Урок литературы в 4 классе по теме Серебрянное копытце Бажова


Урок литературного чтения в 4-м классе. П.П. Бажов. «Серебряное копытце»

Учителя начальных классов Яковлевой Екатерины Сергеевны

Задачи:

1.продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”;

2.совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;

3.воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование:

•учебник “Родная речь” (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),

•портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,

•компьютер,

•ММ проектор,

•экран,

•диск,

•исследовательская работа: “Олени”.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

ИНСЦЕНИРОВКА ВСТРЕЧИ КОКОВАНИ И ДАРЕНКИ .

Б) составить рассказ о Серебряном Копытце.( выборочный пересказ)

Задание на карточке.

Впиши нужные слова.

Козлик этот __________________. У него на правой ______________ передней ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .

В) — Дома вы перечитали сказ Бажова “Серебряное копытце”.

Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Тест по карточкам.

— Как звали отца Даренки?

А) Григорий

Б) Георгий

В) Гаврила

— На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) на левой передней

Б) на правой передней

В) на задней правой

— Кошка Муренка была

А) белая

Б) серая

В) бурая

— Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?

А) 1

Б) 2

В) 3

— На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета?

А) голубого

Б) розового

В) зеленого

Г) Беседа об оленях.

— Что же это за такой удивительный козлик, которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов? (рисунки)

— Что Кокованя рассказал Даше про козлика?

-А что говорил про рога Серебряного копытца?

А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.(изображения козлов и оленей)

Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили , что Серебряное копытце – олень, а не козлик. Найдите абзац, где Кокованя рассказывает Даше, что все козлы зимой сбрасывают рога, о Серебряное Копытце всегда с рожками. ( Ученик зачитывает со слов: “ Сдалека – то его не разглядишь…”

Это ещё одно доказательство того, что герой сказа – олень, ведь олени меняют рога. Видите, как интересно! )

Д) Исследовательская работа “Олени”.

3. Работа с текстом

А) Выборочное чтение.

— Рассмотри иллюстрации к тексту.

Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.

— Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.

Б) Обобщающая беседа после чтения.

— Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?

Уральские рабочие добывали в горах драгоценные камни. А искусные мастера делали из них украшения, шкатулки, другие предметы удивительной красоты. (см. Приложение 1)

— Какие они были по характеру?

Г) Задание на карточке.

Какие по характеру были Кокованя и Дарёнка. Подчеркни.

Добрые, трудолюбивые, весёлые, заботливые, мудрые, ласковые, серьёзные, бескорыстные, дружные.

— Вспомните, какой была старуха в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.

(жадной, алчной)

— Мог ли козлик показаться такой старухе?

— А кому из девочек – героинь сказки Одоевского “Мороз Иванович” мог бы показаться козлик Серебряное копытце? Почему? Объясните.( целую горсть серебряных пяточков, на память бриллиант косыночку закалывать).

Д) Далее выполняем задание. (запись на доске)

О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

А) Человек должен любить животных.

Б) Очень важно быть скромным.

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

Е) Физкультминутка.( под музыку “Лесной олень”)

— Пусть быстрая оленья упряжка помчит нас в тундру, упражнение “Олени”.

— Представьте себе, что вы олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми.

Посмотрите: мы — олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени. (Дети выполняют прыжки)

4. Сравнение сказки и сказа.

А) беседа

— Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)

— Как они связаны в сказе? ( У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

— А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)

— Чем похожи сказка и сказ?

— Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?

( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)

Б) Работа с карточками.

Определи: чем отличаются друг сказка и сказ. Отметь отличия.

СказкаСказ

ВымыселОписание реальных событий с элементами сказки, вымысла

Сказочные герои и событияГлавная тема- жизнь и быт рабочих Урала

Сказочные предметыГлавные герои – рабочие, мастера, добытчики

Есть волшебные предметы

Есть сказочные герои и события

Рассказчик

Отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные.

Фольклорная первооснова.

Присутствие рассказчика – человека из народа.

Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

Волшебные герои — добрые или злые.

Нет рассказчика.

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

Не имеют реальной основы.

Подведение итогов.

— А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.

— Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?

( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)

5. Беседа о личности писателя.

Осенью 1889 года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: “Глядя, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!”

— Как вы поняли выражение “ потовая копейка”?

— Какой наказ дед дал внуку?

— Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов.

Объясните.

6. Итог урока.

— Какие качества людей привлекают автора?

— Кому открываться сокровища земли?

О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его — “штука долговековая” — осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

7. Домашнее задание.

Прочитать с.182- 193, рассказать понравившийся отрывок.

8. Рефлексия.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?

— Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного луга. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.






See also:
Яндекс.Метрика