Урок литературного чтения_3802


МБОУ ООШ № 15

Конспект урока

по литературному чтению

4 класс

Тема урока:

«Кир Булычёв

«Путешествие Алисы»

Учитель: Федоренко Е.А.

Елец 2012

Тема урока: Кир Булычев. «Путешествие Алисы»

Цели урока:

познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева;

заинтересовать учащихся его произведениями;

прочитать отрывок из повести «Путешествие Алисы»;

отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

развивать познавательный интерес, память, смекалку,

прививать интерес к чтению фантастической литературы.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с кроссвордами, с индивидуальными заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Организационный момент. слайд 1

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда!

Ну, начнем урок тогда!

Сообщение темы и целей урока. слайд 2

— Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя-фантаста Кира Булычёва, вспомним ранее изученное произведение из раздела «Фантастика», познакомимся с девочкой Алисой, её друзьями, узнаем о её приключениях. Надеюсь, вы будете внимательны, активны на уроке, и вас заинтересует данное произведение. Итак, тема урока: Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Речевая разминка. слайд 3

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал —

Веселых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок.

(Е. Серова)

—Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

—Как вы поняли, о каком цветке говорится?

—Как автор представляет, каким образом сделали цветок?

—Что ей помогло в этом? (Фантазия.)

—Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две с удивлением, остальные — загадочно.

Проверка домашнего задания. слайд 4

1. Индивидуальная работа. Разгадать кроссворд.

2Э

е

л

3С

л

е

ы

4С

т

1

к

р

е

6Д

и

р

т

о

р

5м

у

с

о

р

е

г

а

б

т

М

о

ж

е

й

к

о

о

н

к

й

и

в

в

и

и

к

н

1. Фамилия профессора, создателя мальчика-робота.

2. Имя мальчика-робота

3. Фамилия настоящего мальчика, на которого был похож робот.

4. Его имя.

5. В каком месяце начались эти удивительные приключения?

6. Гостиница, в которой остановился профессор.

7. Фамилия автора произведения.

2. Фронтальная работа.

а) Прочитать отрывок, соответствующий рисунку.

б) Чтение синквейнов.

3. Проверка индивидуальной работы.

— Какое ключевое слово вы получили разгадав кроссворд? (Можейко)

Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

1. Рассказ учителя. слайд 5

Игорь Всеволодович Можейко – это настоящее имя Кира Булычёва. Он родился в Москве 18 октября 1934г. слайд 6

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго — заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие — геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия». Воображая себя исследователем, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что Можейко поступил в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну — Бирму…

Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными.

Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство».

Начались исследования, работа над монографиями. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.

И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой. слайд 7

Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр. слайд 8

     Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» — вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», — решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов. слайд 9

Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой — были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг.

Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…

При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. слайд 10Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё — защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».

Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. До своего юбилея он не дожил 1,5 месяца. слайд11

По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы, мультфильмы, поставлены спектакли.

2. Проверочная работа. Мини-тест по биографии писателя. слайд12

1. Настоящая фамилия Булычёва

а) Велтистов б) Можейко в) Громов

2. Игорь Всеволодович родился в

а) Москве б) Ельце в) Петербурге

3. Кем не хотел стать в детстве?

а) геологом б) математиком в) художником

3. Взаимопроверка.

Физкультминутка. слайд13

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре —

Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся)

Работа по теме урока.

1. Введение в тему. слайд 14

Знакомство с героями произведения (отрывок из мультфильма «Тайна третьей планеты»).

— Прочитайте название отрывка. слайд 15

2. Словарная работа.

а) объяснение трудных слов слайд 16

Барханы, ложбина, трюм, иллюминатор, кают-компания, зачаровано, отсек, огнемёт

б) чтение трудных слов по слогам. Хоровое чтение. слайд17

космокатер, разведкатер ,песчаные, серебристые, благозвучное,

3. Первичное чтение по цепочке.

1 часть с. 150 до слов «И в этот момент мы услышали тихое благозвучное пение».

— Где нашли растения?

— Как они выглядели?

-Что услышали герои?

2 часть с. 151 до слов «Вид у Зелёного был испуганный, и борода развевалась, словно от ветра».

— Кто такой Зелёный?

— Откуда доносилось пение? Что это предвещало?

3 часть с. 152 до слов «Один за другим кустики последовали за своим предводителем».

_ Что же испугало механика Зелёного?

— Как изменились кустики?

Как дальше развивались события, узнаем, продолжив чтение.

4 часть с. 154 до слов « … двинулись ко мне сомкнутым строем

— Как повели себя люди?

— Как повели себя растения?

Чем закончилась эта история, вы узнаете, дочитав текст до конца самостоятельно «жужжащим» чтением.

— Как удалось усмирить растения?

— Как Алиса догадалась, что им нужно?

— В чём фантастичность этой истории? Что близко к действительности?

Закрепление изученного.

1. Беседа

— От чьего имени ведётся рассказ? Назовите остальных героев рассказа.

— Что понравилось и запомнилось в рассказе? Какой момент показался забавным, волнующим, самым напряжённым?

2. Самостоятельная работа. Составление синквейна. слайд 18

Алиса.

Любопытная, сообразительная.

Летает, знакомится, познаёт.

Алиса исследует космическое пространство.

Фантазёрка.

3. Проверка самостоятельной работы. (учащиеся читают свои работы)

Подведение итогов урока.

1. Просмотр отрывка из мультфильма. слайд 19

2. Беседа.

— Механик Зелёный посчитал своё путешествие неудачным, а для Алисы оно было удачным – много новых впечатлений и друзей. А что вы думаете об уроке? Приобрели ли вы новые знания?

Захотелось ли прочитать другие истории о приключениях Алисы?

3. Комментирование и выставление оценок.

Домашнее задание. слайд20

Перечитать отрывок с. 150 — 156, составить синквейн, характеризующий одного из героев, или подготовить иллюстрацию к тексту.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика