Урок литературного чтениявнеклассное для 2-3 класса


Тема урока: «Особенности образа Кота и Мышей в авторской сказке. Чтение с отношением». По сказке Н. Д. Телешова «Покровитель мышей». 2 класс.

Цели урока:

Развивать речь учащихся;

Развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;

Воспитывать честность, требовательность к себе и другим, формировать представление о таком качестве, как «лицемерие»;

Формировать общеучебное умение осознанного, правильного, выразительного чтения;

Формировать представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных;

Формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.

Ход урока

1.Организационный момент- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. И чтобы нам и гостям было интересно давайте возьмем с собой любознательность, дружелюбие, активность.

— С каким настроением вы пришли на урок? С помощью смайликов покажите свое настроение. Замечательно!

-Урок внеклассного чтения….

Видеозапись.

Внучка: Бабушка, расскажи мне сказку.

Бабушка: А какую хочешь сказку, внученька?

Внучка: А разве сказки бывают разные?

Бабушка: Есть сказки волшебные. Они все могут. Превратить девицу в лебедя, построить серебряный дворец.

Внучка: А еще какие сказки есть?

Бабушка: А еще есть сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.

Внучка: а есть еще сказки про зверей.

Бабушка: Правильно. Но в них нет волшебных превращений.

Внучка: Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой.

( на доске- выставка книг)

— Как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?( О сказках)

2. Актуализация знаний.

— А вы сказки любите? Какие? (Их любят и взрослые и дети)

А почему?

-А что за литературный жанр – сказка? (это художественное произведение в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит)

— А какие бывают сказки?(приведите примеры)

-Ребята, а кто сочиняет сказки?

-А как называются сказки, которые сочиняет народ? (Народные, Фольклорные)

-А как называются сказки, которые написали писатели? Каких писателей сказочников вы знаете?

Сказки

Бытовые Волшебные О животных

Предлагаю вам отправиться в особый волшебный мир. Закройте глазки.

Учитель: (Звучит музыкальная шкатулка)

О чем-то скрипит половица,

и детям опять не спится,

Присев на кровати подушки,

Уже навострили ушки..

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски..

Тихонько скрипит половица,

По комнатам ходят сказки»

— В каком мире мы оказались? Конечно в сказочном. О чем же мы будем сегодня говорить? О сказках и их героях.

Перед вами маленький текст. Прочитайте его про себя. Обратите внимание на выделенные слова. Я думаю, что вы знаете, что вертикальными палочками обозначены паузы при чтении художественного текста.

Кто желает прочитать стихотворение выразительно для всех?

( 2 ученика)

Знает каждый / такое животное,/

Что хозяином в доме слывет./

Спинку горбит, / живет беззаботно,/

И на солнышке /песню поет./

Хитрым глазом / проводит заманчиво,/

На сметанку косится с утра, /

Но порою / бывает обманчивой /

И ершистой / его доброта.

— О каком животном идет речь в стихотворении? Какие слова и выражения вам помогли догадаться? А как вы думаете главным героем сегодняшней сказки кто будет?

Какие сказки, где кот является главным героем, вы знаете?

3.Постановка учебной задачи. Первичное восприятие текста.

— Сегодня мы познакомимся с особенной сказкой о животных. Её автор Николай Дмитриевич Телешов. Это русский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей « Среда». В 20-е годы 20 века он занимается детской литературой, задумывает цикл «Легенды и сказки». С одной из них мы сегодня познакомимся.

— Прочтите название. « Кот покровитель ». Ребята, а кого мы называем ПОКРОВИТЕЛЕМ ? Кто может объяснить значение этого слова? Слово сложное. А когда мы сталкиваемся с незнакомыми словами, то обращаемся к толковому словарю.

ПОКРОВИТЕЛЬ – лицо, которое покровительствует, создает благоприятные условия для работы и отдыха.

4.Анализ сказки (1 части) и формирование умения выразительно читать.

В сказке сегодня мы встретим много новых для нас слов: как вы понимаете их значение?

Обходительный — внимательный, вежливый

Благочестивый- соблюдающий хорошие правила поведения

Монастырский двор- двор у монастыря

Грех – плохие мысли, недостойные поступки.

Благодетель- человек, который оказывает покровительство из милости, благо + делать

Читает учитель

Понравился ли вам отрывок из сказки, который вы прослушали? О чем вы узнали? Назовите главных героев сказки.

Каким вы увидели кота? Возьмите карандаш и прочтите про себя эту часть сказки, подчеркните слова, которые помогают нам охарактеризовать кота. Обсудите в парах. Выберите нужные характеристики.

Какими вы представили мышей?

— Поработайте в парах.

( дети обсуждают и заполняют таблицу)

Кот

Мыши

-Выступление детей( листочки вывешиваются на доске)

Кот:

умный, ласковый, обходительный, благочестивый, благодетель

ленивый (из описания)

« стар я и слаб, трудно мне теперь без помощников ходить..» кот сам о себе.

Покровитель мышей ( в переносном смысле)

Мыши

Трусливые, боятся врагов

Глупые, наивные

Угодливые.

( качества, которые называют дети вывешиваются на листах на доску)

ФИЗМИНУТКА

Вышли мышки

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два, три-четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

-Как вы думаете, почему сказка называется «Покровитель мышей »?

А почему кот согласился быть покровителем мышей? Выполнит ли он просьбу мышей? Почему? Посовещайтесь в малом содружестве , что произойдет дальше? (ученики предлагают свои версии) А какие мысли еще есть?

5.Словарная работа

— Прежде чем мы будем дальше читать, сказку обратите внимание на доску

Ласковый усердие

Обходительный батюшка

Благочестивый монастырский

Заступник

Старание исподтишка

Наперегонки взапуски

Чувствительный благодетель

— Какие слова вам не понятны? Найдите в первом столбике слово, близкое по значению к слову «покровитель».

— Найдите во втором столбике слово, близкое по значению слову «старание»

— каким словом из первого столбика можно заменить слово – взапуски? Опять обратимся к словарю.

6.Чтение продолжения сказки. Анализ сказки.

— А теперь послушаем продолжение сказки по ролям. Читают:

Слова автора-

Кот-

Мыши-

После чтения

— Ребятам, которые читали продолжение, удалось передать характер героев? Как они читали?

( выразительно, громко, с интонацией, без ошибок)

— Как в этой части раскрывается образ кота? Каким мы его увидели?

— Ребята, а по каким признакам, мышки искали себе покровителя? (по внешнему виду, по ласковому голосу)

А всегда ли внешние признаки совпадают с внутренним миром? На примере сказки видим, что – НЕТ! Вспомните сказку о глупом мышонке С.Я.Маршака. Вспомните момент когда он выбирал себе маму и чем все это закончилось.

— Что подкупило мышат? ( ласковый голос, внешний облик)

А бывает такое в жизни? Бывает.

— Ребята, а вам понравилась сказка?

— Похож ли кот из сказки на то, животное , о котором мы узнали из стихотворения? Какие слова помогают сопоставить эти образы?

Какова её главная мысль? Вернемся к названию. Выражена ли главная мысль в названии? В прямом или переносном смысле называет автор Кота покровителем мышей?

Что хотел сказать нам автор? ( автор с иронией – называет КОТА – покровителем, благодетелем)

Великий русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам – урок»

Какой урок вы извлекли из сказки? ( Шкатулка)

7.Чтение сказки по ролям.

8.Рефлексия.

С каким настроением вы вернулись из нашего короткого путешествия? Почему?

Запись песни « В мире много сказок…»

-Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. И на память о сегодняшнем дне я хочу подарить каждому из вас вот такие закладки. Сегодняшняя сказка очень редкая и незнакомая, но очень глубокая. И я надеюсь, что именно она поможет вам в жизни строить свои взаимоотношения с другими людьми.

Контрольно-измерительные материалы по теме: « Долго сказка сказывалась.. Авторская сказка Н. Д. Телешова.»

Задание 1.

Умение: определять жанр художественного произведения.

Как правильно назвать прочитанный тобой текст? Подчеркни правильный ответ.

— сказка; — стихотворение; — рассказ; — басня.

Задание 2.

Умение: умение определять тематику литературного произведения.

К какой теме можно отнести прочитанный тобой текст? Подчеркни правильный ответ.

— о животных; — бытовая: — волшебная.

Задание3 .

Запиши название знакомого тебе произведения, относящегося к тому же жанру и той же тематике.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Какие из этих произведений относятся к авторским сказкам, а какие к народным? Подчеркни авторские – синим, народные — красным карандашом.

« Лиса и волк», «Золушка», « Конек-горбунок», «Колобок», « Покровитель мышей», «Аленький цветочек», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Задание 5. Прочитав сказку Н. Д. Телешова, мнения учеников класса разделились. Девочки говорили, что сказка о добре и зле. Мальчики говорили, что сказка, о правде и лжи. Чью позицию поддержишь ты? Почему? Или ты думаешь иначе? О чем эта сказка? Какие проблемы в ней поднимает автор?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________






See also:
Яндекс.Метрика