною рядом.

Ведущий:

Ответил ноль.

Ноль.

Я признаю,Что ничего не стою,Но можешь стать ты десятью,Коль буду я с тобою.Так одинока ты сейчас, Мала и худощава,Но будешь больше в десять раз, Когда я стану справа.

(Встаёт справа от единицы.)

Напрасно думают, что нольИграет маленькую роль.

-Какие знаете вы числа, образованные с помощью 0? (10,20,30,100,1000)

-Во многих странах мира особый знак в центре столицы, символизирующий начальную точку отсчёта дорожных расстояний – это нулевой километр.

— А в городе Будапеште (Венгрия )есть даже памятник числу ноль и выглядит он вот так.

VII. Итог урока.

-С каким числом познакомились на уроке?

-Скажите, чего у нас в классе 0.

-Что показалось наиболее интересным?

VIII.. Рефлексия. Оцените свою работу с помощью «Светофора»

Кому на уроке было комфортно, предлагаю похвалить себя любым доступным способом. Тем ребятам, кто чувствовал себя неуверенно, нужно немного поупражняться и поставить цели на следующий урок.

Спасибо нашим помощникам- Смешарикам. Они помогли узнать новое.

-Урок окончен.






See also:
Яндекс.Метрика