Урок литературного чтения_3799


Автор: Никитина Светлана Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Тарко-Сале Пуровского района

Аннотация к уроку:

Урок литературного чтения построен с использованием презентации, выполненной в программе Microsoft Office Power Point, приемов по развитию критического мышления учащихся. Урок направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста, на развитие читательской самостоятельности обучающихся. Использовалась технология формирования правильного типа читательской деятельности с применением аудиозаписи сказки «Малыш и Карлсон…». Используются такие виды работ как: фронтальная беседа, работа с учебником, индивидуальные выступления заранее подготовленных ребят. Выставка рисунков позволяет эстетически переживать прочитанное.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема: «Знакомство с творчеством Астрид Линдгрен и ее новой сказочной повестью «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Части 1-2.»

Цель урока:

познакомить учащихся с творчеством Астрид Линдгрен и новой сказочной повестью «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», (Части 1-2).

Задачи урока:

помочь понять образ времени, о котором пойдет речь

отработать навыки правильного плавного чтения, умения находить ответы в тексте

воспитывать внимательность, любовь к сказке

развивать воображение, фантазию

способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе.

Учебно-методическое обеспечение: Образовательная система «Школа 2100»

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение. 2 класс. Маленькая дверь в большой мир.

Время реализации урока: 2 четверть

Необходимое оборудование и материалы для урока:

Диапроектор, компьютер, презентация урока, аудиозапись сказки «Малыш и Карлсон…» А.Линдгрен, костюм Карлсона и Малыша для учащихся класса, выставка книг А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…».

Авторский медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Office Power Point.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1.

Беседа с введением в тему урока.

7 минут

2.

Работа с текстом 1 части. Прослушивание отрывка из повести-сказки.

15 минут

3.

Офтальмологическая гимнастика.

1 минута

4.

Работа с текстом 2 части.

10 минут

5.

Итог урока.

5 минут

6.

Домашнее задание.

3 минут

Ход урока:

Беседа с введением в тему урока.

(Слайд 2) – заставка к уроку.

— Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, а урок путешествие. Мы сегодня отправимся в город под именем Стокгольм. (Показ слайдов 3-6).

— Стокгольм — один из самых крупных скандинавских городов, раскинувшийся на островах у побережья Балтийского моря. Стокгольм называют «Красавцем на воде». Ведь он расположен на 14 островах, связанных между собой мостами. Здесь везде вода, и поэтому летом город утопает в зелени.

— В Стокгольме проживает около 1,6 млн. чел. Несмотря на это, улицы и парки города удивительно чистые, и прямо в центре можно купаться и ловить рыбу. В самом центре Стокгольма на острове Юргоден находится детский музей сказок. На большой поляне расположен «городок», в котором живут такие герои, как Пеппи длинный чулок, Карлсон, Рони, Эмили и другие.

— Кто знает, эти сказочные герои какого автора? (Астрид Линдгрен)

— А что вы можете рассказать про Астрид Линдгрен? (Ответы детей)

(Слайд 7).

— Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю, в фермерской семье. В семье росло четверо детей — Астрид, Стина и Ингегерд, и брат Гуннар. Астрид была вторым ребёнком.

Сама писательница всегда называла своё детство счастливым, именно оно служит источником вдохновения для её творчества.

В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Писательский дар и страсть к сочинительству проявились у неё, стоило ей только выучиться грамоте.

После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя заботам о сыне Ларсе и дочери Карин.

(Слайд 8).

— По словам Астрид Линдгрен, первое ее произведение «Пеппи Длинный чулок» появилось на свет, прежде всего благодаря дочери Карин. Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинный чулок — это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карин, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке.

В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей — «Мио, мой Мио!».

(Слайд 9).

Затем Астрид Линдгрен пишет трилогию — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять», где снова действует фантазийный герой.

— А кто из сказочных героев произведений А. Линдгрен больше всего нравится вам? А хотите узнать с каким героем мы сегодня встретимся? Тогда отгадайте загадку:

Он всегда живёт всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Живой, весёлый … (Карлсон)

(Входит подготовленный ребенок в костюме Карлсона.)

— Здравствуйте, ребята! Мне мама всегда говорила, что надо быть вежливым. А вас мамы учили быть вежливыми? Тогда давайте дружно, громко поздороваемся. Здравствуйте, ребята! (Чихает)

— Что случилось? Ты простыл? (Спрашивает учитель)

— Что случилось, что случилось? У меня на крыше дождь случился. Карлсончик дорогой весь до ниточки промок. Теперь я заболею! Ты должен стать мне родной матерью и уговорить меня выпить лекарство. (Показывает на мальчика, подготовленного к роли Малыша).

— А какое лекарство?

— Фу, какой ты глупый мальчишка! Конечно же, варенье, малиновое варенье!

— Но ведь осталась одна банка!

— Ты обещал, что будешь мне родной матерью. Друг погибает, а тебе варенья жалко.

— Нет, мне не жалко (отдаёт банку варенья Карлсону).

— О, случилось чудо! Друг спас жизнь друга! Ну а теперь я хочу немного поразвлечься. Эй, мальчишки и девчонки, шалить будем? (Да!)

(Слайд 10).

Физкультминутка.

Поскачите, попляшите

Поскачите, попляшите,

Сядьте тихо, полежите.

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбайтесь,

Быть хорошими старайтесь!

(Костюмированные дети садятся за парты и работают вместе со всеми.)

II. Работа с текстом 1 части. Прослушивание отрывка из повести-сказки.

— Посмотрите на нашу выставку книг. Какие они разные, но все ужасно интересные. Они о приключениях всеми любимыми Малыша и Карлсона. На уроках литературного чтения мы прочитаем отрывки из книги «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

(Слайд 11).

— Откройте учебник на с. 158. Кого вы видите на иллюстрации?

— Чем необычно его место нахождения?

— Мы уже познакомились и с гномами, и с куклами, и с хоббитами, но ни один из сказочных героев не обладает тем талантом, который присуще Карлсону. Каким? (Он умеет летать.)

— Мне кажется, что вам не терпится начать чтение сказочной повести. (Самостоятельное чтение 1 части)

— Каким представляет А. Линдгрен Карлсона? (Ответы детей с опорой на текст.)

— Карлсон обыкновенный персонаж? Почему? Давайте последим глазками, как он летает.

(Слайд 12).

— С какой целью писательница, рассказывая о Малыше, несколько раз повторяет слово «обыкновенный»? (Вероятно, она хочет убедить читателей в том, что история, приключившаяся с Малышом, могла бы случиться с каждым.)

— А привычно ли имя мальчика? Как вы думаете, почему его так называют? (Ответы детей)

— Послушайте, как произошло знакомство Малыша и Карлсона. (Прослушивается аудиозапись.)

— Каким мы видим Малыша? (Очень одиноким.)

III. Работа с текстом 2 части.

А теперь обратимся ко 2 части. Покажите, какие вы хорошие слушатели.

Текст 2 части читает учитель.

Вопросы после чтения:

— Какое чувство возникло у вас с появлением Карлсона?

— А как отреагировал на появление «маленького толстого человечка» Малыш? (Ответы детей с опорой на текст.)

IV. Итог урока.

— Каким вам показался Карлсон после прочитанного?

— В каждый ли дом влетает Карлсон? (Рассуждения детей.)

— Он влетает только к тому, кому очень грустно и одиноко, чтобы помочь забыть о неприятностях.

— А вы знаете, что Карлсон прилетал и в дом А. Линдгрен? Сама Линдгрен рассказывает о своей «встрече» с Карлсоном так:

(Слайд 13).

«Я увидела его, вернее, сперва услышала что-то ночью, когда мне не спалось. Не спалось, может быть, потому, что за окном что-то долго жужжало. А потом он влетел в комнату, сел на кровать и спросил, где найти Малыша… «Кто ты? – спросила я. – Почему ты ко мне прилетел?». «Я – лучший в мире Карлсон, который живет на крыше, – ответил он, – а прилетел я потому, что ты написала книжку про Пеппи Длинный чулок». Тогда я дала ему адрес Малыша. Не назову этот адрес, потому что это тайна… Всё это было именно так, и я готова в этом присягнуть – на книге о Пеппи»…(Время для размышления.)

V. Домашнее задание.

(Слайд 14).

— Нарисуйте Карлсона в его домике таким, каким вы его представили после чтения 1 и 2 частей сказочной повести.

Рекомендации по костюму Карлсона:

Костюм Карлсона прост. Нам понадобятся широкие штаны, желательно клетчатые, рубашку свободного покроя и башмаки. Наденьте подтяжки, ну и, конечно, пропеллер. Можно соорудить пропеллер из картона и пришить к рубашке. Костюм для главного героя готов! Можно нанести румяна на щеки и нос, нарисовать веснушки и надеть парик, желательно с рыжими взлохмаченными волосами. Удачи!

Источники информации:

Книга для чтения во 2-м классе «Маленькая дверь в большой мир», часть 1, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Москва, БАЛАСС, 2010.

2. one.rushill.ru/…/122-audioskazka-malysh-i-karlson-kotoryj-zhivet-na.html — аудиозапись сказки «Малыш и Карлсон…»






See also:
Яндекс.Метрика