Урок литературного чтения_3806


Урок литературного чтения.(3 класс)

Тема: Иван Андреевич Крылов «Ворона и лисица».

Цели: Познакомить учащихся с идейным содержанием басни. Расширять читательский кругозор детей;

Учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Работать над качествами чтения: сознательностью, беглостью, правильностью, выразительностью. Развивать логическое мышление, речь.

Обогащать словарь детей такими словами, как лесть, тщеславие, лицемерие, неискренность.

Воспитывать нравственные качества: искренность, честность, скромность.

Оборудование. Портрет Крылова, иллюстрации к басни , Родная речь 3класс, часть 1, М.: «Просвещение»,2008г, стр.137-139., оформленная доска.

Ход урока.

1.Организационный момент.

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

2.Проверка домашнего задания

Дети читают басню «Зеркало и обезьяна» в лицах.

3.Постановка цели урока.

-Прочитайте, что написано на доске, только справа налево (тренировка произвольного внимания):

ацисил и аноров

— Правильно, сегодня мы познакомимся ещё с одной басней Крылова- «Ворона и лисица».

4. Изучение нового материала

а) Тренировка навыка чтения, 5-ти минутная тренировка по слоговым таблицам.

б) Подготовка к восприятию текста. ( Беседа учителя с учащимися о животных с использованием картинок). Учитель показывает картинки, и дети говорят какая по характеру Лиса, Ворона.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с произведением баснописца Крылова.

-А кто такой баснописец? (ответы детей).

-А что такое басня? (ответы детей).

-Правильно. Это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.

-Ещё в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что хотел сказать нам своей басней И.А. Крылов.

— Посмотрите на портрет А.И. Крылова. Какой у него взгляд? ( добрый, задумчивый)

Действительно, глядя на этого человека, мы можем сказать, что он очень добрый, высокий лоб говорит о том , что он умный. Ещё с детства Иван Андреевич проявлял любовь к книгам, любил читать стихи. Великий баснописец написал около 200 басен.

в) Викторина.

На карточках написаны отрывки из басен, дети читают и определяют, что за басня.

-Какие пороки высмеиваются в этих баснях? (лень , легкомыслие, тщеславие, лживость, лицемерие, глупость, лесть и т.д.)

г) Обобщение.

— Действительно, в баснях Крылов высмеивал черты, которые характерны для человека это лень, лесть, тщеславие и т. д. И каждая басня учит тому, что не нужно быть такими.

В дальнейшем вы ещё не раз встретитесь с творчеством И.А. Крылова, а сегодня на уроке мы будем читать и разбирать одну из лучших басен «Ворона и лисица».

д) Первичное чтение басни. ( Учитель рассказывает наизусть с использованием наглядности).

— Послушайте и затем ответите, почему Лисе удалось забрать сыр у Вороны?

е) Первичная проверка понимания:

-Понравилась ли вам басня? Почему?

-Где вы громко смеялись?

-Почему басня называется «Ворона и Лисица?

-Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Потому что Лиса была коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым речам Лисицы.)

ё) Словарная работа.

Твердили – постоянно говорили.

Взгромоздясь на ель – уселась тяжело.

Плутовка – хитрая, выражено лукавство.

Пленил – поддаться чьему-нибудь очарованию.

Вещуньина – предсказатель.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление изученного.

а) Чтение басни учащимися с заданием.

-А сейчас возьмите карандаш и при чтении басни про себя, разделите на смысловые части.

б) Установление главной мысли содержания басни. Параллельно подготовка к выразительному чтению.

-О ком так говорится в басне? Хитрит, заискивает, льстит. ( о лисице)

-Как об этом говорит Крылов в басне? (вертит хвостом).

Смотрит не отрываясь – «глаз не сводит».

Очень громко – «во все горло».

Утратила способность здраво рассуждать — «вскружилась голова».

— Исчезла, скрылась – «была такова».

— Трудно стало дышать — «дыханье сперло».

-Опишите ворону по внешнему виду. Красива ли она была? (ответы детей).

— А что говорила лиса о ней, найдите эти слова в тексте. (Дети зачитывают.)

в) Чтение по частям и анализ. ( выразительно)

Г) Чтение по ролям. (2-3 варианта).

д) Обобщающая беседа.

— В чём заключается главная мысль этой басни ? (осуждает честолюбие. Ворона «пострадала» из-за своего стремления к почестям , славе, из-за любви к похвале.)

— Зачитайте, как об этом говорит автор в тексте.

е) Работа над пословицами.

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке медок, медок, а на сердце ледок.

У лести нет чести.

(Выявление смысла этих пословиц.)

7. Итог урока.

— С каким новым произведением И.А. Крылова мы познакомились?

-Какой совет нам дает Крылов?- Домашнее задание. Выучить наизусть басню.






See also:
Яндекс.Метрика