Урок литературы 2 класс


Тема: ТОЧКА ЗРЕНИЯ. (2класс)

Цель: 1. Познакомить с понятиями РГ, РП, отличием между театром и литературой.

Познакомить с понятием «точка зрения», упражняться в видении мира с точки зрения разных вещей, предметов.

Развивать речь, фантазию детей.

Учитель: Харисова Татьяна Евгеньевна

I. 1. Оргмомент.

2. Сообщение цели.

На доске:

Вывод по уроку литературы 2 класс

Урок литературы в 2 классе

Водопад

Очаг с дверью

Вывод по уроку литературы 2 класс

Ручеёк

На доске перед вами потайная дверь, за которой был.

(новый театр, новая жизнь)

Вот и сегодня мы с вами откроем эту потайную дверь, узнаем для себя много нового и интересного, выясним секреты литературы. Побудем немного волшебниками, будем угадывать чужие мысли.

3. Отличие театра и литературы.

Но прежде, чем мы начнем, я хочу узнать, кто из вас смотрел сказку «Приключения Буратино»?.

Кем вы тогда были?(зрители)

За кем вы наблюдали?(за актерами)

Как называется человек, который написал произведение? (автор)

А как называется помещение, где мы, зрители, наблюдаем за актерами? (театр) Обобщение по схеме «театр».

А кто из вас читал сказку эту? Кем вы тогда были?

Если с актерами — театр, а если просто читаем -… (литература) Обобщение по схеме «Литература»

II. 1. Рассказчик — герой, рассказчик — повествователь.

Итак, мы открывает потайную дверь и отправляемся в волшебный мирлитературы.(музыка).

Давайте вспомним:Столяр Джузеппе Сизый нос…Полено как-то в дом принес.Он начал что-то мастерить,Полено стало…(говорить)

Вспомнить этот сюжет, я вам его зачитаю, а вы мне скажете, кто рассказывает эту историю.

Джузеппе опять взял.топорик и опять, — только ударил по полену…

-Ой, больно же, говорю! — завыл тоненький голосок.

«На этот раз Джузеппе испугался не на шутку, у него даже вспотели очки… Он осмотрел все углы в комнате, залез даже в очаг и, свернув голову, долго смотрел в трубку.

-Нет никого.

Немного успокоясь, Джузеппе взял полено, положил его на верстак и только повел стружку…

-Ой, ой, ой, слушайте, чего вы щиплитесь? — отчаянно запищал тоненький голосок.

Джузеппе уронил рубанок, попятился, попятился и сел прямо на пол: он догадался, что тоненький голосок шел изнутри полена…» (автор)

Итак, эту историю рассказывает автор. А он участвует в событиях?

(нет).

Когда историю рассказывает человек, не участвующий в событиях, который наблюдает со стороны — его называют РП. (схема).

А сейчас я вам этот же отрывок прочитаю от лица того, кто участвует в этой сцене.

Он — кто?(герой)

Итак, РГ говорит о себе Я. (схема).

Вы послушаете и подумаете, кто РГ и чьими глазами он смотрит на мир и почему?

«.. .Этот огромный ствол с ветками и корнями носил на себе разноцветные листья.

Он взял какую-то штуку с чем-то блестящим и острым на конце и ударил по мне.

-Ой, больно же, говорю! — я заскрипел. Ствол сильно испугался , у нег широко открылось большое дупло на вершине ствола, а два маленьких дупла быстро задвигались в разные стороны.

Он все осмотрел, даже заглянул в глубокую страшную нору и глянул наверх.

-Нет никого — заскрипел он.

Потом это чудовище положило меня на какую-то доску… и вдруг мне стало снова больно, он стал сдирать с меня кору.

Я не выдержал и заскрипел отчаянно изо всех сил.

-Ой, ой, ой, слушайте, чего вы щиплитесь?

Ствол уронил все со своих веток, попятился, попятился, распустил свои корни и раскидал их по полу. Видимо он догадался, что это скрипел я…»

Итак, кто здесь РГ?(полено)

А чьими глазами виден мир, предметы? Человека? (нет глазами полена)

Когда на мир смотрит предмер своими глазами, значит он выражает свою точку зрения. Здесь была точка зрения полена.

Почему? Как выглядел с точки зрения человек, топор?

2. Точка зрения дерева.

А откуда взялось полено, где оно раньше было?(на дереве)

Иллюстрация

Вот и настала ваша очередь, Волшебники, угадать о чем думает дерево в этой ситуации.

Дерево смотрит на мир нашими глазами? (нет своими).

Выясним с точки зрения дерева. Как назовет дерево птиц?

(пушистые комочки, листики, веточки, сучки)

Клюв?(гвоздик, сучок, веточка, шипы, шило и т.д)

Дерево: ему больно, страшно, неудомевает. Попробуем рассказать эту историю с точки зрения дерева.

3. Точка зрения облака.

Итак, наше дерево пожаловалось, и птички улетели и поднялись высоко в небо, а там…

Песня «Облака».

Зачем нужны облака?(дождь)

Работа волшебников продолжается. Теперь мы — облака. Смотрим на мир с точки зрения тучки.

Облако решило дать нам дождик, потому что…

Плачет, поливает с лейки, замочек расстегнуло.

Закрыли глаза (я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь) Кто уже готов?

4. Точка зрения воды. Разговор ручейка и водопада.

Тучки плачут, поливают нас, и их слезы попадают куда? (в реки)А поменьше если?(ручеек)

А если огромный ручей падает с высоты, то это… (водопад)

Наш водопад и ручеек попали под наше влияние и тоже стали волшебными, Они живые, как мы, однажды встретились и поспорили, а может быть просто побеседовали.

Но сначала выясним их характеры:

ВодопадРучеек

Большоймаленький

шумныйтихий

сильныйслабый

важныйдобрый

гордыйласковый

высокомерныйзвонкий

Старый (папа)Молодой (сын)

О чем они могут говорить? (старый учит, гордится, хвастается) Кто попробует рассказать диалог ручейка и водопада с их точки зрения?

III. 1. Вывод по уроку.

А)отличие театра и литературы.

Б) точка зрения (чья была на уроке), (полена, дерева, облака, воды)

За свою работу многие получили ключики. Они помогут вам дома снова открыть эту потайную дверь в секреты литературы.

2.Дома: вы напишете рассказ с точки зрения парты.

Подумайте, как она назовет своих соседей парт, учительский стол, как назовет вас, учеников.

Вы все по-разному относитесь к ним, пишете на листочках на них, что они чувствуют, думают?

Может быть о чем-то мечтают?

Только парта обязательно РГ, то есть говорит Я о себе.

3.Выявление лучших литераторов.

Вручение медалей.






See also:
Яндекс.Метрика