Урок литературного чтения_3801


Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе.

Тема: «Фёдор Иванович Тютчев «Чародейкою Зимою»

Цели:

• Учить детей осознанно воспринимать содержание произведения; обогащать словарный запас;

• Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать монологическую речь, творчество и воображение, фантазию;

•Приобщать детей к миру поэзии, приучать слушать стихи, испытывать чувства радости и волнения при встрече с ними, пробуждать интерес к ним; обогащать личный опыт ребёнка авторским видением мира, учить детей замечать прекрасное в окружающем мире.

Оборудование: мультимедийный проектор, снежинки, портрет Ф.И.Тютчева, иллюстрации для оформления доски.

Ход урок.

I.Организационный момент.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

— Сегодня я вас приглашаю в зимнюю сказку. Мы будем внимательно читать стихотворения о зиме, познакомимся с творчеством известного русского поэта, с его произведением. Постараемся проанализировать это стихотворение и выразительно его прочитать. А ещё в нашем классе начнётся настоящий снегопад: за верные ответы на вашу парту будут опускаться снежинки. На уроке вам понадобится творческая фантазия, воображение, умение работать в парах.

II. Речевая разминка.

Наша задача произносить звуки чётко, читать целыми словами.

Скороговорка

Иней лёг на ветки ели,

Иглы за ночь побелели.

Прочитать шёпотом, хором, медленно, с ускорением, с удивлением, с восхищением, с грустью.

III. Проверка домашнего задания.

а) Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

— О каком времени года говорится в этой скороговорке? Какие чувства испытываете вы, когда слышите слово «зима»?

— Какие чувства испытали, читая стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»?

— Прочитайте стихотворение анизусть, постарайтесь передать своё настроение. (чтение стихотворения наизусть(2 ученика)

б) А.С.Пушкин, слово о поэте.

— Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине? (ответы детей)

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье офицера гвардии Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал.

Ученик 2. Воспитывался Саша французскими гувернёрами. Летние месяцы проводил в подмосковном селе Захарово у бабушки Марии Алексеевны. Свои первые стихотворения в детстве написал на французском языке. Его бабушка, послушав эти стихи его, сказала: «Ты же русский, москвич». Она же научила мальчика читать и писать на родном языке.

Ученик 3. Александр Сергеевич рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвушкой. За детьми ходила крепостная няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил. Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки. Это ей поэт посвятил стихи:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

IV. Сообщение темы и целей урока.

1. Создание ситуации успеха.

Игра ЦЕНТОН. Эта игра была популярна во времена Пушкина, и он её очень любил. Центон – это стихотворение, составленное из отрывков произведений какого-либо поэта. Разгадав центон, вы узнаете фамилию поэта, изображённого на портрете (портрет на доске). В центоне спрятано 3 стихотворения Пушкина о зиме. За правильно угаданное стихотворение мы будем убирать 1 снежинку.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Вихри снежные крутя,

то как зверь она завоет.

То заплачет как дитя.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

— Сегодня познакомимся с творчеством Фёдора Ивановича Тютчева, прочитаем его волшебное стихотворение «Чародейкою Зимою..». Выясним, как оно построено, постараемся понять, что хотел сказать читателям автор, какие приёмы ему в этом помогли, будем стараться передать при чтении своё настроение и отношение к стихотворению.

V. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя об авторе.

Учитель: Ребята, сегодня мы прочитаем стихотворение, которое написал Фёдор Иванович Тютчев. Поэт родился в 1803 году 5 декабря в усадьбе Овстуг Орловской губернии в культурной дворянской семье среднего достатка. Отец, Иван Николаевич Тютчев, был радушным, гостеприимным и добросердечным хозяином-помещиком. Мать, Екатерина Львовна (урождённая Толстая), была женщиной умной и впечатлительной.

Мальчик рано обнаружил способности к учению. Получил хорошее домашнее образование. Под влиянием своего учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация.

Стихи Тютчева проникнуты любовью к родной природе, очень красивые и мелодичные. Не случайно многие из них положены на музыку. Стихотворение, которое мы будем читать сегодня, написано 31 декабря 1852 года.

2. Прослушивание стихотворения.

Чародейкою Зимою │Околдован, ¦ лес стоит — ║ И ¦ под снежной бахромою, │

Неподвижною, │ немою, │ Чудной жизнью он блестит. ║ И стоит он, │ околдован, — ║ Не мертвец ¦ и не живой — ║ Сном волшебным очарован, ║

Весь опутан, │ весь окован │Легкой цепью пуховой… ║Солнце зимнее ли мещет │ На него свой луч косой — ║ В нем ¦ ничто не затрепещет, ║ Он весь вспыхнет ¦ и заблещет ║ Ослепительной красой. ║

3. Анализ впечатления.

-Понравилось ли стихотворение? Что понравилось?

— Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)

— Что оно напоминает? (сказку)

— Почему? (все волшебное)

VI. Физкультминутка

— А сейчас в нашем волшебном сказочном лесу произойдёт маленькое чудо: вы станете маленькими лёгкими снежинками.

На поляну, на лужок тихо падает снежок.

Улеглись снежинки, белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,

Пляшут все пушинки, белые снежинки

VII. Анализ стихотворения.

1. Повторное чтение. Жужжащее.

— Прочитайте, найдите слова, значение которых вам непонятно.

2. Словарная работа.

Объяснение значения слов Чародейкою, околдован, очарован( в словаре), мещет, в учебнике сноска, бахромой (на слайде)

Чародейка-волшебница, колдунья;

бахрома-свисающие кисти, здесь снежный покров;

трепетать-испытывать волнение;

оковать-одеть пушистым снегом;

мещет-метать (старославянская форма 3 лица единственного числа).

3. Беседа.

— Почему слово «Зима» написано с прописной буквы?

(Это имя собственное, значит, она живая).

— Какой называет автор Зиму? (Чародейкой).

— Кто такая чародейка? (Колдунья, волшебница).

— Добрая ли волшебница? (Рассуждая, ребята приходят к выводу, что добрая).

— Что сделала волшебница, «чародейка Зима»? (Околдовала лес. «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит»).

— Какие звуки можно услышать в этом лесу?

4. Выборочное чтение.

Найдите в тексте ответы на вопросы

-Что делает лес? ( Околдованный спит. «Сном волшебным очарован».)

— Какой лес у Тютчева? (» Весь опутан, весь окован «Легкой цепью пуховой«).

— Что делает солнце с лесом? (Играет, метнет (мещет) солнечный луч, и лес «вспыхнет и заблещет//Ослепительной красой»)

— Как вы понимаете слова «не мертвец и не живой»? «ослепительной красой»?

5. Работа над композицией.

— Назовите героев (образы) данного стихотворения. (Зима, лес, солнце).

— Как построено (композиция) стихотворение?

(Стихотворение состоит из 3 строф.)

— Перечитайте по строфам. О чём говорится в каждой из них?

I строфа-околдованный лес блестит;

II строфа-стоящий лес очарован волшебным сном;

III строфа-мещет-не затрепещет, вспыхнет, заблещет

6. Работа над изобразительными средствами.

Вспомним, какие изобразительные средства мы знаем. (чтение определений на слайде) Перед нами поэт нарисовал словесную картину зимнего леса. Какие изобразительные средства использовал поэт, чтобы нарисовать эту картину?

(Олицетворения: «лес стоит», «чародейкой околдован», «солнце мещет»; эпитеты: «сном волшебным», «ослепительной красой»; метафора: «чародейкою Зимою», «снежной бахромой»; «цепь пуховая»). Этими средствами создается поэтическая картина зимы.

7. Работа с иллюстрациями.

— Какие строки можно было подписать под иллюстрациями?

8. Работа над выразительным чтением.

Поэт написал стихотворение на бумаге, используя рифму, ритм, размер стиха, его мелодию, олицетворение, метафору.

Какие чувства хотел передать этим стихотворением поэт? Как нужно его прочесть, чтобы оно зазвучало правильно, как донести до слушателя все те чувства, которые хотел передать поэт?

С помощью чего мы сможем это сделать? (Голоса, интонации, пауз.)

Как нужно читать это стихотворение? Выберите подходящие слова из тех, что написаны на слайде. Быстро, весело, задорно, спокойно, неторопливо, таинственно, загадочно, с восхищением.

— Прочитайте в парах своему соседу по парте, соблюдая паузы, послушайте мнение товарища о своём чтении.

9. Выразительное чтение вслух.

VIII. Закрепление

1. Сравнение стихотворений.

— Прочитайте стихотворения других авторов о зиме. Перекликаются ли они с произведением Тютчева «Чародейкою Зимою»?

а)На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.(Берёза. С.А.Есенин)

б) Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (С.Есенин Пороша)

в) Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов,Легла волнистыми коврамиСреди полей вокруг холмов. (А. С. Пушкин)

2. Самостоятельная работа.

— Поработайте в парах, дополните текст образными словами и выражениями, которые навеяло стихотворение.

Волшебница-зима.

В лес пришла __________зима. Сосны и ели она нарядила в _________шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела __________шапки. На рябинку накинула __________покрывало. Веточки берёз украшены _________инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами __________ снег. ____________-картина кругом!

— Чтение некоторых работ вслух. Остальные работы вы прочитаете на других уроках своему учителю.

IX. Подведение итогов урока.

— С каким произведением познакомились? Кто автор? Что о нём узнали?

— Поставьте знак на снежинке, выразив своё отношение к стихотворению.

. — ровное, спокойное настроение

! — стихотворение вызвало у вас восторженное чувство, очень понравилось

? — не почувствовали красоту стихотворения.

Посчитайте количество снежинок. Поднимите руки у кого 5? 4? Работу детей, получивших 3 и более снежинок, я оцениваю оценкой «5».У кого нет? Значит, зимний снегопад удался.

X. Рефлексия.

— Если вам было интересно и комфортно, уютно на уроке, понравилось – поднимите снежинку вверх, а если было скучно, однообразно и не уютно, то не поднимайте.

ХI. Домашнее задание.

Выучить стихотворение о зиме наизусть. С. 132 вопрос 4.

Конспект урока

по литературному чтению

в 3 классе

Какие чувства испытывали читая стихотворения?

Фёдор Иванович Тютчев

«Чародейкою Зимою»

Подготовила: учитель начальных классов

Федоренко Е.А.

Елец 2010






See also:
Яндекс.Метрика