урок литературы в 5 классеБасня как жанр баснописцы ИА Крылов и АВЛужанин


Тема: «Чудесный мир басен» («Басня как жанр. Русский баснописец И.А. Крылов и удмуртский баснописец А.В.Лужанин»).

Цель урока: ввести детей в чудесный мир русских и удмуртских басен, заинтересовать творчеством баснописцев.

Задачи:

— развивать умения и навыки выразительного чтения басен, творческих способностей, познавательного интереса учащихся,

— обучить началам сопоставительного анализа произведений двух авторов

-воспитывать уважительное отношение к творчеству русских и удмуртских писателей.

Оборудование: портреты баснописцев И. А.Крылова, А. Лужанина; выставка книг, ларец с предметами, связанными с баснями.

Ход урока:

Оргмомент ( приветствие, настрой к работе).

У меня в руках ларец, и он не пустой. Давайте посмотрим, что здесь лежит. (очки, зеркало, виноград, желудь, лебедь, щука, сыр, обезьяна, козел, свинья).

Как вы думаете, как эти вещи можно связать с уроком и с этим портретом? (Ответы детей)

Значит, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей)

Тема нашего урока «Чудесный мир басен» (запись в тетрадях)

Что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)

Что вы знаете о Крылове? (Ответы детей)

Слово учителя: Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери. Учение давалось Крылову легко. Особенно были заметны с детства разнообразные способности Ивана Андреевича. После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью.

Из-за нехватки денег Крылов работал у Львовых, а платой за труд стала учеба. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына.

В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.

В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербу В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.

В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.

Что такое басня? Давай сделаем кластер. (краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание…).

Слово учителя: Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, издавал журнал, но сильнее всего его талант проявился в баснях. И до Крылова писали басни, и писали не так плохо – Сумароков, Дмитриев, но Крылов писал басни лучше их. Он писал так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко запоминает фразы из его басен.

А знаете ли вы басни Крылова?

Игра «Найди пару».

1

Ты все пела?

Это дело: Так поди же, попляши!

2

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

3

Недаром говорится,

что дело мастера боится.

4

Ты виноват уж тем,

Что хочется мне кушать

5

Из кожи лезут вон-

А возу все нет ходу.

6

Сыр выпал-

С ним была плутовка такова.

7

Я, ваш старинный сват и кум

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры.

8

И, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.

9

Кукушка хвалит петуха за то,

Что хвалит он кукушку.

Как думаете, кто изображен на портрете? Как он может быть связан с уроком? (ответы детей)

Хотите узнать, как зовут этого человека? Для этого нужно будет потрудиться. Ведь, как говорится в пословице, была бы охота- будет ладиться работа.

…мастера боится (дело)

Без … не выловишь и рыбку из пруда (труда)

Куй … ,пока горячо (железо)

Любишь кататься, люби и … возить (саночки)

Красна птица перьем, а человек … (ученьем)

Скучен день до вечера, … делать нечего (коли)

… и труд все перетрут (знание)

Ключевое слово – Лужанин. Кто он такой?

Слово учителя: Лужанин (Корепанов) Афанасий Васильевич – удмуртский поэт. Родился 12 января 1912 года в деревне Лужан Игринского района Удмуртии в крестьянской семье. В этом году будем отмечать столетие со дня рождения. Окончил Дебёсскую неполную среднюю школу. Отец, будучи грамотным, по вечерам устраивал громкие читки (обычно это была газета «Гудыри»), и поэтому о свежих новостях семья узнавала первой в деревне.

Учился в Глазовском педтехникуме, но вскоре умер отец, и будущий поэт вынужден был бросить учёбу. В дальнейшем учился на краткосрочных курсах по подготовке учителей для начальных классов в селе Якшур-Бодья, где начал писать первые заметки и статьи для газет. С 1931 года работал в редакциях газет «Удмурт коммуна» («Удмуртская коммуна») и «Трактор» (Дебесский район).

С 1933 года продолжал журналистскую работу в газетах «Егит большевик» («Молодой большевик»), «Ижевская правда», «Удмурт коммуна» и «Дась лу!» («Будь готов!»). Все свое свободное время А.В. Лужанин уделял творчеству. Работал во всех жанрах поэзии. Поэт прославлял родной край, жизнь, труд, писал о партии, Ленине, многие стихи посвятил любви.

Первый сборник стихов «Тулыс зор» («Весенний дождь») выпустил в 1939 году. Последующие книги: «Салют» (1944), «Зырдась сюлэм» («Пламенное сердце», 1946), «Кылбуръёс но басняос» («Стихотворения и басни», 1948), «Зускиос» («Гроздья», 1958) и «Бадяр но кыйбоды» («Клен и чертополох», 1962). В 1944 году написал поэму-сказку «Тырмостэм кион» («Жадный волк»), которую отдельной книгой выпустил в 1950 году. А. В. Лужанин вошел в историю удмуртской литературы как основоположник национальной басни. В переводе на русский язык стихи А. В. Лужанина вышли в 1954 году в Ижевске под названием «Весенний дождь».

За 35 лет творческой деятельности А. Лужанин опубликовал 9 сборников стихов на родном языке и два — на русском. В истории удмуртской литературы А. Лужанин — один из первых поэтов-сатириков.

-О чем еще писали Крылов и Лужанин? Давайте прочитаем их басни. (на партах басни Крылова и Лужанина).

«Свинья под Дубом». –Что в басне иносказательного?

-Какой описывает Крылов Свинью?

-Что такое невежество?(отсутствие знаний, некультурность).

Учы но парсь»(«Соловей и Свинья»).-Как можно охарактеризовать Свинью?

-Перед вами названия басен Крылова и Лужанина. Давайте сравним эти названия.

-Можно ли по названиям басен определить, о чем в них говорится?

«Стрекоза и Муравей» «Бочы но Шунды»(Жук и Солнце)

«Кукушка и петух» «Бадяр но Кыйбоды»(Клен и Чертополох)

«Мартышка и очки» «Сюмъе но Падыш»

«Лев и Комар»«Учы но Парсь» (Соловей и Свинья)

«Ворона и лисица»«Шырчик но Зольгыри» (Скворец и Воробей)

«Волк и ягненок»«Пужым но Ньылпу» (Сосна и Пихта)

-В баснях Крылова и Лужанина много общего: под видом животных они изображали людей. За этими лисицами, воронами, волками показывали они человеческие характеры, смеялись то зло, то мягко над недостатками людей.

Допишите предложение: в своих баснях поэты показывают, как …., ….., ……,…. -главное в жизни.(ум, честность, доброта, трудолюбие)

Как вы думаете, чем отличаются друг от друга басни Крылова и Лужанина?

(Своеобразием и самобытностью. У Крылова-это русские характеры, у Лужанина герои- удмурты. Лужанину удалось привнести в жанр самобытность национального склада характера и интонации. Крылов жил в 19 веке, а Лужанин- в 20веке)

Вывод по уроку.

Что нового сегодня узнали на уроке? (ответы детей).

Домашнее задание: выразительное чтение басен, иллюстрации.

Оценки.

Рефлексия. С каким настроением уходите с урока? (смайлики складывают в ларчик)

-Давайте в наш ларчик отправим настроение, закроем, а на следующем уроке откроем и с таким же хорошим настроением начнем урок. Спасибо за урок!






See also:
Яндекс.Метрика